ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Почему Россия никак не может реализовать план вооружения своей армии?

Почему Россия никак не может реализовать план вооружения своей армии?


4-03-2011, 03:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

По данным, просочившимся в СМИ, в минувшем году полностью провалился гособоронзаказ. Закупки вооружений и военной техники удалось выполнить лишь на 30 процентов.

Комментирует военный обозреватель Сергей Птичкин:

- Во-первых, удивляться этому не стоит, а во-вторых, этот факт однозначно перечеркивает все амбиции военного ведомства переоснастить к 2020-му Вооруженные силы России самой современной боевой техникой. Не удалось этого сделать за минувшие двадцать лет, не удастся, к сожалению, и за ближайшие десять. Никакого злопыхательства – просто констатация фактов.

С 1990-х годов начались попытки сформировать долгосрочные государственные программы по закупкам вооружений - ГПВ. Увы, ни одну из них реализовать не удалось даже наполовину. За провалы, как принято у нас, никто не ответил. Наиболее реалистичной была ГПВ с 1996 по 2005-й. По крайней мере, она могла бы обеспечить реализацию целого ряда прорывных проектов и технологий как в промышленности, так и в закупаемых вооружениях. Однако денег на нее практически не давали. В 2002-м, не меняя ее сути в целом, ГПВ скорректировали на ближайшую пятилетку, утвердив новый вариант с 2002 по 2006-й. Но даже с серьезной корректировкой и продлением срока выполнения на год, программу провалили.

Второго июля 2006-го утвердили новую ГПВ на 2007-2015-й. На ее реализацию запланировали почти 5 триллионов рублей. Однако в 2008-м началась грандиозная реформация всех Вооруженных сил, и стало очевидно, что озвученных триллионов не хватит. Поэтому в прошлом году утвердили окончательную редакцию новейшей ГПВ на 2011-2020-й. На нее выделили совершенно фантастическую сумму – более 20 триллионов рублей!

Поскольку реализовывать эту ГПВ, по всей видимости, будут все-таки те менеджеры, которые сегодня управляют нашими армией, авиацией и флотом, то минувший год объективно стал для них своего рода экзаменом. Как оказалось, проверки на способность эффективно выполнять принятую ими самими программу, топ-менеджеры минобороны не выдержали. Они так и не смогли грамотно реализовать даже избыточные финансовые средства и закупить для Вооруженных сил то, что хотели. Не удалось ввести в строй новую стратегическую лодку проекта 955 типа «Борей». Первая лодка «Юрий Долгорукий» проходит ходовые испытания, как сообщалось в прессе, с серьезными проблемами. Вторая лодка этого проекта, «Александр Невский», формально на воду спущена, достраивается в Северодвинске. Но для этих крейсеров все еще нет главного оружия – стратегической «Булавы». Многоцелевая атомная субмарина проекта 885 типа «Ясень» в лучшем случае к ходовым испытаниям приступит в следующем году. А ведь эти подлодки должны были встать в строй ВМФ до конца 2010-го – по прошлым планам ГПВ. Из девяти планируемых к поставке в минувшем году самолетов Як-130 поставлено ВВС шесть, из запланированных к покупке 151 единицы БМП-3, армия получила 78 машин. Сколько армия получила танков Т-90 и сколько было модернизировано Т-72, похоже, толком не знают в самом министерстве – цифры называются все время разные.

Естественно, топ-менеджеры Минобороны в провале гособоронзаказа за минувший год обвинили промышленность. Сообщается даже, что министр Анатолий Сердюков будто бы предложил Дмитрию Медведеву применить к руководителям этих предприятий меры административного воздействия, которыми могут быть как штрафы, так и аресты.

Промышленность, конечно, виновата. Она не произвела в полном объеме того, что заказывали военные, многие изделия были забракованы. А кто виноват в бедах нашей оборонки? Как ни крути – главные заказчики, то есть минобороны. Военное ведомство в последние годы то открывало, то закрывало весьма дорогостоящие проекты. Само выделение запланированных предприятиям средств шло неритмично. Порой оборонные предприятия просто доводили до предбанкротного состояния или же вынуждали лезть в кредитную кабалу. И это при том, что денег на заказанные этим предприятиям изделия в минобороны было в избытке. Почему их не давали? Вразумительно ответить на это не могут даже первые лица отечественного ОПК.

Низкое качество продукции, производимой на когда-то самых передовых по своим технологиям заводах, уже никого не удивляет. При разборе аварийных пусков «Булавы» выявлялись такие технологические проколы, которые даже в принципе были невозможны во времена СССР. Причина этому - не только ужасающий износ станочного парка, который зачастую превышает 100 процентов, но и падение общего уровня производственной культуры, а также военной приемки. Когда-то военпреды были почти неприкасаемой кастой оборонки. Они имели огромные полномочия, но и спрос с них был очень высокий. В военную приемку приходили офицеры из войск и военных НИИ, имевшие большой опыт службы и работы. Сейчас в общем русле военных реформ на многих очень серьезных оборонных предприятиях должности военпредов с майорско-полковничьих опущены до старлейско-капитанских. Может ли быть старший лейтенант ответственным и, главное, знающим военным приемщиком? Конечно же, нет! Министр обороны этого не знает? Вполне возможно, даже не догадывается.

Резюме очень грустное, но логичное. Проблемы в оборонно-промышленном комплексе России растут как снежный ком. Это и старение кадров, и изношенное до предела оборудование, и плохо обозначенная перспектива, и непродуманная ценовая политика, осложненная специфическим финансированием. Решить их штрафами и административными взысканиями невозможно. Помочь может только грамотная и скоординированная политика Министерства обороны и Военно-промышленной комиссии. А такой политики нет, и вырабатывается ли она – неизвестно.


Вернуться назад