ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Леонков: без российских технологий турецкий истребитель TF-X останется бумажно-картонным проектом
Леонков: без российских технологий турецкий истребитель TF-X останется бумажно-картонным проектом18-06-2019, 15:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
К представленному Турцией на авиасалоне в «Ле Бурже» макету истребителя пятого поколения под названием TF-X нельзя относиться, как к полноценному военно-техническому проекту – считает военный эксперт Алексей Леонков. Турки не смогут создать истребитель пятого поколенияНапомним, что турецкая компания TAI(Turkish Aerospace Industries) заявила, что разработка TF-X(Turkish Fighter-X) переходит в активную фазу, поскольку в настоящий момент завершается определение летно-технических характеристик будущего истребителя и начат поиск поставщиков различных подсистем. Это свидетельствует о том, что турки в данном проекте планируют заказывать компоненты за рубежом. Турки хотят сделать так, чтобы 65 процентов оборудования на TF-X было турецкого производства, хотя Анкара за этот лимит не сильно держится, и в Турции уже заявили, что он может быть скорректирован, как в сторону своего повышения, так и уменьшения. Все это говорит о том, что презентация TF-X является пиар-проектом турецкой стороны, которая призвана привлечь в это начинание зарубежных производителей, поскольку очевидно, что турки собственными усилиями не смогут создать современный истребитель. И это не говоря об истребителе пятого поколения, поскольку такие технологии сегодня есть только в распоряжении США и России – даже китайские машины J-20 или, тем более, J-31 находятся под большим знаком вопроса. Более того, те же японцы не смогли довести до логического конца подобный военный проект, просто из-за того, что у них нет опыта самостоятельной разработки новейших истребителей. «Турция кроме истребителей F-16, которые эта страна собирает по лицензии, не имеет никакого опыта в создании военных самолетов и, тем более, в рамках такого сверхсложного проекта, как современный истребитель пятого поколения», - констатирует Леонков. Вместе с тем, у турок в этом плане очень много проектов – например, можно вспомнить их громкие презентации основного боевого танка третьего поколения, т.е. аналогичного российскому проекту «Армата» и непосредственно танку Т-14, которые так ни к чему и не привели. И это неудивительно, поскольку возможности турецкой военной промышленности не позволяют самостоятельно создавать современные военные средства. У турок, несмотря на все амбиции, нет таких компетенций, хотя в ближайшие годы Анкара явно будет проявлять в этом вопросе большой ажиотаж, учитывая празднование в 2023 году столетия со дня основания Кемалем Ататюрком современной Турецкой республики. К этому событию в Анкаре и позиционировали создание новейшего истребителя, но на сегодняшний день такой проект нереален для Турции, поскольку осталось очень мало времени, а реальных военно-технических результатов у турок просто нет. Так что, пока это бумажно-картонный проект. «Главной проблемой в проекте истребителя пятого поколения являются двигатели, причем, понятное дело, ни американцы, ни европейцы не дадут туркам своей силовой установки. То же самое можно сказать и про китайскую сторону», - заключает Леонков. При этом, у европейцев и китайцев просто нет силовой установки, которая соответствует требованиям истребителя пятого поколения. В Европе вообще нет в разработке такого проекта, а что касается Китая, то Пекин продолжает здесь импортировать двигатели из России. Туркам может помочь только технологическая помощь России«Поэтому единственная надежда турок на Россию, и этим показом Анкара рассчитывает заинтересовать не только определенные круги в ЕС, но и привлечь нашу страну для участия в данном турецком национальном авиационном проекте», - резюмирует Леонков. Очевидно, что турки имеют прицел именно на это, поскольку, как замечает эксперт, ни Индия, ни Китай на сегодняшний день не имеют технологий для производства истребителя пятого поколения. Просто из-за того, что здесь необходимы специфические компетенции. «Что касается самой концепции истребителя пятого поколения, то кроме двигателей здесь имеет место проект, основанный исключительно на цифре и цифровых технологиях. Это чрезвычайно сложный с технологической точки зрения военный комплекс», - констатирует Леонков. На сегодняшний день в серию пошли американские истребители пятого поколения F-22 и F-35, и несмотря на то, что у последнего есть большие проблемы, счет здесь идет уже на сотни единиц. У России в рамках Су-57 разговор идет о предсерийной партии, При этом, для данной машины окончательно не готов двигатель второго уровня, и пока здесь используется силовая установка, полностью идентичная с Су-35. Что касается китайцев, то по их проектам сложно что-то говорить, но J-31, несмотря на то, что его планер скопирован с F-35, не является, по сути, истребителем пятого поколения – там стоит двигатель с МиГ-29, а проект J-20 на сегодня явно не завершен. «Здесь необходима определенная крейсерская скорость на форсаже, а также способность к маневрированию, не говоря уже про комплексы РЭБ, защищенную связь и другие сверхтехнологичные бортовые авиационные системы», - заключает Леонков. Все эти системы и характеризуют самолет пятого поколения, поэтому для его создания нужно много технологических предпосылок. «Такой самолет должен дальше и больше видеть и превышать по живучести своих предшественников», - резюмирует Леонков. Вернуться назад |