Как сообщила газета «Ведомости» в материале Ивана Сафронова и Алексея Никольского «Амурский судостроительный завод может получить заказ на 10 корветов. Контракт на сумму более 180 млрд рублей загрузит завод до 2035 года», Амурский судостроительный завод (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре может получить крупнейший в своей российской истории заказ на постройку боевых кораблей. Как рассказали «Ведомостям» топ-менеджер одного из предприятий судостроительной промышленности и человек, близкий к Министерству обороны России, стороны обсуждают условия контракта на постройку до 10 корветов проекта 20380 для Тихоокеанского флота. 10 таких кораблей оцениваются в сумму свыше 180 млрд рублей, а подписание твердого контракта может состояться уже в 2021 году, говорит один из собеседников.
Первые два корвета проекта 20380, построенные ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) для Тихоокеанского флота ВМФ России - корветы «Громкий» (на переднем плане) и головной «Совершенный». Владивосток, 25.12.2018 (с) Министерство обороны России
Новый заказ позволит загрузить мощности АСЗ на ближайшие 12–14 лет, уточняет он: это сохранит компетенции завода, играющего важную роль в оснащении сил Тихоокеанского флота, и обеспечит социальную стабильность градообразующего предприятия. В департаменте информации Минобороны на запрос «Ведомостей» не ответили, представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК; в нее входит АСЗ) от комментариев воздержался.
По словам источника «Ведомостей», близкого к Главному штабу ВМФ России, контрактация новой серии корветов этого проекта позволит исправить сложившийся перекос в надводных силах Тихоокеанского флота: примерно из 50 кораблей он обладает лишь двумя новыми корветами, полученными от АСЗ в 2017–2018 гг. (корветы «Совершенный» и «Громкий»), еще два – «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (проходит заводские ходовые испытания) и «Резкий» (строится) – флот рассчитывает получить в 2020–2021 гг. Кроме того, в 2018 г. Минобороны законтрактовало у АСЗ четыре малых ракетных корабля проекта 22800 «Каракурт» со сроком исполнения в 2024–2026 гг., напоминает собеседник «Ведомостей». При их постройке были сложности с замещением импортных дизельных двигательных установок, но в 2021–2022 гг. поставки корабельных дизелей М507Д-1 петербургским заводом «Звезда» должны выйти на расчетный объем в девять единиц (по три на один корабль) ежегодно.
АСЗ является одним из самых проблемных заводов ОСК, но закрыть его было невозможно по социально-политическим мотивам, говорит источник «Ведомостей» в аппарате правительства: в 2012–2017 гг. он находился в тяжелейшем финансовом состоянии, нуждался в постоянной докапитализации, а директорский корпус АСЗ сильно лихорадило. Раздражение со стороны военных было понятно, замечает он: они осуществляли беспрецедентное авансирование работ по своим проектам (предоплата достигала 80% от стоимости изделия), но графики сдачи регулярно срывались. Сейчас ситуация исправляется, знает человек, близкий к военному ведомству: по крайней мере, какой-то резкой критики в адрес амурских корабелов со стороны замминистра обороны Алексея Криворучко, посещавшего АСЗ в ноябре 2019 г., не звучало.
Пока АСЗ, видимо, и не сможет строить серийно более крупные корабли, чем корветы проекта 20380, полагает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Сами же корветы нужны флоту для обеспечения базирования атомных ракетных подлодок проекта 955 на Камчатке, говорит эксперт.