Похоже, что оружие продолжает наводнять Ближний Восток через некоторые очевидные схемы «серой зоны».
В 2017 году болгарский журналист-расследователь Диляна Гайтанджиева сообщила, что за последние 3 года по меньшей мере 350 «дипломатических» рейсов авиакомпании «Шелковый путь» (азербайджанская частная компания Silk Way Airlines) перевозили оружие для военных конфликтов во всем мире. Авиакомпания эксплуатировала лазейку в международных правилах авиации и транспорта, чтобы предлагать полеты производителям оружия и частным компаниям - большая часть груза направлялась в известные террористические анклавы в Сирии, а также в другие зоны конфликта, включая Центральную Азию и Африку. В соответствии с правилами Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) перевозка военных грузов гражданскими воздушными судами не допускается. Чтобы обойти закон, Silk Way Airlines подала заявку на дипломатическое освобождение воздушных судов и их грузов (дипломатические чартерные рейсы) через местные агентства для перевозки тяжелого оружия, боеприпасов и белого фосфора по всему миру в несколько зон военных действий, таких как Ирак, Афганистан, Пакистане и Сирии, а также в такие африканских странах, как Конго и Буркина-Фасо.
Просочившиеся документы показывают, что более 20 рейсов «Шелкового пути» могли потенциально поставлять оружие от производителей в Центральной и Восточной Европе для ближневосточных государств от имени негосударственных субъектов, сражающихся в Сирии. Судя по документам, это также подтвердилось расследованием Балкановской сетью расследований и Проектом отчетности о организованной преступности и коррупции (BIRN / OCCRP) о незаконной торговле оружием между Европой и Сирией. В этом отчете также фигурировал «Шелковый путь» - Silk Way.
Несмотря на имеющиеся доказательства, авиакомпания Silk Way Airlines сделала вид, что не участвует в каких-либо незаконных или «серых» ацитивитах. На веб-сайте компании содержится следующая статья:
Комментарии Администрации гражданской авиации (Республика Болгария)
Со ссылкой на недавние статьи в средствах массовой информации и, в частности, статью, опубликованную на веб-сайте Wikipedia - Free Encyclopedia, о том, что оператор авиакомпании «Шелковый путь» из Азербайджана участвовал в незаконной перевозке оружия для террористических организаций из / через болгарскую территорию, Генеральный директорат «Администрация гражданской авиации» при Министерстве транспорта, информационных технологий и связи Республики Болгарии хотел бы пояснить следующее:
Все рейсы, выполняемые авиакомпаниями «Шелковый путь» из/через территорию Болгарии, осуществляющие специальное / военное производство на борту, выполнялись в соответствии со всеми национальными и международными нормами и положениями законодательства со всеми соответствующими разрешениями, сертификатами и документами для перевозки воздушным транспортом такого типа чувствительного груза. Без каких-либо исключений авиакомпания Silk Way Airlines строго придерживается всех правил ИАТА и ИКАО по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. Оператор и грузоотправитель груза каждого рейса были надлежащим образом раскрыты в юридическом порядке, представляя происхождение, маршрут полета, а также грузоотправитель, грузополучатель и конечный пользователь по юридическим документам.
Нет места для тенденциозных спекуляций, что груз, перевозимый на борту, предназначен для известных террористических анклавов в Сирии и других зонах конфликта в Центральной Азии и Африке. Все рейсы выполнялись под строгим контролем Главного управления гражданской авиации, а также под контролем ряда других национальных и международных властей.
Однако факт заключается в том, что в 2018 году рейсы Silk Way Airlines в зоны конфликта на Ближнем Востоке и в Центральной Азии продолжались.
В период с 21 по 25 ноября авиакомпания Silk Way Airlines выполнила многочисленные грузовые рейсы из Баку (известные как один из логистических узлов для доставки оружия в зоны конфликта) в Кабул и Багдад.
21 ноября самолеты IL7 и Boeing 74Y выполняли поставки в 14:30 и 14:40 соответственно, очевидно, в то же время, из Баку в Багдад.
Поставки на IL7 также состоялись 17 и 18 ноября, как показывают архивы на веб-сайте flight radar.
Поставки также состоялись 24 и 25 ноября, только на IL7, Boeing 74Y, по-видимому, используется более редко в рейсах Баку-Багдад.
Авиакомпания Silk Way также выполняла грузовые рейсы из Баку в Кабул 22 ноября и 24 ноября на самолете Ил-76.
Кроме того, в район конфликта в Йемене было выполнено несколько регулярных рейсов авиакомпании Taquan Air и Alaskan. Что делает авиакомпания из Аляски, выполняющая грузовые или пассажирские рейсы, между Джибути и Аденом? Используемые самолеты были грузовые 72F и Fokker 50, который легко конвертируется в грузовой самолет из пассажирского.
Грузовой самолет 72F выполнил поставку 22 ноября.
Неизвестно выполнял ли самолет Fokker 50 рейсом 23 ноября доставку груза или пассажирский полет.
В дополнение к этому Flexflight, датская компания, также выполнила один пассажирский рейс из Джибути в Аден 22 ноября.
Характер рейсов Джибути-Аден неясен. Однако, учитывая, что Аден в настоящее время является «столицей» правительства Йемена, поддерживаемого Саудовской Аравией, которое не контролирует реальную столицу Йемена в Адене, вполне возможно, что полеты этих компаний каким-то образом связаны с деятельностью Саудовской Аравии и ОАЭ, которые вторглись в Йемен в 2015 году.
Кроме того, ситуация с безопасностью в самом Адене остается очень сложной. Различные группировки, поддерживаемые Коалицией КСА-ОАЭ, сталкиваются друг с другом, а также атаки халифат и «Аль-Каиды» происходят там на постоянной основе. Таким образом, Аден не является популярным туристическим аэропортом.