ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Основной танк Т-10 (описание характеристики фото)

Основной танк Т-10 (описание характеристики фото)


30-03-2010, 17:04. Разместил: VP

В конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новый тяжелый танк. Основным требованием являлось ограничение боевой массы машины — не более 50 тонн. Танк создавался с 1949 года в КБ под руководством Ж.Я. Котина при тесном сотрудничестве Ленинградского Кировского (ЛКЗ) и Челябинского Кировского заводов (ЧКЗ) на основе опыта, накопленного при конструировании танков ИС-4 и ИС-7.

 

Сперва построили деревянный макет танка ИС-8 («Объект 730») в натуральную величину, а затем началось изготовление его первого прототипа. После заводских испытаний было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Весной 1950 года в Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Госкомиссия рекомендовала начать серийное производство танка ИС-8, но с доработками.

 

Объем доработок оказался столь велик, что проект менялся несколько раз, в результате чего танк получил новый индекс ИС-10. В марте 1953 года умер И.В. Сталин и индекс ИС-10 заменили на Т-10. На вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 15 декабря 1953 года. Серийное производство Т-10 началось в 1954 году в Челябинске и продолжалось до 1957 года.

 

Танк имел классическую схему общей компоновки с продольным размещением двигателя в МТО. Конструкция носовой части корпуса была такой же, как у танка ИС-3 с аналогичным расположением люка механика-водителя.

 

Сварной броневой корпус имел верхние лобовые листы толщиной 120 мм с углами наклона 55° и подворота 40°. Гнутые бортовые листы корпуса имели толщину 80 мм и переменный угол наклона от 0 до 62°. Максимальная толщина лобовой части литой башни составляла 201 мм под углом наклона от вертикали 24°.

 

Танк был вооружен 122-мм нарезной пушкой Д-25ТА, спаренным с ней и зенитным 12,7-мм пулеметами ДШКМ. В боекомплект пушки входили боеприпасы двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг с соответствующим весом артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза) 45,96 кг и 47,76 кг. Пушка по своим баллистическим данным не отличалась от пушки танка ИС-4, однако с целью увеличения скорострельности до 3-4 выстрелов в минуту и облегчения процесса заряжания был установлен электромеханический досылатель снарядов и гильз. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите составляла 400 мм, а бронебойного снаряда на дальности 2000 метров — 145 мм.

 

Наведение пушки и спаренного пулемета по горизонтали и вертикали осуществлялось с единого пульта управления с помощью автоматизированного электропривода ТАЭН-1 и телескопического прицела ТШ-2-27. Командирская башенка имела следящее устройство целеуказания.

 

На танке был установлен двигатель В-12-5 с центробежным нагнетателем и эжекционной системой охлаждения. 630 литров топлива заправлялось во внутренние баки и 300 литров — в наружные.

 

Трансмиссия состояла из 8-скоростной планетарной коробки передач, механизма поворота типа ЗК и комбинированных бортовых редукторов разгруженного типа. Она имела систему гидросервоуправления.

 

На танке применялась пучковая торсионная подвеска с рычажно-поршневыми гидроамортизаторами, смонтированными внутри балансиров передних и задних опорных катков. В качестве подрессорников использовались буферные пружины. Пучковый торсион состоял из семи параллельно работающих торсионных валиков. Такая конструкция обеспечивала большой ход катка при малой длине торсионов благодаря увеличенному углу их закрутки. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорным катком.

 

Применение пучковой торсионной подвески позволило разместить соосно опорные катки левого и правого бортов и оставить свободной от деталей подвески среднюю часть днища шириной 460 мм на всю длину корпуса, что позволило уменьшить высоту корпуса и общую высоту танка.

 

Ходовая часть танка состояла из 44 необрезиненных опорных и 6 поддерживающих катков, 2 направляющих и 2 ведущих колес. У каждого из последних спереди установлены грязеочистители, закрепленные болтами на борту танка. Гусеницы — мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с 88 траками каждая.

 

В танке имелась автоматическая углекислотная система ППО, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5. В качестве средств связи были установлены радиостанция 10-РТ-26Э и ТПУ-47-2.

 

 

модификации
T-10A heavy tank (11 Kb)  
Тяжелый танк Т-10А

Т-10А. В 1955 году были созданы две опытные машины — «Объект 267» сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и «Объект 267» сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены в новую модификацию Т-10А («Объект 730А»). Танк был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11 июня 1956 года. Его серийное производство было организовано в 1957 году в Челябинске.

