ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > ВКС России украсят воздушными шарами
ВКС России украсят воздушными шарами8-06-2016, 12:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
ВКС России украсят воздушными шарамиМинистерство обороны принялоконцепцию развития воздухоплавательной техники до 2025 года. В ее рамках собираются возродить отдел воздухоплавания Воздушно-космических сил и заменить используемые сейчас аппараты, выпущенные еще в 50-х годах прошлого века, современными образцами. Почему военное ведомство вспомнило о дирижаблях с аэростатами и как можно применить, казалось бы, архаичную технику в современных условиях? Днем зарождения отечественного военного воздухоплавания считается 1 августа 1870 года — дата, когда закончились пробные подъемы первого русского привязного аэростата в Усть-Ижорском саперном лагере. Боевое крещение подобные аппараты получили 34 года спустя в Манчжурии во время русско-японской войны. Применять аэростаты военным понравилось, и их число в армии начало расти. За годы Первой мировой войны их построили 700 штук и применяли для наводки и корректировки артиллерии. Аэростат поднимали на тросе, а наблюдатель в его кабине по телефону сообщал о дислокации противника. После революции новая власть также не оставила воздухоплавательную технику без внимания. В гражданскую войну аэростаты поднимали на всех фронтах — от Бухары до Дальнего Востока. 30-е годы прошлого века были посвящены исследованиям в сфере воздухоплавания и модернизации аппаратов с упором на создание высотной и скоростной авиации, так как использование самолетов было ограничено максимально возможной высотой в 6 километров. Однако
ближе к 40-м годам ситуация изменилась. Подготовка к новой войне
требовала скоростных и маневренных летательных аппаратов. Наука и
промышленность повернулись от аэростатов в сторону самолетов, и начался
упадок дирижаблестроения. В сухопутных войсках аэростаты использовались так же, как и в Первую мировую — для наводки артиллерии и разведки позиций неприятеля, что по описанным выше причинам было весьма опасно. Зато воздухоплавательная техника здорово пригодилась для подготовки десантников. Будущие бойцы ВДВ учились прыгать с парашютом не с самолета, а с аэростата, что оказалось аж в сто раз экономичнее. Аэростаты-заграждения сняли с вооружения ПВО в середине 50-х годов. Тогда же функции наблюдения перекочевали к вертолетам. Лишь для подготовки ВДВ аэростаты использовали почти до 1960 года. Однако крест на воздухоплавательной технике не поставили. Наоборот, начались разработки новых аппаратов — автоматических дрейфующих аэростатов. Как раз таковые в середине 50-х годов стали использовать США для воздушной разведки и заброса пропаганды в страны соцлагеря. С 1960 по 1980 год в Советском Союзе было создано множество автоматических аэростатов для различных задач, как военных, так и гражданских: агитации, разведки, радиоэлектронной борьбы, научных исследований и так далее. Например, в начале 80-х аэростатные ретрансляторы обеспечивали связь в Афганистане и Сирии. Разрабатывалась все новая техника. Так, еще в середине 80-х долгопрудненские разработчики работали над созданием дирижабля следующего поколения. Увы, в 90-е, здесь, как и в других отраслях промышленности совсем не осталось денег, последние проекты так и не увидели свет. Однако, хоть в сфере воздухоплавания и прекратился прогресс, ее хотя бы удалось не угробить: технику ремонтировали и восстанавливали, продлевали срок службы и хранения. Благодаря этому в ВКС и сейчас успешно используются аппараты тех лет. И использование это носит вовсе не музейно-парадный характер. Воздухоплавательная техника может вполне эффективно применяться в операциях, отвечающих сегодняшним реалиям.
По словам, руководителя дирекции программ по комплексам с беспилотными летательными аппаратами концерна «Вега» Аркадия Сыроежко, эти возможности вовсю используются и потенциальным противником: Достоинства
их (аэростатов — авт.) в том, что без больших затрат энергии можно
поднять полезную нагрузку на значительную высоту (свободные до 40 км) и
длительное время заниматься мониторингом пространства (до 30 суток), а
также решать многие другие задачи. В США именно такая техника сегодня
используется для охраны мексиканской и канадской границ.
Аркадий Сыроежко Также именно аэростатоберегаетВашингтон от низколетящих ракет, которые мы можем запустить с наших подводных лодок. Главные преимущества аэростатов — возможность продолжительного (на порядок дольше другой авиации) полета со скоростями до 200 км/ч; экологичность и экономичность (час работы аэростата втрое дешевле, чем вертолета); возможность грузоперевозок, в том числе сверхтяжелых грузов, которые при этом необязательно разбирать для транспортировки; а также относительная независимость от аэродромной инфраструктуры. В связи с этим естьнесколькоперспективных направлений использования воздухоплавательной техники в военных целях: наблюдение за наземными, морскими и воздушными целями; обнаружение низколетящих целей, в том числе загоризонтных; обеспечение связи на большие расстояния; радиоэлектронная борьба; радиоразведка; транспортировка техники и живой силы, в том числе в труднодоступные и удаленные районы; снабжение удаленных объектов; составление карт минных полей; картографирование. Для подъема оборудования, например радиолокационного, подойдут привязные аэростаты. Причем аппараты большого и сверхбольшого объема способны поднимать больше груза, стало быть и радары большей мощности, а также подниматься выше и обеспечивать более дальнее действие оборудования. Одновременно аэростаты малого и среднего объема хороши для краткосрочных задач за счет оперативности развертывания и передислокации и при меньшей стоимости эксплуатации. Пилотируемые дирижабли пригодятся для обнаружения мин, картографирования и патрулирования. Транспортные дирижабли, соответственно — для транспортировок. Крайне
перспективным является такое направление, как беспилотная
воздухоплавательная техника. На средних высотах они могут выполнять
задачу разведки, обнаружения угроз, вести радиоэлектронную борьбу. А
беспилотные высотные аэростатические платформы могут заменить
геостационарные спутники и использоваться для целей противоракетной
обороны и связи.
Применение аэростата, способного десятки суток висеть в воздухе с необходимой аппаратурой на борту, обойдется существенно дешевле спутников. Что касается использования для разведки в качестве альтернативы привычным уже беспилотникам, то тут на стороне воздухоплавательной техники способность долгое время находиться в воздухе, а также взмывать за облака, оставаясь вне зоны действия средств перехвата. Да и не так просто на нее навестись — оболочка аэростата отражает лучи локаторов. Стоит отметить, что концепция, принятая министерством обороны — не первая попытка четко обозначить перспективы развития воздухоплавательной техники в России. Подобный документ составлялив 2005 году, а позже— в 2008-2009 годах. Увы, поначалу особого результата благие намерения не давали. Так, на 2007 год ВВС заказывалив основном ремонт и серийные поставки разработок прошлого века. Однако учитывая, что в последнее время воздухоплавательные аппараты наблюдались как на учениях Минобороны, так и во время боевых операций в Сирии, а также, что в последнее время власть всерьез взялась за обеспечение армии современным вооружением, стоит надеяться, что на этот раз военные аэростаты вырастут не только количественно, но и качественно. И, по словамАркадия Сыроежко, к тому все идет: Сейчас совместно с представителями Минобороны России мы успешно проводим государственные испытания принципиально нового воздухоплавательного комплекса для ВКС. Кроме того, в настоящее время еще несколько образцов перспективной техники выходят на финишный этап разработки. Так несколько типов привязных аэростатов «Дозор» и беспилотный дирижабль ДП-29 завершают этап летно-подъемных испытаний.Вернуться назад |