ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > От РСМ-40 до "Синевы"

От РСМ-40 до "Синевы"


11-03-2009, 16:17. Разместил: VP

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ.


12 марта 1974 г. был принят на вооружение морской комплекс Д-9 с ракетой Р-29 (РСМ-40) дальностью 7800 км, созданной  в конструкторском бюро Виктора Макеева. Она стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой подводных лодок (БРПЛ) и первой боевой ракетой с системой азимутальной астрокоррекции, которая позволяла уточнять по звездам положение ракеты в пространстве и корректировать направление ее движения.  Внедрение коррекции траектории по внешним ориентирам стало этапным и приоритетным для всех последующих отечественных боевых ракет.

 

На западе комплекс Д-9 получил обозначение SS-N-8 Sawfly. С его созданием  Советский Союз на несколько лет опередил США, которые в те годы только начинали проектировать БРПЛ «Трайдент-1».

 

Поскольку дальность полета новой ракеты составляла почти 8000 км, отпадала необходимость патрулирования подводным  лодкам непосредственно у берегов вероятного противника Преодолевая при этом его многоэшелонированную противолодочную  оборону. Теоретически пуск ракет мог выполняться и прямо у пирса, без выхода лодок в открытое море.

 

Усовершенствованная система управления стрельбой позволяла в пять-семь раз сократить время предстартовой подготовки и, что особенно важно, обеспечивала старт всего боекомплекта в одном залпе.

 

Среди многих проблем, которые возникли при разработке комплекса Д-9, одним из, пожалуй, наиболее сложных было достижение приемлемых габаритов ракеты при существенном росте ее тактико-технических характеристик. Принципиально новым решением, впервые реализованном в практике мирового ракетостроения, стало введение уплотненной, так называемой,  утопленной схемы. Маршевый двигатель первой ступени и двигательная установка второй были полностью размещены внутри топливных баков, а головная часть «утоплена» в баке горючего второй ступени.

 

И, все-таки, Р-29 оказалась на 40% длиннее предшественницы Р-27 и имела вдвое большую стартовую массу. Таким ракетам были нужны новые ракетоносцы. Ими стали подводные лодки «Мурена» проекта 667Б. Если ее предшественница «Навага» проекта 667А несла 16 ракет, то  в корпус новой лодки удалось «втиснуть» только 12. Тем не менее, эффективность подводного ракетоносца  возросла примерно в 2,5 раза. До 1977 г. было построено 18 подводных крейсеров проекта  667Б. В дальнейшем часть из них перевооружается ракетами Р-29Д с увеличенной до 9100 км дальностью   полета.

 

В начале 1970-х годов в КБ Макеева, в ответ на намерение США установить на морских ракетах головные части с разделяющимися боевыми блоками, была начата разработка жидкостной ракеты РСМ-50 и твердотопливной РСМ-52. В РСМ-50 использовались схемные, конструкторские и технологические решения, прошедшие  отработку на Р-29. Отсюда и ее второе обозначение Р-29Р.

 

Ракетный комплекс Д-9Р был создан менее чем за 4 года. Это позволило со-ветскому ВМФ начать развертывание морских ракет большой дальности с разделяющимися головными частями на три года раньше, чем за рубежом. В период с 1976 по 1984 г. Северный и Тихоокеанский флоты получили 14 подводных лодок «Кальмар» проекта 667БДР c комплексом Д-9Р (западное обозначение SS-N-18 Stingray).

 

На основе Р-29 было создано три модификации: Р-29Р (трехблочная), Р-29РЛ (моноблочная) и Р-29РК (семиблочная). Впоследствии от семизарядного варианта отказались, главным образом из-за несовершенства  системы разведения блоков. В настоящее время  ракета находится на вооружении в оптимальной для нее трехблочной комплектации.