Т-10А отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ «Ураган», гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел наводчика ТУП.

Т-10Б представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения ПУОТ-2 «Гром» и нового прицела наводчика Т2С-29-14. «Объект 730Б» был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР в 1957 году.

Т-10БК. В 1957 году был создан командирский танк, который отличался от Т-10Б наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

T-10M («object 734») heavy tank (16 Kb)  
Тяжелый танк Т-10М

Т-10М. Представлял собой усовершенствованный танк Т-10Б и при проектировании имел обозначение «Объект 272». Он был разработан в Ленинграде КБ под руководством Ж.Я. Котина и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 26 сентября 1957 года под обозначением Т-10М. Серийное производство танка осуществлялось с 1958 года в Ленинграде (до 1966 года) и Челябинске (до 1962 года). Серийные танки ЧКЗ имели некоторые конструктивные изменения и обозначались индексом «Объект 734».

В 60-х годах все Т-10 были модифицированы до уровня Т-10М. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. В 1993 году они были сняты с вооружения Российской Армии.

Танк был вооружен новой 122-мм нарезной пушкой М62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками и щелевым дульным тормозом. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом наводчика Т2С-29-14 с независимой стабилизацией поля зрения и с максимальной прицельной дальностью 4000 м.

В состав боекомплекта пушки входили новые по тому времени типы боеприпасов — бронебойно-кумулятивные снаряды, а с 1967 года — бронебойно-подкалиберные снаряды с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный — 320 мм на дальности 2000 м.

Вместо спаренного с пушкой пулемета ДШКМ был установлен 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться и как пристрелочный с дальностью до 2000 м. С 1959 года каждый пятый танк дополнительно оснащался зенитным пулеметом КПВТ, который размещался на башне непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу вел заряжающий, стоя на сиденьи.

Было усилено бронирование башни танка. Т-10М получил новые конструкцию крыши силового отделения, формы бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, была изменена конструкция крышки люка механика-водителя, увеличен запас возимого топлива на 400 л за счет установки двух топливных баков на кормовой части корпуса.

Были введены ножная педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов было увеличено до 6, а динамический ход опорного катка возрос со 144 мм до 172 мм.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения (инфракрасный прицел позволял вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м). Танк получил систему ПАЗ и ТДА. В качестве средств связи использовалась радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

С декабря 1962 года на танке Т-10М устанавливалась более простая по конструкции и в изготовлении механическая трансмиссия, первоначально разработанная в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие размеры, позволившие дополнительно разместить в забронированном объеме 100 л топлива. Танк с этой трансмиссией имел обозначение «Объект 709».

В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, 6-скоростная механическая коробка передач, механизм поворота типа ЗК и бортовые редукторы. Однако наличие главного фрикциона сухого трения несколько снижало эксплуатационную надежность трансмиссии.

С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м без ограничения их ширины по условиям работы двигателя. С 1964 года вводится автоматическая система ППО с огнетушащим составом «3,5».

Т-10МК. Командирский танк, созданный в 1962 году на базе Т-10М, отличался наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата. Боекомплект к пушке был уменьшен на 8 выстрелов для размещения дополнительной радиостанции и составлял 22 выстрела. Дальность связи при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме — 40 км.

 Характеристики Т-10 Т-10М
Боевая масса, т 50 51,5
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм
- длина с пушкой
- длина корпуса
- ширина
- высота
- клиренс

9715
7250
3380
2460
460

10560
7250
3380
2585
460
Броневая защита, мм лоб корпуса — 120,
лоб башни — 200
лоб корпуса — 120,
лоб башни — 250
Вооружение (боезапас) 122-мм пушка Д-25ТА (30),
2 пулемета 12,7-мм ДШК (1000)
122-мм пушка М-62-Т2 (30),
1-2 пулемета 14,5-мм КПВТ (744), 7,62-мм патроны (600), гранаты Ф-1 (20), патроны к сигнальному пистолету (24)
Двигатель (тип) В-12-5 (V12, Д) В-12-6 (V12, Д)
Мощность двигателя, л.с. 700 750
Максимальная скорость, км/ч 42 50
Запас хода по шоссе, км 200 350
Преодолеваемые препятствия:
- высота стенки
- ширина рва
- глубина брода
- подъем
- крен

