ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > России нужны авианосцы
России нужны авианосцы30-06-2011, 15:40. Разместил: VP |
||
Открывшийся в среду в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон MBMC–2011 заинтересовал специалистов не столько боевыми кораблями ВМФ России, пришвартованными у Морского вокзала, сколько планами развития нашего флота, озвученными главой Объединённой судостроительной компании Романом Троценко. Роман Троценко. Фото ИТАР-ТАСС
Президент ОАО «ОСК» рассказал о том, что уже в декабре этого года в России, на Адмиралтейских верфях, начнётся строительство кормовой части для первого из кораблей «Мистраль», а также подтвердил, что третий и четвёртый вертолётоносцы этого типа будут полностью строиться в России.
Троценко пообещал до конца 2011 года передать отечественному ВМФ и иностранным заказчикам 17 новых кораблей, включая две атомные стратегические подводные лодки, призванные усилить наше присутствие в Мировом океане. По словам главы ОСК, его компания занимается также проектированием нового эсминца океанской зоны действия, работающего на ядерном топливе, – подобные корабли будут поставлены исключительно российскому ВМФ.
Но больше всего впечатлило специалистов заявление г-на Троценко о планах проектирования и строительства нового типа авианосца для нашего флота. Подтвердив, что корабли такого класса России нужны, глава ОСК назвал дату начала работ по проекту – 2016 год.
Сегодня у России стоит на вооружении один-единственный авианосец «Адмирал Кузнецов», построенный четверть века назад и уже нуждающийся в модернизации. Идея строить новые «самолётоносцы» долгое время, до 2009 года, вообще не озвучивалась в верхах. Даже в прошлом году вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что в государственной программе вооружений на 2011-2020 годы никаких авианосцев не значится. И вот теперь – новый поворот в истории.
Военные аналитики, комментируя заявление Романа Троценко, не спешат с выводами. Безусловно, наличие в морских эскадрах ВМФ России новейших авианосцев означало бы не только повышение престижа страны, но и совсем иной масштаб действий флота, равно как и более высокий уровень оборонной стратегии. Авианесущая группировка предполагает вероятность боевых действий вдали от родных берегов, что, в свою очередь, по сути, означает пересмотр нынешней военной доктрины России. Остаётся понять, существуют ли у нашей страны сферы национальных интересов за пределами наших границ – и где они вообще находятся. Говоря проще, хотелось бы знать: кого мы готовы бомбить палубными самолётами? Пока ответа на этот вопрос не существует, однако, ввиду резко меняющейся международной обстановки, мы можем получить его даже раньше, чем многим хотелось бы.
Разумеется, возведение кораблей такого класса означает развитие целой отрасли ВПК: приток инвестиций, модернизацию заводов и инфраструктуры, сохранение сотен и тысяч уникальных специалистов, появление новых технологий и т.д. С этим хорошо стыкуются планы строительства – впервые за несколько десятков лет! – суперсовременных верфей на Дальнем Востоке, в Кронштадте и Калининграде, перечисленные Романом Троценко на официальном сайте ОАО «ОСК». Даже тот факт, что вертолётоносцы «Мистрали» окажутся не чисто французской, а нашей совместной разработкой, говорит о том, что отрасль далека от загнивания, о котором так часто говорят скептики. И всё-таки даже на этом направлении у наших судостроителей существует масса проблем, главная из которых – недостаток квалифицированных кадров. В самом деле, сложно ожидать появления на верфях молодёжи, если в стране по-прежнему, к сожалению, распространен культ сибаритства и общественного эгоизма в духе «Дома-2».
Важно отметить, что успехи российской судостроительной отрасли вряд ли оказались бы возможны, не будь её разрозненные предприятия объединены в 2007 году в единую государственную компанию. Сложнейшие производства, в которых задействован труд десятков и сотен предприятий-смежников, гораздо выгоднее и проще вести в рамках единой организационной структуры, как бы она ни называлась: министерство или ОАО.
Сегодня, однако, над Объединённой судостроительной компанией нависла угроза новой децентрализации и приватизации. И хотя ОСК пока не входит в список госсобственности, отобранной для распродажи в ближайшие два года, вероятность скорого ухода государства из отечественного судостроения висит над компанией дамокловым мечом. Не далее как сегодня, 30 июня, это фактически признал и президент ОСК, заявив, что в случае приватизации на рынок может быть выведено 30% акций компании.
К чему приведёт подобное развитие событий, вряд ли кто-то сегодня возьмётся предположить. Сложно, однако, поверить, что в России найдётся крупный капитал, который больше, чем само государство, был бы заинтересован в строительстве для родного флота новых авианосцев и атомных субмарин. Вернуться назад |