ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Гонка перспективных бомбардировщиков

Гонка перспективных бомбардировщиков


11-11-2015, 08:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Гонка перспективных бомбардировщиков

КНР, РФ, США: чья дальняя авиация получит лучшую стратегическую машину?

10 ноября родился авиационный конструктор Андрей Николаевич Туполев (1888 — 1972). Его разработки стали главной ударной силой отечественной тяжелой бомбардировочной авиации. Лидерство в этой области ОКБ Туполева удерживает и поныне. В настоящий момент три сверхдержавы создают перспективные стратегические бомбардировщики нового поколения. Первыми в гонку конструкторов включились китайцы. Затем подключилось туполевское ОКБ. На минувшей неделе проснулись американцы.

Китайский кот в мешке

Как это ни парадоксально звучит, но КНР создает дальний бомбардировщик первого поколения. Дело в том, что страна, в значительной степени двигавшаяся вперед за счет копирования иностранной техники, прежде всего советской, наконец-то решилась сделать свою стратегическую машину. Сейчас основой дальней авиации КНР являются бомбардировщики Hong-6 (H-6). А это клоны советского Ту-16, эксплуатировавшегося в ВВС СССР, а затем России с 1954 по 1993 год. В следующем десятилетии он будет вытеснен разрабатывающимся стратегическим бомбардировщиком H-20.

Работы по созданию новой машины, в которой используются технологии малозаметности, начались в 2008 году в Шанхайском авиационном проектном и исследовательском институту (SADRI). Им предшествовала проработка концепции стелс-самолета, проводившаяся с 2001 года силами двух специализированных компаний — Xian Aircraft Industrial Corporation и Shenyang Aircraft Corporation.

Новый бомбардировщик жизненно необходим Китаю в связи с разворачиванием в ВМФ КНР направления авианосцев. H-6 не столь уж и дальняя машина, имеющая боевой радиус в пределах 3000 километров. И, соответственно, этот бомбардировщик не в состоянии оказывать поддержку авианесущему флоту при значительном его удалении от берегов Китая. Н-20 также необходим в качестве инструмента сдерживания вооруженных сил США в пределах первой цепи островов — условной линии, проходящую через Японию, Тайвань, Филиппины. Начало эксплуатации новой машины запланировано на 2025 год.

При создании Н-20 Китай в определенной степени использует иностранные технологии, полученные по разведывательным каналам. В частности, большая в том заслуга принадлежит инженеру Ноширу Говадии. Он 18 лет проработал в американской компании Northrop Grumman, которая выпустила самый новый американский стелс-бомбардировщик В-2 Spirit. В начале 2011 года Ноширу был приговорен к 32 годам заключения за шпионаж в пользу Китая.

Информация, поступающая из Китая, крайне скудна. В конце 2013 года на прямой вопрос о ходе разработки представитель Оборонного научно-технического университета Фу Гуаньгвэнь заявил, что развитие китайских бомбардировщиков сталкивается с проблемами в области материаловедения и двигателестроения. Кроме того, он упомянул, что перспективный бомбардировщик ВВС Китая должен достигать острова Гуам и Индии, а также контролировать все районы Южно-Китайского моря. Кроме того, он должен быть незаметным для ПВО противника, нести комплекс средств РЭБ, а также использовать обычное и ядерное вооружение.

Что же касается характеристик новой машины, то они держатся в строгом секрете. Лишь недавно стало известно, что Н-20 будет «летающим крылом». То есть в значительной степени повторит геометрию американского В-2. И это все, что мы в настоящее время знаем об амбициозной китайской разработке.

В заключение необходимо сказать, что H-6 не столь уж и допотопный самолет. Его последняя модификация Н-6К получила «прозрачную кабину», современную авионику, включая средства РЭБ, и новейшее ракетное вооружение.

Ту-160 — дембель не за горами

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) начал прорабатываться на стадии НИР в ОКБ Туполева в 2009 году. Новый бомбардировщик должен в следующем десятилетии заменить Ту-95 и Ту-160. Полномасштабная опытно-конструкторская работа по проекту «80» началась в 2014 году.

Срок первого полета бомбардировщика по мере продвижения НИР, а затем и ОКР постоянно сдвигался. В самом начале разработки он был запланирован на 2015 год. Минувшим летом его переместили на 2023 год.

Необходимо сказать, что за 6 лет, прошедших с начала разработки, и в армии, и в правительстве по отношению к актуальности ПАК ДА высказывались различные соображения. В 2012 году вице-премьер Дмитрий Рогозин проявил крайнюю степень пессимизма: «Эти самолеты никуда не долетят. Ни наши к ним, ни их к нам». Однако впоследствии, когда у нас появились уникальные комплексы радиоэлектронной борьбы, он смягчил свою позицию.

В это же время коренным образом изменилась и концепция новой машины. Утверждалось, что она будет сверхзвуковой: максимальная скорость будет превышать 2 М, крейсерская — 1 М. Однако в результате непонятных внутренних процессов ОКБ снизило максимальную скорость до 0,88 М, сделав самолет дозвуковым. Но при этом схема самолета осталась прежней — «летающее крыло».

О новом бомбардировщике известно больше, чем о вышеупомянутой китайской разработке. Но не намного. Приводим ожидаемый коридор характеристик.