0,9 м
3,0 м
1,5 м
32°
30°
Удельное давление на грунт, кгс/cм2 0,74 0,77

книги, видео 


фотографии и схемы

T-10 («object 730») heavy tank (19 Kb) 19 Кб Тяжелый танк Т-10 в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 1
T-10 heavy tank (16 Kb) 16 Кб Один из первых серийных Т-10.
Фото: 3
T-10A heavy tank (11 Kb) 11 Кб Т-10А на военном параде на Красной площади. 7 ноября 1957 г.
Фото: 3
T-10M («object 734») heavy tank (16 Kb) 16 Кб Тяжелый танк Т-10М («объект 734»).
Фото: 3
T-10M heavy tank (21 Kb) 21 Кб Тяжелый танк Т-10М в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 1
T-10M («object 734») heavy tank (24 Kb) 24 Кб Тяжелый танк Т-10М. Группа Советских войск в Германии, 1970 г.
Рисунок: 1
T-10M heavy tank scheme (156 Kb!) 156 Кб! Схема Т-10М (часть I).
Схема: 2
T-10M heavy tank scheme (189 Kb!) 189 Кб! Схема Т-10М (часть II).
Схема: 2
RT-15 missile complex on T-10 based carriage (20 Kb) 20 Кб Самоходная пусковая установка ракетного комплекса РТ-15 на базе шасси тяжёлого танка Т-10.
Фото: Капустин Яр. РТ-15 SS-X-14 "Spacegoat"
TES-3 mobile atomic power station on T-10 based carriage (20 Kb) 20 Кб Один из модулей передвижной атомной электростанции ТЭС-3 на базе узлов тяжелого танка Т-10. Шасси («объект 27») было сконструировано в ОКБ Кировского завода и имело по сравнению с танком удлинное шасси с 10 опорными катками на борт и более широкие гусеницы. Электрическая мощность установки 1500 кВт. Полная масса около 90 тонн. Разработанная в Лаборатории «В» (ныне — Российский научный ядерный центр «Физико-энергетический институт», г. Обнинск), ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.
Фото: Форумы Авиабазы
«Object 282» rockets tank based on T-10M heavy tank (15 Kb) 15 Кб Схема опытного ракетного танка «Объект 282» на базе Т-10М.
Схема: Опытный тяжелый танк "Объект 282"
Источники:
1. Тяжелый танк Т-10
2. Журнал «Моделист-Конструктор» №2 1990 г., ЛУЧШИЙ В СВОЕМ КЛАССЕ
3. Последние тяжелые танки СССР

 


Тяжелый танк Т-10 - последний по списку, но не по значению!



Начальным толчком к разработке нового тяжелого танка послужил тот факт, что к концу 40-х годов прошлого века на вооружении Советской Армии находилось сразу три типа танков данного класса – ИС-2М, ИС-3 и ИС-4, но ни один из них не удовлетворял всем требованиям военных и все они уже были сняты с производства. Поэтому к концу 1948 года в ГБТУ было выработано техническое задание на проектирование тяжелого танка, и в качестве разработчика выбрано КБ Челябинского завода, главным конструктором назначен Ж.Котин. «Объект 730» предполагалось оснастить ходовой частью по типу танка ИС-4, но форма корпуса по непонятным причинам заимствовалась у ИС-3. Верхний предел массы снаряженного танка определялся в 50 тонн.
Нажмите для увеличения изображенияПредварительное проектирование завершили уже к апрелю 1949 года, в мае построив деревянный макет в натуральную величину. Танк имел по семь опорных катков на борт, и характерный корпус с носовой частью «щучий нос» унаследованный от ИС-3. Незамедлительно начато строительство опытного экземпляра «Объекта 730» , который предполагалось назвать ИС-5. Успешно пройдя заводские испытания, опытная машина стала основой для установочной партии в 10 танков, которые поступили на испытания в том же 1949 году. Два этапа успешно завершились, и в апреле-мае 1950 года начался этап государственных испытаний на полигоне НИБТ в Кубинке. В целом, комиссия по результатам испытаний оценила танк положительно, рекомендовав его к серийному производству, после завершения устранения выявленных недостатков (в основном по МТО). Дополнительно летом были проведены испытания на гарантийный ресурс, и осенью
   первый образец танка Т-10.               последовали войсковые испытания. Однако, объём доработок

