ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Известный и секретный «Призрак»

Известный и секретный «Призрак»


28-01-2012, 14:39. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Известный и секретный «Призрак»

Секретность и реклама. Между этими двумя вещами постоянно приходится балансировать любой фирме, делающей продукцию и технологии оборонного назначения. Именно такие мысли возникают при чтении пресс-релиза компании Juliet Marine Systems, в котором рассказывается об их новом проекте под кодовым названием Ghost («Призрак»). Хотя соответствующее управление ВМС США и Бюро по регистрации патентов и торговых марок разрешило JMS опубликовать данные о своей работе, те не называют даже примерные технические характеристики своего творения. Но зато приводят цифры, связанные с примененными новыми технологиями, которые, собственно говоря, и должны заинтересовать потенциальных покупателей.

Известный и секретный «Призрак»


Цифра эта равняется девяти сотням. Именно во столько раз, по заявлению JMS, снижается сопротивление среды при движении корабля проекта Ghost. Достигнуто это применением обводов корпуса специальной формы и специальных агрегатов, благодаря которому вокруг подводной части судна образуется суперкавитационная полость. Этот факт и послужил причиной того, что в пресс-релизе «Призрак» называется комбинацией катера и летательного аппарата. К публикации прикрепили фотографии чудо-катера.

По опубликованным данным о конструкции или тактической нише, которую должен занять Ghost, судить трудно. Но в журнале Aviation Week & Space Technology провели расследование и даже из имеющихся материалов сумели выудить немало информации. По крайней мере, теперь ее достаточно для более-менее нормальных суждений о проекте. На фото «Призрака» видно, что катер выполнен по схеме, напоминающей тримаран. Слово «напоминающей» здесь неслучайно: при движении на малой скорости катер касается воды днищем и двумя гондолами, размещенными на пилонах по бокам основного корпуса. При увеличении скорости движения «крылья» по команде могут двигаться в вертикальной плоскости, благодаря чему основной корпус катера приподнимается над водой, а боковые гондолы принимают на себя всю нагрузку. В корпусе размещается рубка, все системы управления, силовая установка, экипаж и, в перспективе, вооружение. В гондолах, в свою очередь, размещаются электромоторы с винтами/водометами и аппаратура, обеспечивающая создание суперкавитационных «пузырей». При выведенных в самое нижнее положение пилонах Ghost напоминает корабль Sea Shadow, созданный в начале 80-х компанией Lockheed. Но отличий у этих проектов куда больше, чем общих моментов. Хотя бы потому, что «Морская тень» делалась как демонстратор стелс-технологий в морском деле и большой скорости не имела. Даже катамаранная схема не позволяла разгоняться этому кораблю быстрее 14-15 узлов. Различна и конструкция пилонов, на которых размещаются боковые гондолы: у «Призрака» они выполнены поворотными, у «Тени» - стационарными. Возможно, на катере Ghost пилоны одновременно исполняют роль подводных крыльев, хотя уверенно утверждать нельзя.

Известный и секретный «Призрак»


Итак, большинство решений, примененных на «Призраке» не новы. Поворотные пилоны уже были в проектах Lockheed Martin задолго до Sea Shadow, а серийные суда на подводных крыльях вышли на маршруты еще в 50-х годах прошлого века. Но Ghost все же не «сплав» только существующих технологий – главная цель, ради которой были собраны подводные крылья, пилоны и т.д. заключается в другом. Ghost - это в первую очередь т.н. суперкавитационный катер. Как уже упоминалось, в подводных гондолах помимо движителей размещаются специальные агрегаты, создающие вокруг них полость. Надо сказать, суперкавитация тоже не является революционно новой технологией в судостроения, но до сих пор самым крупным серийным типом техники, использовавшем его, был американский катер Mark V. А Juliet Marine Systems обещает «вырастить» из имеющегося Ghost корабль куда больших размеров. В российской технике также используется суперкавитация – подводная ракета «Шквал» передвигается под водой со скоростью около 200 узлов.

Тем не менее, проект Ghost представляет определенный интерес для военных и гражданских заказчиков. Если мирное «трудоустройство» подобных катеров и кораблей возможно в грузовом или пассажирском вариантах, то военных способов его применения куда больше. Надводная часть катера может быть выполнена с использованием наработок, оставшихся от Sea Shadow, в результате чего получится плавсредство, способное скрытно и на большой скорости выходить в заданный район. А для каких целей – сугубо вопрос тактического применения и воззрений флотского начальства. Корабли, созданные на основе «Призрака», могут выполнять патрульную службу, атаковать корабли противника или даже высаживать десант. JMS особо напирает на тот факт, что благодаря хорошей скорости и маневренности Ghost может эффективно бороться с пиратами. Понятно, почему разработчики «Призрака» активно «пиарят» подобное применение катера – на борьбу с морским разбоем у американского флота уходит до полутора миллиардов долларов в год. По-видимому, «Призраки» способны значительно уменьшить эту сумму.

Известный и секретный «Призрак»


Однако есть основания полагать, что ВМС США могут и отказаться от поддержки проекта. Если они позволили рассекретить работы, то это может говорить об отпуске JMS «на вольные хлеба». Возможно, доводка программы требует хороших капиталовложений, а US Navy попросту не хотят рисковать собственными деньгами и некоторым образом намекают частным компаниям, дабы те продолжили финансирование работ по «Призраку». Но это только предположения. Сам факт существования Ghost рассекречен, но его точные характеристики, метод создания суперкавитационных полостей и другие моменты, представляющие большой интерес, пока не стали достоянием общественности. Среди прочего это может говорить и о своеобразной попытке похвастаться со стороны американских моряков. Однако точно говорить о судьбе проекта Ghost можно будет только после появления официальной информации.
Автор Рябов Кирилл


Вернуться назад