Бразильская компания Embraer, выступавшая в партнерстве с небезызвестной американской Sierra Nevada Corporation с турбовинтовым самолетом Embraer EMB-314 (A-29) Super Tucano, 30 декабря 2011 года объявила, что выиграла конкурс ВВС США на легкий штурмовой боевой самолет по программе Light Air Support (LAS). Первые сообщения об этом поступили еще 28 декабря. Сообщается, что еще 22 декабря ВВС США выдали Sierra Nevada Corporation (как головному подрядчику) контракт на поставку первых 20 самолетов А-29 производства Embraer на сумму 355,127 млн. долл. Первый самолет должен быть поставлен в течении 18 месяцев со дня предоставления контракта, сборку и доработку самолетов А-29 будет осуществлять Sierra Nevada Corporation в Джексонвилле (штат Флорида). Предполагается, что закупленные самолеты будут базироваться на авиабазе Кловис (штат Нью-Мексико).
ВВС США начали проект закупки легких турбовинтовых противоповстанческих самолетов в июле 2009 года, выпустив тактико-техническое задание по программе Light Attack/Armed Reconnaissance (LAAR), предусматривавшей закупку 100 самолетов начиная с 2012 финансового года, с поставкой на первом этапе 15 машин. Вскоре после этого ВВС США выпустили также задание по программе Light Air Support (LAS) на закупку аналогичных самолетов для новых ВВС Афганистана, с первоначальной закупкой шести самолетов (с опционом еще на 14). Хотя на оба предложения отозвался целый ряд авиапроизводителей (cреди предложений были Air Tractor AT-802U и проекты Stavatti SM-27 Machete и Boeing OV-10X Bronco), фактически конкурс свелся к двум серийно выпускаемым претендентам - бразильскому Embraer EMB-314 (A-29) Super Tucano и американскому Hawker Beechcraft AT-6B Texan II (деривация Pilatus PC-9M). Embraer выступала в партнерстве с Sierra Nevada Corporation, а Hawker Beechcraft - с Lockheed Martin. С января 2011 года ВВС США проводили оценочные испытания предоставленных производителями образцов самолетов A-29 Super Tucano и AT-6B Texan II. Однако летом 2011 года Конгресс США отказал в выделении Пентагону запрашиваемых 158,5 млн. долл. на 2012 финансовый год по программе LAAR, что привело к закрытию данной программы. Тем временем в октябре 2010 года программа LAS была расширена - на первом ее этапе предусматривается закупка 20 самолетов, которые поступят в ВВС США и будут использоваться для обучения американского и афганского личного состава и для отработки методов боевого применения и использования вооружения, а на втором этапе (видимо, с 2015 года) планируется поставка 36 самолетов ВВС Афганистана.
Хотя самолет Hawker Beechcraft АТ-6 был выбран для закупки Ираком и Мексикой, однако в ноябре 2011 года он был неожиданно признан ВВС США несоответствующим требованиям программы LAS и исключен из конкурса. Так что фактически финальный этап конкурса по программе LAS проходил на безальтернативной основе с участием только Embraer А-29. В настоящее время Hawker Beechcraft предпринимает попытки оспорить результаты тендера в судебном порядке.
Следует отметить, что ранее в 2007 году один самолет Embraer EMB-314 Super Tucano был приобретен известной американской частной военной компанией Blackwater (затем Xe, ныне Academi). Этот самолет (регистрация N314TG) в 2008-2009 годах проходил испытания в рамках оценочной программы ВМС США "Imminent Fury", а с сентября 2011 года находится в лизинге у частной военной компании Tactical Air Defense Services, действующей в интересах Пентагона. По результатам испытаний "Imminent Fury" планировалось выделение средств на закупку четырех самолетов Super Tucano для обеспечения действий сил специального назначения ВМС США SEAL, однако реализовано это так и не было.
Вернуться назад
|