оказался велик, танк постоянно дорабатывался и изменялся. Получавшийся в результате внедрения всех исправлений танк настолько отличался от прототипа, что название последовательно сменялось на ИС-6, затем ИС-8, ИС-9 и в заключении ИС-10 (некоторые источники указывают что танк изначально имел индекс ИС-8). Изменения требовали проверки, в связи с чем танк проходил всё новые заводские, контрольные и государственные испытания. Помятую печальный опыт принятия на вооружение не вполне доведённых машин, и заказчик и разработчик тщательно проверяли все внедряемые решения и изменения. Даже в условиях эскалации «Холодной войны» и конфликта в Корее (который запросто мог превратить холодную фазу в очень даже горячу – ядерную) каждый месяц потраченные на дотошные испытания, экономил в будущем миллионы рублей, тысячи человеко-часов на ремонтах и возможно спасали жизни экипажей. В итоге доводка затянулась до декабря 1952 года, а серийное производство намечалось на весну 1953-го. Но в связи со смертью И.В,Сталина и последовавшими перестановками руководителей разных рангов, принятие на вооружение Советской Армии задержалось – первые серийные танки покинули завод только к концу года. Название танка при этом сменилось с ИС-10, на скромное Т-10.


   тяжелый танк Т-10    .

Нажмите для увеличения изображенияУже после начала серийного производства, в 1954 году был разработан и доведён стабилизированный в вертикальной плоскости вариант орудия Д-25ТС, снабженный ПУОТ-1 «Ураган». На Ленинградском Кировском заводе построен опытный образец «Объект 267 сп.1» для испытания данного орудия, дополнительно танк комплектовался новым гиростабилизированным прицелом ТПС-1, по завершению испытаний танк был принят на вооружение осенью 1955 года под обозначением Т-10А («Объект 731»). Новая установка орудия и его приводов потребовали слегка изменить форму башни в районе амбразуры и маску пушки, дополнительно ствол орудия снабдили эжекционным устройством для уменьшения загазованности боевого отделения. Модернизации подверглись механизм вертикального наведения и гальваноударное устройство затвора (до этого спуск был только механический). Параллельно с «Объект 267 сп.1» проходил испытания и «Объект 267 сп.2», с
   тяжелый танк Т-10А.                             двухплоскостным стабилизатором, но этот вариант был доведён

позже, и его принятие на вооружение состоялось в 1957 году под обозначением Т-10Б. Помимо ПУОТ-2 «Гром» танк оснащен прицелом Т2С-29-14, в остальном же изменений не вводилось. В этом случае крайне важно заметить, что новые модификации танка появлялись благодаря разработкам новых, более совершенных видов вооружения и оборудования, а не для «подтягивания» его к изначальным тактико-техническим требованиям заказчика, как это случалось с предыдущими тяжелыми танками – ставка на длительные, но тщательные испытания перед принятием на вооружение полностью себя оправдала.
Нажмите для увеличения изображенияВ это время КБ Пермского завода №172 было создано новое 122мм орудие М-62-Т2 (2А17) с высокой начальной скоростью бронебойного снаряда – 950 м/с. Оборудованная двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» пушка проходила испытания с 1955 года на различных опытных машинах. Очередной этап модернизации танка не останавливался только лишь на замене основного вооружения, крупнокалиберные пулемёты ДШКМ калибра 12,7мм заменялись на 14,5мм КПВТ (как спаренный, так и зенитный), боекомплект при этом сократился до 744 патронов, при неизменном количестве снарядов (30 штук). Так же танк получал полный комплект приборов ночного видения – командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-29-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т, для обеспечения работы которых оборудовались инфра-красные прожекторы. Снова изменилась форма башни и дополнительно в её кормовой части появился ящик ЗИП. Двигатель заменен на В-12-6, форсированный до 750 л.с.

Нажмите для увеличения изображенияСозданный на основе опытного «Объекта 272» в серийном производстве танк получил название Т-10М, став последней модификацией семейства. Но в ходе производства вносились различные изменения, например 8-ми ступенчатую КПП сменила 6-ти ступенчатая, в 1963 году добавили ОПВТ для преодоления бродов глубиной до 5 метров, с 1967 года в боекомплект вводятся подкалиберные и кумулятивные снаряды. Серийное производство танка прекращено в 1966 году, точных данных о числе выпущенных машин автору найти не удалось – западные оценки в 8000 произведённым танков доверия не вызывают, отечественные авторы указывают «более 2500», что скорее всего является заниженной оценкой. В любом случае, танк Т-10 без сомнения самый массовый послевоенный тяжелый танк, и возможно самый массовый тяжелый танк в истории танкостроения в мире. Высокие эксплуатационные характеристики и своевременные модернизации
один из первых танков Т-10М.              позволили ему находиться в строю 40 лет – приказ о снятии с

вооружения отдан только в 1993 году! Танк не поставлялся на экспорт и другим странам ОВД, и не участвовал в боевых действиях (если не считать таковой операцию «Дунай» по вводу войск Варшавского Договора в Чехословакию, в 1968 году).