Максимальная взлетная масса — 150−200 т

Масса топлива — до 50 т

Масса полезной нагрузки — 30−40 т

Радиус действия — 6000−9000 км.

Также известно о том, что НИИ приборостроения им. Тихомирова завершил аванпроект радиолокационного комплекса для ПАК ДА, а Всероссийский НИИ радиоаппаратуры разработал систему управления вооружением.

Самолет будет оснащен как ракетами «воздух-земля», так и «воздух-воздух», а также свободно падающими и корректируемыми бомбами. Для нового бомбардировщика разрабатываются гиперракеты со скоростью 5 М и выше.

Двигатель создается на самарском СНТК им. Кузнецова. Предположительная максимальная тяга — 40000 кгс.

Самолет проектируется с максимальным использованием стелс-технологии.

Драка за 80 миллиардов долларов

Бомбардировщиком XXI века, по замыслам американских стратегов, должен был стать B-2 Spirit. Он создавался компанией Northrop Grumman в качестве ответа нашему Ту-160 и должен был, что называется, заткнуть за пояс советский ракетоносец. Но превзошел разве что только по малозаметности и по стоимости разработки (2 млрд. долларов за каждую машину).

Разработка шла нервно. Поскольку постоянно приходилось оглядываться на то, что же успели сделать русские, и что может помешать американским супербомбардировщикам выполнять боевые задания. Приоритетным качеством самолета была выбрана минимальная видимость бомбардировщика для РЛС ПВО. Стелс-технологии на разрабатываемом «стратеге» применили на полную катушку.

Самолет аэродинамической схемы «летающее крыло» покрыли эффективными поглощающими покрытиями, продумали и просчитали геометрию для максимальной «обтекаемости» лучами радаров. И начали делать машину, способную прорываться через зону ПВО на большой высоте со сверхзвуковой скоростью.

Но все это оказалось практически бесполезным, когда в ходе разработки выяснилось, что у русских появилась модификация ЗРК С-300, которая с легкостью и обнаружит В-2 на большой высоте, и собьет его. Тогда концепция изменилась. Прорываться к вражеским объектам стало необходимо на минимальной высоте. И по возможности огибать складки местности. Для 170-тонной махины это крайне непросто. Высоту полета снизили. И максимальная скорость стала околозвуковой.

Конструкторы были буквально загнаны в угол, добиваясь минимально возможной видимости самолета. Ее достигли в ущерб буквально всем другим характеристикам. В-2 проигрывает даже своему предшественнику В-1 В по скорости, маневренности, дальности, боевой нагрузке, потолку, тяге двигателей. А крейсерская скорость у него ниже даже, чем у «старичка» В-52.

Ну а российскому ракетоносцу Ту-160 (именно для «состязания» с ним и был сконструирован американский самолет-«невидимка») по основным параметрам он проигрывает в полтора раза. А по некоторым характеристикам — и в два.

Вполне понятно, что вскоре после появления В-2 командование дальней авиации США начало мечтать о достойном стратегическом бомбардировщике, который наконец-то станет машиной нового века. В результате этих мечтаний появилась программа Next-Generation Bomber — «Бомбардировщик следующего поколения». Периодически она меняла свое название с Bomber-2016 (год получения нового бомбардировщика) на Bomber-2018 и т. д. После того, как в проектах нарисовался Bomber-2022, было решено отказаться от датировки. И программу назвали Long Range Strike — Bomber (LRS-B) — «Дальний ударный бомбардировщик».

За право освоить 80 млрд. долларов, выделенных на программу LRS-B, начали сражаться несколько компаний. Но реальными претендентами были Boeing в связке с Lockheed Martin и Northrop Grumman. 27 октября, то есть на прошлой неделе, министр обороны США назвал победителя — Northrop Grumman. Этот выбор был сделан в значительной степени из-за того, что корпорация Boeing запросила на разработку большую сумму. И это довольно странно, поскольку 80 млрд. выделяется не только на разработку, но и на построение сотни бомбардировщиков В-3. То есть «бомбардировщик мечты» будет в 4 раза дешевле (около 500 млн.), чем В-2, созданный теми же самыми пожирателями госбюджета из Northrop Grumman. Вполне понятно, что окончательная сумма возрастет в несколько раз.

О гипотетическом В-3 пока практически ничего не известно. Можно с уверенностью лишь сказать, что он будет малозаметным. И что Пентагон намеревается закупить сотню новых машин, которые в конце следующего десятилетия начнут вытеснять не только В-52, но и В-1 и В-2, которые разочаровали командование ВВС. Ходят слухи о том, что новая машина может быть беспилотной. Но первая серия предусмотрена пилотируемая. А уж дальше, в середине 30-х годов, как дело пойдет.

Ну, и наконец, последние новости с полей сражения авиастроительных корпораций. 7 ноября Boeing и Lockheed Martin подали в правительство США протест с требованием пересмотра решения Пентагона о выборе исполнителя проекта. В нем говорится, что решение противоречит как техническим, так и финансовым критериям выбора. То есть заказ передали фирме, которая сделала неудачный бомбардировщик, который стал к тому же и самым дорогим самолетом в мире. 

ИНТЕРПОЛИТ


Вернуться назад