Министерство промышленности и торговли опубликовало проект Стратегии развития судостроительного сектора страны на ближайшие двадцать лет. Специалисты ведомства считают, что Россия должна отказаться от строительства больших кораблей дальней морской зоны, по крайней мере, до 2035-го года.
Речь, в первую очередь, идет о перспективном эскадренном миноносце «Лидер» и авианесущем комплексе «Шторм». Конечно, такой сценарий развития отечественного судостроения предусмотрен в результате наиболее печального состояния российской экономики, однако в любом случае Минпромторг предлагает отдать предпочтение развитию так называемого «москитного флота». Многоцелевые корабли малого водоизмещения, такие как «Каракурт» или «Буян», станут главным элементом морского ОПК.
В любом случае все реализуемые ныне проекты, в том числе многоцелевые фрегаты дальней морской зоны проекта 22350 («Адмирал Горшков»), будут завершены до 2025-го года. Кроме того, никаким изменениям не подвергнется программа по усилению подводного флота.
Капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин считает подобное предложение Минпромторга сомнительным. Эксперт в интервью корреспондентам портала «ПолитРоссия» отметил, что ВМФ РФ нуждается в кораблях типа «Лидер» или «Шторм».
«Такие корабли нужно строить: это и престиж государства, это и необходимость на фоне укрепления других государств. Речь идет об усилении флота не только США и Китая, но и Франции с Испанией. Утверждена программа (ГПВ –прим.ред.) с приоритетом, конечно, на москитный флот, однако там есть и перспективные атомные подлодки, и корабли дальней морской зоны. Чем дольше мы будем откладывать эти проекты, тем сложнее будет осваивать строительство таких судов. Я считаю, были гораздо труднее времена, когда флот все равно получал большие корабли. Такой проект – это, прежде всего, технологии, это престиж. Москитный флот не способен решить все задачи, несмотря на то, что новые МРК способны стрелять на 1,5 тысячи километров», – заявил специалист.
Василий Алексеевич считает, что появление такого сценария связано с переходом на строительство гражданской продукции.
«Очевидно, что оборонное финансирование из-за перехода на гражданскую продукцию будет снижаться по насыщению войск техникой. А флот во все времена был самым дорогостоящим ведомством. Тем не менее, Россия нуждается в таких кораблях. Без кораблей 1 ранга современный флот представить трудно», – резюмировал Дандыкин.