Пока в самой Сирии продолжаются бои между вооруженными силами и повстанческими формированиями, вблизи границ этой страны происходят весьма интересные вещи. Несколько дней назад на турецко-сирийскую границу прибыла комиссия, состоящая из специалистов стран НАТО. Целью работы комиссии, по официальным данным, является выбор площадок для размещения зенитных ракетных комплексов MIM-104 Patriot. На первый взгляд, ничего особенного: Турция входит в НАТО и поэтому может рассчитывать на военно-техническую помощь зарубежных союзников. Однако сообщения о выезде комиссии и ее целях сразу же стали объектом пристального внимания. Во-первых, размещать «Пэтриоты» планируется на границе с Сирией, где второй год идет гражданская война. Во-вторых, Турция поддерживает сирийские повстанческие отряды и враждует с официальным Дамаском. Даже эти два факта вполне способны навести на определенные мысли.
Очевидно, Анкара понимает возможные логические построения и поэтому турецкие официальные лица сразу же объяснили причины подготовки к размещению зенитных комплексов. Официальные заявления Турции выглядят следующим образом: сирийская гражданская война вошла в ту стадию, в которой невозможно предсказать дальнейшие события. Поэтому, не желая быть втянутой в вооруженный конфликт, Турция намерена «огородиться» от возможного нападения. Кроме того, ЗРК MIM-104 смогут защитить турецкое население от гипотетического сирийского химического оружия. В общем, администрация президента А. Гюля и премьер-министра Р.Т. Эрдогана называет «Пэтриоты» сугубо оборонительным оружием. Такие заявления выглядят достаточно правдоподобными. Но есть и основания для сомнений.
Официальная версия Анкары вызывает претензии, прежде всего, в свете позиции относительно сирийской войны. Турция поддерживает повстанцев, а сирийская армия несколько раз заявляла о прямом содействии инсургентам, в том числе и вооружением, чему представляла доказательства. Из этого следует, что зенитные комплексы на границе могут использоваться не только для своей обороны, но и для других военных целей. Такой целью, к примеру, может быть обеспечение бесполетной зоны, как это было в прошлом году в Ливии. Комплекс MIM-104 способен обстреливать аэродинамические цели на дальностях до 80 километров, что позволяет «закрыть» большую полосу сирийской территории вблизи границы. При этом противоракетные возможности «Пэтриота» обеспечивают перехват целей на значительно меньших дальностях, что может служить еще одним доказательством недобрых намерений Турции.
Тем временем союзники Турции по НАТО уже выражают готовность помочь с организацией противовоздушной и противоракетной обороны. Германия уже обозначила возможность временной передачи двух батарей (до восьми пусковых установок в каждой), а Нидерланды могут выделить одну батарею. Остальные страны НАТО пока только раздумывают над необходимостью помощи союзнику. Вероятно, их останавливают неясные перспективы. Если Турция все-таки надумает вступить в войну и использовать арендованные зенитные комплексы в своих целях, то страны, поделившиеся техникой, могут оказаться в неоднозначном положении. В таком случае серьезные вопросы вызовет статус переданных зенитных комплексов. Если Турция будет держать полученные «Пэтриоты» только на дежурстве с целью обеспечения собственной безопасности, то такая передача останется внутренним делом блока НАТО. Если же турки соберутся делать бесполетную зону, то это, как любая другая санкция против независимой страны, потребует специального разрешения Совета безопасности ООН. Соответственно, попытки Анкары «закрыть» сирийское небо для полетов государственной авиации без резолюции Совбеза в некоторой мере ударит по репутации стран, передавших свои комплексы. Вряд ли кто-то из руководства ведущих стран НАТО хочет, чтобы за их счет Турция осуществляла свои геополитические амбиции.
Правда, турки действительно могут использовать арендованные «Пэтриоты» для защиты. Только защищать они будут не гражданские объекты и инфраструктуру, а караваны боевиков. Как известно, большая часть уничтоженных караванов, шедших через турецко-сирийскую границу, была обнаружена и атакована авиацией. Кроме того, текущая гражданская война имеет характерную особенность: вооруженные повстанцы вскоре после перехода границы могут рассредоточиться в любом населенном пункте и «пропасть». Так что задача нарушения и прекращения снабжения повстанцев из-за границы, в первую очередь, лежит на авиации сирийских вооруженных сил. Таким образом, MIM-104 с турецкой территории могут прикрывать караваны боевиков, защищая их от атак сирийской правительственной авиации.