   тяжелый танк Т-10М (хорошо видно амбразуры дневного и ночного прицелов).    
                       
Танк Т-10 стал эволюционным пиком советской концепции тяжелого танка – компактного и относительно лёгкого, предназначенного в первую очередь для взлома мощной обороны (значительная их часть находилась на вооружении ГСВГ), при этом задача борьбы с танками отводилась на третий план. Броня обеспечивала достаточную защиту от имевшихся на начало 50-х годов бронебойных снарядов, но бурное развитие в 50-60-х годах прошлого века кумулятивных снарядов и ракет сводило на нет преимущества тяжелых танков перед средними, для противодействия им требовались принципиально иные подходы. Как и многие другие виды техники, родившиеся в переходный период, Т-10 получил весьма неоднозначную оценку как современников, так и историков бронетанковой техники – с одной стороны нельзя не отметить высокую защищенность, мобильность и огневую мощь танка , превосходящую средние Т-54/55, но появление Т-62 с гладкоствольной 115мм пушкой и не сильно уступавшего в защищенности сократило разрыв (вновь возросший с принятием на вооружение Т-10М). В это же время стало ясно, что требуется принципиально новый танк, единый танк – основной боевой танк, который совместит в себе подвижность, защищенность и вооружение тяжелых и средних, превзойдя их всех. Соответствовать же новым требованиям даже после всех модернизаций Т-10 не мог, и по мере поступления Т-64 и Т-72 выводился на долговременное хранение в ожидании утилизации.


тяжелый танк Т-10М (справа от орудия - ИК прожектор ночного прицела).

И в заключении хотелось бы отметить такую редкую роль последнего тяжелого танка СССР, как … огневая часть бронепоезда! Да , в СССР были бронепоезда и после Великой Отечественной, и Т-10 использовались либо в виде собственно танков, установленных на специальные железнодорожные платформы (которые могли покидать в случае необходимости), либо только башни от них.


тяжелый танк Т-10М из композиции музея бронетехники в Кубинке.

Техническое описание танков Т-10, 10А, 10Б и 10М.

Танк скомпонован по классической схеме, с расположением в корме моторно-трансмиссионного отделения, носовым размещением отделения управления и боевым отделением между ними.
Нажмите для увеличения изображенияКорпус танка собран из катаных плит брони (плоских, гнутых и штампованных), башня выполнена в виде единой отливки, с вваренным листом брони крыши в кормовой части, в котором находятся командирская башенка и посадочный люк заряжающего. Носовая часть корпуса «с горбинкой» выполнена аналогично танку ИС-3 – из трёх плит брони имеющих большие углы наклона, при этом верхняя часть состоит из двух плит (соединённых вдоль посередине носовой части танка) имеющих значительное отклонение от продольной оси танка. Четвёртая плита, установленная с очень большим наклоном, является крышей отделения управления и в ней прорезан сдвижной люк для посадки механика-водителя, треугольной формы.



Нажмите для увеличения изображенияВерхняя часть борта имеет большой наклон, представляет собой плоскую броневую деталь, в то время как нижняя часть борта выполнена в виде гнутой плиты с обратным наклоном в верхней части. Днище танка штампованное, корытообразной формы (это позволяет немного уменьшить высоты бортовой брони снизу, в наименее поражаемой части, тем самым снизив массу), плоское в районе трансмиссии. Кормовой броневой лист выполнен откидным, для удобства доступа к агрегатам трансмиссии. Ходовая часть имеет независимую торсионную подвеску и состоит из семи опорных, и трех поддерживающих катков. В ходе испытаний был выбран пучковый торсион – состоящий из семи прутков, вместо единого стержня. Это вызвано малой длиной торсионов, которые установлены соосно для правого и левого бортов, при этом между ними остаётся небольшое пространство по оси танка (т.е. длина каждого меньше половины ширины корпуса, в то время как обычно торсионы имели длину равную ширине корпуса, при этом устанавливались с необходимым для их размещения сдвигом, попарно). Первые, вторые и седьмые балансиры оснащены гидравлическими амортизаторами. Нажмите для увеличения изображенияДвенадцатицилиндровый, четырехтактный V-образный двигатель В-12-5 мощностью 700 л.с. являлся дальнейшим развитием В-2, но имел очень большое число отличий, в первую очередь выделялся приводной центробежный нагнетатель. Сменивший его В-12-6 был доработан, и форсирован до 750 л.с. при 2100 об/мин. Силовая передача представляла собой доработанный планетарный механизм передач и поворотов типа «3К», обеспечивала 8 передач переднего хода и две заднего (позже 6 и 2). Главный фрикцион в классическом смысле отсутствовал – нейтральная передача МПП обеспечивала механическое отключение двигателя. Далее крутящий момент подавался на двухступенчатые бортовые редукторы (с простым шестеренчатым и планетарным рядами) и на ведущие колёса со сменными 14-ти зубчатыми венцами.




