ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Т-4МС «двухсотка» — сверхзвуковой межконтинентальный бомбардировщик

Т-4МС «двухсотка» — сверхзвуковой межконтинентальный бомбардировщик


5-05-2019, 12:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Разработка сверхзвукового бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полёта началась в СССР в 1967 году по приказу правительства.

В конкурсе участвовали проекты ОКБ Туполева, Мясищева и Сухого: «изделие 160», «М-20» и «Т-4МС» соответственно. «Т-4МС» выполнялся по схеме «летающее крыло» и обладал впечатляющими аэродинамическими характеристиками. Длина самолёта составляла свыше 42 м, размах крыльев — 41 м, а высота — 8 метров.

В снаряжённом состоянии (масса около 170 тонн) он был способен к полёту на высотах до 24 километров. При скорости в 3000 км/ч максимальная дальность его полёта равнялась 7500 км, а при скорости в 900 км/ч — 11000 км.

Изначально на бомбардировщик планировалось устанавливать четыре турбореактивных агрегата «РД-36-41» общей тягой в 65 тонн, но в дальнейшем было решено заменить их на более мощные двигатели «НК-101» общей тягой в 80 тонн. В связи с этим дальность полёта выросла примерно на 2000 км, а длина разбега уменьшилась на 200 м — до 1100 м. «Т-4МС» был фактически неуязвим к системам ПВО того времени.

Самолёт оснащался гиперзвуковыми противокорабельными Х-45, баллистическими ракетами Х-2000 и бомбами различных типов. Общая масса боевой нагрузки могла доходить до 45 тонн. Конечный облик самолёта сформировался к 1970 году. Все элементы компоновки были успешно испытаны в ЦАГИ, где подтвердились их выдающиеся аэродинамические характеристики.

В 1972 году были представлены проекты по конкурсу. Проект «М-20» ОКБ Мясищева был отклонён из-за недостаточной инфраструктуры в самом КБ для реализации такой программы. «Проект 160» ОКБ Туполева был также отклонён из-за полного несоответствия его ТТХ и технического задания.

Победу в конкурсе одержал «Т-4МС» Сухого. Самолёт обладал выдающимися характеристиками и само бюро имело огромный опыт в постройке такого типа аппаратов — легендарный «Т-4 сотка». Однако КБ Сухого уже работало над многими проектами, включая очень важный «Су-27», и перенос внимания на «Т-4МС» мог поставить другие работы под угрозу.

В итоге главком ВВС обязал передать весь проект из ОКБ Сухого в ОКБ Туполева. Последнее отказалось вести работы над ним, объяснив своё решение разработкой бомбардировщика «Ту-160», который по своим лётным характеристикам сильно проигрывал "двухсотке" («Т-4МС»). Перспективный проект «Т-4МС» был свёрнут, но наработки полученные в ходе его проектировки были использованы во многих будущих самолётах.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/th...


Вернуться назад