ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > F-22 летает на украденной технологии

F-22 летает на украденной технологии


6-03-2016, 08:39. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
F-22 летает на украденной технологии
F-22 летает на украденной технологии
Русский вклад в американские самолеты-невидимки.

20 лет назад американская компания Zoltek из Сент-Луиса, производящая композитные материалы на основе полимеров, подала судебный иск против Пентагона и его подрядчиков. Однако справедливости за 20 лет так и не добилась. И вот сейчас компания предпринимает новую попытку получить с военного ведомства США компенсацию за украденную технологию, которая позволяет таким гигантам американского ВПК как Lockheed Martin и Northrop Grumman получать миллиардные прибыли.

На сей раз шансы у Zoltek выиграть тяжбу существенно выше. Хотя бы потому, что появилось признание одного из конструкторов: да, украли. К тому же Zoltek теперь обзавелась иностранным покровителем, которому не так-то просто выкручивать руки на основании «интересов национальной безопасности».


Поглощение чужих денег

Суть тяжбы такова. В 1984 году компания Zoltek подала в Патентное бюро США заявку на регистрацию технологии на получение композитных материалов на основе полимеров, которые могут применяться для поглощения радиоволн. В 1988 году патент был получен. А вскорости широкой публике был показан разработанный компанией Northrop Grumman стратегический бомбардировщик B-2, в котором были использованы стелс-технологии. И в частности, применено покрытие, поглощающее радиоволны, которыми РЛС противника облучает самолет.

В период разработки В-2 Nothrop Grumman закупила у Zoltek экспериментальные образцы покрытия, заплатив несколько тысяч долларов. После их исследования на фирму пришло благодарственное письмо от имени ведущего инженера Джорджа Роджерса, создававшего В-2, в котором разработки Zoltek были названы «уникальными».

Больше Zoltek никогда ни от кого из производителей самолетов и кораблей со сниженной радиолокационной видимостью не получил ни цента.

Еще более скандальная история произошла с компанией Lockheed Martin, которая в начале 90-х сделала истребитель-невидимку пятого поколения F-22. Он покрыт углеродистым волокном Tyranno fiber, технология изготовления которого безвозмездно позаимствована у Zoltek.

Все претензии истцы обратили к Пентагону, который использует стелс-технологии, не заплатив за это владельцам патента.

Юристы Пентагона в течение двадцати лет обороняются крайне изобретательно. Так, на первом этапе этой тяжбы им удалось доказать в суде, что патент недействительный, поскольку якобы ученые прекрасно знали, как различные температурные режимы влияют на электрическое сопротивление углеродисто-волокнистых материалов и как от этого изменяется их способность поглощать радиоволны.

Следующая судебная инстанция отменила постановление предыдущей, тем самым восстановив в правах патент, выданный компании Zoltek десять лет назад.

Однако Федеральный претенциозный суд в Вашингтоне, в конце концов, нашел среди многочисленных федеральных законов тот, который устроил Министерство обороны и его подрядчиков. Судья сослался на положение о секретной информации, раскрытие которой способно причинить ущерб безопасности страны. Тем самым было наложено вето на проверку утверждения компании Zoltek о том, что производитель F-22 Lockheed Martin воспользовался ее технологией.

Логика тут такая. Если это утверждение будет доказано, то «вероятные противники США» при создании своих самолетов смогут воспользоваться патентом Zoltek, который находится в открытом доступе. Соображение абсолютно смехотворное. Эти самые «вероятные противники», главными из которых Пентагон числит Россию и Китай, уже всю покрывают свои самолеты чем надо, не заглядывая через плечо американцам.

Необходимо сказать, что закон о секретности крайне полезен не только в случае решения коммерческих споров, но и тогда, когда необходимо сокрыть крайне неприятную для военного ведомства, а также для правительства информацию. Он начал применяться в конце 50-х годов. И первый прецедент состоялся, когда родственники погибшего при крушении бомбардировщика экипажа бомбардировщика В-29 потребовали предоставить им протоколы расследования. Им это было необходимо для получения денежной компенсации и для восстановления добрых имен своих близких. Протоколы им не предоставили. Сейчас же речь идет о куда более серьезном материальном иске.