 

В 1979 г. в КБ Макеева началась разработка новой ракеты Р-29РМ (РСМ-54) комплекса Д-9РМ, способной поражать малоразмерные защищенные наземные цели. Значительное число ее систем было взято от предыдущей  модификации Р-29Р. Это позволило  уменьшить стоимость ракеты и сократить сроки разработки.

 

Комплекс (западное обозначение SS-N-23 Skiff) был принят на вооружение в 1986 г. Флот получил семь ракетоносцев проекта 667БДРМ. В настоящее время шесть из них находятся в боевом составе российского Северного флота и составляют костяк морской компоненты отечественных сил ядерного сдерживания. На каждом  из них размещено по 16 пусковых установок РСМ-54 с четырьмя ядерными блоками на ракете.

 

В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут выполнять пуск ракет, в том числе в одном залпе, в любом направлении относительно курса движения с глубин до 55 м при скорости 6-7 узлов.

 

С 1996 г. производство ракет РСМ-54 прекращается. Однако в 1999 г. российским правительством было принято решение о возобновлении на пять лет производства модернизированного варианта РСМ-54 ракеты «Синева» (Р-29РМУ).

 

Принципиальное отличие этой машины от ее предшественницы, прежде все-го, в том, что, на нее можно устанавливать 10 блоков индивидуального наведения. Была повышена  защищенность комплекса от воздействия электромагнитного импульса, например при высотном ядерном взрыве. На ракете установлена система преодоления ПРО противника.

 

После 1986 г. макеевцы не дали морякам ни одного нового ракетного комплекса. Длившаяся более 10 лет работа над проектом «Барк», который представлял собой глубокую модернизацию первой отечественной жидкостной трехступенчатой  БРПЛ Р-39 (РСМ-52) комплекса Д-19.  Для испытаний нового ракетного комплекса переоборудуется «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула» (западное обозначение Typhoon), ранее вооруженный двадцатью РСМ-52.

 

Однако в 1999 г. «Барк», техническая готовность которого  к тому времени составляла 73%, решили заменить на разработку Московского института теплотехники (МИТ), который в принципе не имел опыта создания морских ракет.

 

Официальным поводом для принятия такого решения стали неудачные пер-вые три пуска «Барка». Причины аварий были выяснены: они однозначно носили производственный характер и к четвертому испытанию были устранены. Но его не разрешили. В конечном итоге практически готовый «Барк» списали, а «Дмитрий Донской» снова переоборудуется, на этот раз под “Булаву».

 

К настоящему  времени выполнено десять ее испытательных пусков, вклю-чая первый бросковый, когда вместо ракеты использовался габаритно-весовой макет. По мнению независимых экспертов лишь один пуск прошел без замечаний. Остальные в той или иной степени были неудачными.

 

По заявлению заместителя министра обороны по вооружению генерала армии Владимира Поповкина в 2009 г. предстоят еще 4-5 испытательных пусков. Первый в марте. От их результатов будет зависеть решение вопроса о принятии ракеты на вооружение.


Пока же из-за отсутствия летающей «Булавы» остается безоружным новый ракетоносец «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей», уже год как спущенный на воду. На подходе еще две лодки этого проекта: «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

 

Не ясна судьба и пока остающихся на плаву уникальных «Акул». Одну из них – «Дмитрий Донской», как уже говорилось выше, переоборудовали под испытания «Булавы». Еще две – «Северсталь» и «Архангельск» из-за прекращения производства «Синевы», под которую их планировалось доработать, выведены в резерв.

 

В любом случае негативные последствия  принятого непродуманного решения о передаче разработки нового морского ракетного комплекса в МИТ сегодня налицо. Есть подводные ракетоносцы, но нет ракет, которыми их можно было бы вооружить. И, наоборот, есть лучшая в мире по энергомассовым показателям ракеты, к тому же в отличие от «Булавы», обладающая большим модернизационным потенциалом – имеется в виду «Синева», но нет носителей для нее.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Вернуться назад