Топливо размещалось в трёх внутренних и двух наружных баках – два кормовых по 185 литров (позже по 270 литров) и один носовой на 90 литров, и баки на крыльях в корме ёмкостью по 150 литров. Все баки подключены к единой топливной системе танка и не требуют перелива из внешних во внутренние по мере выработки. Суммарная ёмкость таким образом составляет 760 (позже 940) литров топлива, что давало запас хода по шоссе в 200..350 км. Механик-водитель имеет прибор наблюдения ТПВ-51 в крышке люка, и два ТПБ-51 справа и слева от люка, в тёмное время суток используется прибор ночного видения ТВН-2Т. Командир танка расположен слева от орудия, за наводчиком и располагает командирской башенкой с независимым от башни вращением, оснащенной семью приборами наблюдения ТНП по её периметру, и танковым перископом командира ТПКУ-2. В распоряжении наводчика находится дневной перископический гироскопический прицел со стабилизированным полем зрения Т2С-29-14, ночной прицел ТПН-1-29-14 и смотровой прибор ТПБ-51. Заряжающий имеет один прибор наблюдения ТНП и для обращения с зенитным пулемётом коллиматорный прицел ВК-4, для стрельбы по воздушным целям, и ПУ-1 для стрельбы по наземным. Вооружение танка располагается в литой башне обтекаемой формы и состоит из 122мм нарезного орудия Д-25Т на первых сериях и Д-25ТС на танках Т-10А и 10Б, либо аналогичного по калибру орудия М-62-Т2. Д-25Т/ТС оснащалось двухкамерным дульным тормозом активного типа, М-62-Т2 – щелевым реактивного типа. Д-25ТС и М-62-Т2 имели эжекционное устройство для продувки ствола после выстрела. Дополнительным вооружением являются спаренный крупнокалиберный пулемёт ДШКМ, либо КПВТ и аналогичный зенитный пулемёт, установленный на турели над люком заряжающего. Башня снабжена вращающимся поликом.
Нажмите для увеличения изображенияБоекомплект состоит из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в башне и корпусе танка, патроны для крупнокалиберных пулемётов частично подготовлены для стрельбы и уложены в короба (два из которых установлены на пулемётах), частично находятся в цинковых ящиках заводской упаковки. Для облегчения действия заряжающего имеется механический досылатель, на танке Т-10М установлен механизм заряжания автоматического типа, с ручной подачей зарядов и снарядов. Применение досылателя обеспечивает скорострельность до 3-х выстрелов в минуту, механизм заряжания позволяет вести огонь со скорострельностью 3-4 выстрела в минуту.
Для краткости изложения будет рассмотрена только система управления вооружением танка Т-10М, как наиболее совершенного представителя.
При командирском целеуказании, командир танка обнаружив цель и определив дальность до неё, отдаёт команду на открытие огня, указав характер цели, дальность до неё, направление и способ ведения огня.
Нажмите для увеличения изображенияПосле чего, совместив перекрестье ТПКУ-2 с целью, предупреждает экипаж командой «башня вправо(влево)!» и нажимает на кнопку расположенную на рукояти управления прибором. При этом контроль за горизонтальным приводом башни переходит к командиру (о чём сообщает сигнальная лампочка в башне) и с максимальной скоростью поворачивается до совмещения линии визирования с продольной осью башни, командир удерживает перекрестье на цели и кнопку нажатой до полной остановки башни. После чего контроль на башней снова переходит к наводчику, и он отыскивает цель в поле зрения прицела Т2С-29 (либо ТПН-1 «Луна II» в ночное время) и по полученным от командира данным выставляет на шкале прицела дальность в соответствии с типом снаряда. При наличии бокового движения цели, наводчик удерживает центральный целик марки, сопровождая цель некоторое время.
Нажмите для увеличения изображенияПри этом будет вычислена угловая скорость цели и подвижная вертикальная нить отклонится на величину боковой поправки (исходя из заданной дальности до цели), и для производства выстрела наводчик использует не центральную марку, а угольник или штрих, через которые проходит вертикальная нить. В это время заряжающий извлекает указанный тип снаряда из укладки и кладёт его на каретку механизма заряжания. Придерживая его левой рукой, приводит механизм в действие – лоток автоматически выходит на линию заряжания и снаряд досылается в казенник до закусывания ведущего пояска нарезами, после чего автоматически возвращается назад (но не в исходное положение). Не дожидаясь окончания работы автомата, заряжающий извлекает соответствующую снаряду гильзу (заряды осколочно-фугасного и бронебойного снарядов различаются и категорически недопустимо использование несоответствующего заряда для стрельбы) и введя её дульце в казенник, нажимает донцем на резиновый упор – включается привод каретки и гильза досылается, после чего лоток отходит в исходное положение, а орудие расстопоривается, переходя в стабилизированный режим. Нажимая кнопку готовности и оповещая командой «Готово !», заряжающий замыкает цепь, снимая блокировку стрельбы.
Нажмите для увеличения изображенияВ очное время, при использовании прицела ТПН-1-29-14 ( «Луна II») наводчик боковую поправку определяет самостоятельно, а вертикальную поправку на дальность вносит смещая точку прицеливания согласно шкале прицела.





