Но Zoltek пытается дожать Пентагон. На том основании, что бывший инженер компании Northrop Grumman Джордж Роджерс намеревается поддержать в суде обворованную компанию. Он не только впервые увидел необходимый для бомбардировщика материал среди образцов продукции компании из Сент-Луиса, но осведомлен о том, что специально изучалась технология его производства.

Появился и еще один момент, благодаря которому у Zoltek возросли шансы на победу. Полтора года назад ее приобрела за полмиллиарда долларов транснациональная корпорация Toray Industries со штаб-квартирой в Токио. Компания очень серьезная, о чем, например, свидетельствует ее ежегодный доход, приближающийся к двадцати миллиардам долларов. Так что теперь Пентагон будет иметь дело не с парнями из Сент-Луиса, а с респектабельными господами из столицы Японии.


Геометрия невидимости профессора Уфимцева

Необходимо сказать, что стелс-технологии — это не только укрывание планера самолета поглощающими радиоволны материалами. Существует и еще несколько инженерных приемов, способствующих снижению заметности.

Дело в том, что добиться полного поглощения радиоволн специальными покрытиями невозможно. Всегда на РЛС противник наблюдает отраженное эхо, пусть и сниженное. В последнее время наиболее продуктивным мероприятием считается изменение классической геометрии планера таким образом, что он начинает отражать радиоволны в стороны по отношению к излучающему их радару. Плавные переходы, снижающие турбулентность, заменяются плоскостями и геометрическими углами. В связи с чем подвергшиеся наибольшей «геометрической вивисекции» самолеты острословы сравнивают с летающими утюгами.

Значительный вклад в заметность самолета для радаров вносят бортовые РЛС. С этим борются двумя способами. Во-первых, используют оптико-локационные станции (ОЛС), во время работы которых РЛС отключаются. Ничего не излучающие ОЛС дают хороший результат по обнаружению и сопровождению целей. Во-вторых, например, на российском Т-50 ПАК ФА активная фазированная антенная решетка располагается под наклоном относительно курса самолета. Тем самым уменьшается мощность излучаемых радиоволн.

И, наконец, необходимо снижать и заметность самолета в инфракрасном диапазоне, то есть прятать тепловое излучение двигателя. С этой целью вводят систему охлаждения нагретых участков, используют специальные присадки для топлива, добиваясь снижения температуры реактивной струи, особым образом располагают сопла.

В заключение необходимо сказать, что в проектирование бомбардировщика-невидимки В-2 был сделан и значительный русский вклад. И сделал его российский ученый-физик Петр Яковлевич Уфимцев. Работая в ЦНИИРТИ в области дифракции на телах сложной формы, он разработал принципы создания оптимальной для рассеяния радиоволн геометрии. При этом предложил математический аппарат для моделирования рассеивающих двухмерных и трехмерных поверхностей. Его работой заинтересовались. Однако от идеи создания малозаметного самолета отказались в связи с тем, что сложная геометрия должна была существенно снизить летные качества летательного аппарата.

В 1962 году в издательстве «Советское радио» вышла книга Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Приводился в ней и математический аппарат. Книгой заинтересовались американские военные. И, во многом используя теорию Уфимцева, в середине 70-х годов создали самолет-разведчик SR-71 нетрадиционной геометрии.

В это время ученый работал уже в академическом институте в подмосковном Фрязине и к оборонной промышленности не имел никакого отношения. В 1990 году, когда ученые стране стали «не нужны», по приглашению Калифорнийского университета он перебрался в США и занялся преподавательской деятельностью.

Но военным корпорациям он был прекрасно известен. И совсем скоро его позвали в Northrop Grumman, где он занялся доработкой готовящегося к серийному выпуску бомбардировщика B-2 Spirit.


Вернуться назад