И все же наиболее вероятным вариантом развития событий является попытка Анкары вступить в войну на стороне инсургентов и, полагаясь на помощь союзников по НАТО, получить контроль над Сирией через приведенное к власти марионеточное правительство. Однако в таком случае Турции придется искать новые поводы для вступления в конфликт. К примеру, использовавшийся натовцами во время войны в Ливии метод с созданием бесполетной зоны и последующим уничтожением почти всей военной инфраструктуры сейчас уже не пройдет. Как утверждали представители НАТО, в Ливии их войска действовали исключительно в соответствии с решением Совбеза ООН. Теперь же получение подобного разрешения будет очень и очень сложным процессом. Ряд стран, имеющих право вето, вполне способен воспользоваться им и заблокировать попытки ввести какие-либо санкции против Сирии, направленные на поддержку повстанческих формирований.
Примечательно, что возможная переброска зенитных комплексов вызывает претензии и в самой Турции. К примеру, эксперт Билькентского университета Клорай Гюрбюз в своем недавнем интервью «Голосу России» отметил отсутствие каких-либо выгод в аренде «Пэтриотов». Поскольку, скорее всего, управление комплексами будут осуществлять американцы, англичане или израильтяне, вероятность выгоды для самой Турции ощутимо снижается. Кроме того, размещение ЗРК на турецкой территории может привести к осложнению отношений со странами-соседями. К словам Гюрбюза стоит добавить возможность дипломатических проблем со странами, имеющими хорошие отношения с Сирией. В общем, для Турции размещение зенитных комплексов может иметь как полезные последствия, так и вредные, и никто пока не сможет предсказать, как именно пойдут дела в том или ином случае.
Как видим, турецкое руководство рискует попасть в сложную ситуацию. Ему придется выбирать между геополитическими амбициями и внешнеполитическим обликом своей страны. Кроме того, страны НАТО до сих пор лишь высказывают свои мнения по поводу гражданской войны в Сирии и пока не собираются начинать миротворческую операцию. Все эти действия НАТО очень похожи на попытку предугадать возможное развитие ситуации и не влезть очередную авантюру. Вероятно, именно поэтому до сих пор лишь две страны согласились передать Турции свои зенитные комплексы.
По материалам сайтов:
http://rus.ruvr.ru/
http://lenta.ru/
http://ria.ru/
Очевидно, Анкара понимает возможные логические построения и поэтому турецкие официальные лица сразу же объяснили причины подготовки к размещению зенитных комплексов. Официальные заявления Турции выглядят следующим образом: сирийская гражданская война вошла в ту стадию, в которой невозможно предсказать дальнейшие события. Поэтому, не желая быть втянутой в вооруженный конфликт, Турция намерена «огородиться» от возможного нападения. Кроме того, ЗРК MIM-104 смогут защитить турецкое население от гипотетического сирийского химического оружия. В общем, администрация президента А. Гюля и премьер-министра Р.Т. Эрдогана называет «Пэтриоты» сугубо оборонительным оружием. Такие заявления выглядят достаточно правдоподобными. Но есть и основания для сомнений.
Официальная версия Анкары вызывает претензии, прежде всего, в свете позиции относительно сирийской войны. Турция поддерживает повстанцев, а сирийская армия несколько раз заявляла о прямом содействии инсургентам, в том числе и вооружением, чему представляла доказательства. Из этого следует, что зенитные комплексы на границе могут использоваться не только для своей обороны, но и для других военных целей. Такой целью, к примеру, может быть обеспечение бесполетной зоны, как это было в прошлом году в Ливии. Комплекс MIM-104 способен обстреливать аэродинамические цели на дальностях до 80 километров, что позволяет «закрыть» большую полосу сирийской территории вблизи границы. При этом противоракетные возможности «Пэтриота» обеспечивают перехват целей на значительно меньших дальностях, что может служить еще одним доказательством недобрых намерений Турции.