Краткие тактико-технические характеристики танков:

Экипаж – 4 человека.
Снаряженная масса – 50 тонн
Длина полная – 9,715 метров (Т-10, 10А и 10Б) или 10,56 метров (Т-10М)
Ширина – 3,518 метра
Высота – 2,46 метра (Т-10, 10А и 10Б) или 2,585 метра (Т-10М)
Максимальная скорость – 42 км/ч (Т-10, 10А и 10Б) или 50 км/ч (Т-10М)
Запас хода по шоссе – 200-350км (у танков до 1955 года и после)
Запас хода по просёлку – 150-200 км (у танков до 1955 года и после)
Удельное давление на грунт – 0,77 см2

Вооружение:
122мм нарезная пушка Д-25Т (Д-25ТС, М-62-Т2), боекомплект 30 выстрелов раздельного заряжания.
Спаренный 12,7мм пулемёт и 12,7мм занитный пулемёт с общим боекомплектом 100 патронов (300 в шести коробках к спаренному пулемёту, 150 в трёх коробках к зенитному пулемёту и 550 патронов в цинковых коробках заводской упаковки).
Танк Т-10М вооружен спаренным и зенитным 14,5мм пулемётами КПВТ с общим боекомплектом 744 патрона.

Бронирование:
Лоб корпуса – 120мм верх и низ
Борт корпуса – 80мм
Лоб башни – до 250мм

 

 

Тяжелый танк Т-10
СССР
T10

 


Основу бронированной военной техники составляют танки. Специалисты совершенно справедливо называют их главной ударной силой сухопутных войск. Они удачно совмещают в себе большую огневую мощь, надежную броневую защиту и Высокую маневренность. Оптимального сочетания этих качеств добились советские конструкторы, создав тяжелый танк T-10M, который признан лучшим в своем классе. Его огневая мощь обеспечивается установкой 122-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов.


Соответственно вооружению определены и задачи в бою. Дальность прямого выстрела пушки при высоте цели 2 м составляет 130 м. На всем расстоянии траектория снаряда не выйдет за указанный габарит, он стелется над поверхностью земли, сохраняя огромную кинетическую энергию, а следовательно, и ударную силу.Для стрельбы применяются боеприпасы двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг.


Соответственно этому и весовые характеристики артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза): в первом случае 45,96 кг, во втором - 47,76 кг.Выстрелы довольно внушительные - это заставило конструкторов отказаться от унитарных патронов массой почти полцентнера каждый и ввести раздельное заряжание.


В последнем случае заряжание происходит в два приема: сначала из одной боеукладки снаряд посылается в зарядную камору ствола, а из второй боеукладки гильза и посылается вслед за снарядом (часть операций происходит вручную). Затвор автоматически закрывается - орудие готово к стрельбе.Конструкторы сделали максимум возможного, чтобы облегчить действия заряжающего. Досылать снаряд и гильзу ему помогает механизм заряжания - каретка с электроприводом, движущаяся по полозьям.


Задача заряжающего - положить снаряд или гильзу на лоток каретки. Остальное сделает автоматика. Боевая скорострельность достигает 3 - 4 прицельных выстрелов в минуту. Танковая пушка снабжена двумя прицелами: один дневной, перископический обеспечивает максимальную прицельную дальность 4000 м; второй - инфракрасный, позволяющий вести прицельную стрельбу ночью с максимальной прицельной дальностью 1150 м.



T10


Устройство танковой пушки напоминает полевое орудие: длинный ствол, дульный тормоз, затвор, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наведения, ограждение со спусковым механизмом, но несколько отличительных особенностей все-таки есть.Внутренний объем боевого отделения тайка ограничен, и поэтому конструктивные требования к габаритам и массе узлов и деталей пушки, их прочности - жесткие.Жесткое требование - обеспечение высокой точности стрельбы. Причина веская: боекомплект ограничен, каждый выстрел должен быть прицельным, каждый выпущенный снаряд обязан достичь цели. Для ведения эффективного огня во время движения пушка снабжена системой стабилизации наводки по горизонтали и вертикали; ни повороты, ни неровности пути не собьют точности прицела. Наводчику достаточно навести прицельную марку на объект - система моментально запоминает это положение и автоматически выводит на него и удерживает в заданном направлении ствол пушки. Благодаря этому Т-10М может вести огонь с ходу и поразить цель пости как и с места.

Пулеметы. Оба они одинаковые, марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый) - одним из самых мощных крупнокалиберных: каждый его патрон - 200 г, из них пуля - 64 г. Это как небольшой снаряд, который достигает в канале ствола начальную скорость - 945 м/с. Один пулемет спаренный - он установлен параллельно пушке и жестко связан с ней. Огонь из него ведется по наземным целям: огневым точкам и легкобронированным машинам. Наибольшая прицельная дальность 2000 м.


Стреляет наводчик, а заряжание и взведение пулемета производит заряжающий. Другой пулемет зенитный - размещен на башне танка непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу ведет заряжающий, стоя на сиденье.


Боекомплект. В специальных боеукладках находятся 30 пушечных выстрелов, 744 патрона к пулеметам, 600 патронов к автоматам Калашникова, 20 ручных гранат и 24 патрона к сигнальному пистолету. Общая компоновка танка Т-10М выполнена по классической схеме. Основные части: броневой корпус, башня, вооружение, стабилизатор вооружения, силовая установка, силовая передача, электрооборудование, средства связи, противопожарное оборудование. Внутри три отделения: управления, боевое, силовое. Масса танка - 50 т. Броневой корпус и башня - основа защиты оборудования и экипажа, который состоит из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Корпус объединяет в целое все механизмы и агрегаты. Он же воспринимает все нагрузки, возникающие при передвижении, преодолении препятствий и ведении стрельбы. Важнейшим показателем боевых качеств танка является - маневренность. Несмотря на значительную массу, основной танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью.


Основные показатели подвижности - средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная машина способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35 - 40 км/ч. Максимальная же скорость - 50 км/ч.Запас хода: по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км. Термин "поворотливость" подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц - 2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально "на пятачке". Наконец, третье слагаемое маневренности - проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия : максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел - 30°.


Т10 способен преодолеть ров шириной 3 м и вертикальная стенка высотой до 0,9 м. Танк способен преодолевать водные преграды - по дну, max. глубина брода-1,5 м. На танк установлена автоматическая противопожарная система, состоящая из термо-электрозамыкателей и штуцеров-распылителей, которые подсоединены к баллонам с углекислотой. При нагревании термо-электрозамыкателя его мембрана прогибается и срабатывает датчик - замыкается электроцепь, срабатывает пиропатрон баллона: прорывается мембрана, по трубопроводам поступает углекислота к очагу пожара. Из штуцеров-распылителей она выходит в виде газа и снега. Пламя сбивается и гаснет. В целях маскировки танк может поставить дымовую завесу.

 

 

изображение /guide/army/ta/t10a-1.jpg

 

Тяжелый танк Т-10А

 

 


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса,(т.) 50
Экипаж,(чел.) 4
Размеры (м) Длина с пушкой вперед (по корпусу), - 10,56 (7,25)

Ширина, ~ 3,38

Высота, ~ 2,58
Скорость макс.(км/ч) 50
Тип
двигателя
дизель
Мощность двигателя,(л. с.) 750
Вооружение (количество
- калибр, мм)
пушка 1-122

пулеметы 2-14,5
Толщина брони, max,(мм) 200

 


Вернуться назад