Тем временем союзники Турции по НАТО уже выражают готовность помочь с организацией противовоздушной и противоракетной обороны. Германия уже обозначила возможность временной передачи двух батарей (до восьми пусковых установок в каждой), а Нидерланды могут выделить одну батарею. Остальные страны НАТО пока только раздумывают над необходимостью помощи союзнику. Вероятно, их останавливают неясные перспективы. Если Турция все-таки надумает вступить в войну и использовать арендованные зенитные комплексы в своих целях, то страны, поделившиеся техникой, могут оказаться в неоднозначном положении. В таком случае серьезные вопросы вызовет статус переданных зенитных комплексов. Если Турция будет держать полученные «Пэтриоты» только на дежурстве с целью обеспечения собственной безопасности, то такая передача останется внутренним делом блока НАТО. Если же турки соберутся делать бесполетную зону, то это, как любая другая санкция против независимой страны, потребует специального разрешения Совета безопасности ООН. Соответственно, попытки Анкары «закрыть» сирийское небо для полетов государственной авиации без резолюции Совбеза в некоторой мере ударит по репутации стран, передавших свои комплексы. Вряд ли кто-то из руководства ведущих стран НАТО хочет, чтобы за их счет Турция осуществляла свои геополитические амбиции.
Правда, турки действительно могут использовать арендованные «Пэтриоты» для защиты. Только защищать они будут не гражданские объекты и инфраструктуру, а караваны боевиков. Как известно, большая часть уничтоженных караванов, шедших через турецко-сирийскую границу, была обнаружена и атакована авиацией. Кроме того, текущая гражданская война имеет характерную особенность: вооруженные повстанцы вскоре после перехода границы могут рассредоточиться в любом населенном пункте и «пропасть». Так что задача нарушения и прекращения снабжения повстанцев из-за границы, в первую очередь, лежит на авиации сирийских вооруженных сил. Таким образом, MIM-104 с турецкой территории могут прикрывать караваны боевиков, защищая их от атак сирийской правительственной авиации.
И все же наиболее вероятным вариантом развития событий является попытка Анкары вступить в войну на стороне инсургентов и, полагаясь на помощь союзников по НАТО, получить контроль над Сирией через приведенное к власти марионеточное правительство. Однако в таком случае Турции придется искать новые поводы для вступления в конфликт. К примеру, использовавшийся натовцами во время войны в Ливии метод с созданием бесполетной зоны и последующим уничтожением почти всей военной инфраструктуры сейчас уже не пройдет. Как утверждали представители НАТО, в Ливии их войска действовали исключительно в соответствии с решением Совбеза ООН. Теперь же получение подобного разрешения будет очень и очень сложным процессом. Ряд стран, имеющих право вето, вполне способен воспользоваться им и заблокировать попытки ввести какие-либо санкции против Сирии, направленные на поддержку повстанческих формирований.
Примечательно, что возможная переброска зенитных комплексов вызывает претензии и в самой Турции. К примеру, эксперт Билькентского университета Клорай Гюрбюз в своем недавнем интервью «Голосу России» отметил отсутствие каких-либо выгод в аренде «Пэтриотов». Поскольку, скорее всего, управление комплексами будут осуществлять американцы, англичане или израильтяне, вероятность выгоды для самой Турции ощутимо снижается. Кроме того, размещение ЗРК на турецкой территории может привести к осложнению отношений со странами-соседями. К словам Гюрбюза стоит добавить возможность дипломатических проблем со странами, имеющими хорошие отношения с Сирией. В общем, для Турции размещение зенитных комплексов может иметь как полезные последствия, так и вредные, и никто пока не сможет предсказать, как именно пойдут дела в том или ином случае.
Как видим, турецкое руководство рискует попасть в сложную ситуацию. Ему придется выбирать между геополитическими амбициями и внешнеполитическим обликом своей страны. Кроме того, страны НАТО до сих пор лишь высказывают свои мнения по поводу гражданской войны в Сирии и пока не собираются начинать миротворческую операцию. Все эти действия НАТО очень похожи на попытку предугадать возможное развитие ситуации и не влезть очередную авантюру. Вероятно, именно поэтому до сих пор лишь две страны согласились передать Турции свои зенитные комплексы.
По материалам сайтов:
http://rus.ruvr.ru/
http://lenta.ru/
http://ria.ru/