ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Изъяны и пороки американской авиации

Изъяны и пороки американской авиации


24-02-2015, 09:48. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Изъяны и пороки американской авиации

 

 

Изъяны и пороки американской авиации


Фирма “Локхид” построила высотный разведчик У-2, самый быстрый самолет SR-71 “Блэк бёрд”, стелс-бомбардировщик F-117 и истребитель “Рэптор”. Из менее скандальных творений этой фирмы: самый популярный в мире транспортник “Геркулес”, самолет морской авиации “Орион” и сверхтяжелый транспортный “Гэлэкси”, не имевший аналогов по грузоподъемности на протяжении 15 лет.

Был в истории “Локхида” всего один неудачный проект. Истребитель F-104 “Старфайтер”, получивший дурную славу “вдоводела” и “летающего гроба”. Треть всех построенных машин была потеряна в нескончаемой чреде авиакатастроф. Но даже “Старфайтер” полным провалом назвать было нельзя. Первый в мире серийный истребитель, преодолевший барьер в две скорости звука, чья необычная конструкция пестрела свежими и оригинальными идеями.

Был у “Локхида” специальный отдел, занимавшийся разработкой ракетных вооружений. Баллистические ракеты для подводных лодок — “Поларис”, “Посейдон”, “Трайдент” (1 и 2). Все как одна — твердотопливные. Установившие массу непобитых рекордов и бывшие вне конкуренции на протяжении десятилетий, пока из СССР не поступал очередной запоздалый “ответ”.

Среди известных космических проектов фирмы “Локхид”: разгонный блок “Аджена”, разведывательные спутники серии “Корона” и орбитальный телескоп “Хаббл”.

Изъяны и пороки американской авиации

Первая стыковка на орбите (“Джемини-8” — “Аджена”)


В это время на восточном побережье США существовала другая фирма — “Мартин Мариетта”. Она успешно освоила химическую промышленность и построила первую в мире плавучую атомную электростанцию. Но основная слава этой конторы была также связана с космосом:

Межпланетные зонды серии “Викинг”, отработавшие на поверхности Марса от четырех до шести лет.

Станция “Магеллан”, выполнившая подробное картографирование поверхности Венеры.

МБР серии “Титан” и созданное на их основе семейство ракет-носителей.

Межконтинентальная баллистическая ракета MX тяжелого класса.

Баллистическая ракета средней дальности “Першинг-2” с маневрирующим боевым блоком.

http://youtu.be/a6L5J7WcUpo

Холодное мерцание звезд, пыль марсианских бурь и высокоточное оружие...

Новая глава этой история началась в 1995 году, когда “Локхид” и “Мартин Мариетта” объединились в единую компанию, превратившись в “Локхид Мартин”. Сегодня компания позиционирует себя мировым лидером в области авиакосмических технологий, имеющим непременный успех в любой области, за которую берутся её специалисты.

Сквозь тернии к звездам

Каждый раз, когда спор касается американской авиационной и ракетно-космической техники, звучат остроумные (а порою чересчур едкие) комментарии, касающиеся достоверности предоставленных данных. Сам факт того, что янки регулярно врут воспринимается, как аксиома. “Кто ж вам предоставит достоверные характеристики и результаты настоящих испытаний?” Они, как минимум, засекречены!

И вообще, судя по Дженнифер Псаки, американцы, все как один, дешевые и не слишком умные болтуны. Все представленные цифры нужно делить на три. А лучше сразу на пять. И никакие они нам не конкуренты, со своим недоношенным F-35.

Проблема в том, что Дженнифер Псаки не работает в компании “Локхид Мартин”. Столь эрудированную леди с не закрывающимся ртом не подпустили бы к “Локхиду” на пушечный выстрел. И дело не в дискриминации по половому признаку, а в специфике работы ведущего разработчика авиакосмической техники. Болтуны и популисты там не нужны.

Выскажу крамольную мысль, что за всю послевоенную историю американской авиации нельзя встретить ни одного примера, когда бы янки использовали явный блеф и не смогли бы подтвердить на практике заявленные ТТХ своих самолетов и ракет.

Разумеется, бывали неудачные проекты. Которые, так или иначе, признавались неудачными и немедленно заменялись на более подходящие решения (злополучный “Старфайтер” был немедленно заменен на “Фантом”).

Случались единичные тактические “проколы”, запятнавшие репутацию суперсамолетов но, по факту не давшие никаких реальных поводов для насмешек.

Наконец, были заведомо невыполнимые, утопические проекты типа “Звездных войн”, которые являлись всего лишь всего лишь попыткой дезинформации СССР в условиях холодной войны. Так же, как и “жонглирование цифрами” с целью занижения боевых потерь, списываемых на “погоду и технические причины”. К реальной авиакосмической отрасли все это отношения не имело, оставшись уделом политиков и военных корреспондентов.

Янки не брали цифры “с потолка” и не выдавали их за характеристики реально существующей техники. Таких случаев в природе нет. По крайней мере, поймать обманщиков за руку ни разу не удавалось. Более того, в реальных боевых действиях авиационная и ракетно-космическая техника обычно подтверждала свои заявленные возможности. Курьезные случаи, когда десять самолетов не могли разбомбить цель градом высокоточных бомб, основаны на редком стечении обстоятельств и тактических просчетах командования (сбой в системах наведения, неверные координаты цели в памяти ракет и т.п.). Гораздо более вероятным был другой сценарий — первой же бомбой “выносили” цель. Все таки высокоточное оружие остается таковым, иначе какой был бы в нем смысл?

Простейший пример — круговое вероятное отклонение (КВО) баллистических ракет. Янки традиционно дают для своих “Поларисов” и “Трайдентов” чрезвычайно малое знание КВО (в 2-3 раза меньше, чем у наших ракет), что приводит в ярость отечественных специалистов и всех тех, кто неравнодушен к технике.

Кто оценил КВО “Трайдент-2” в 120 метров? (с применением GPS — 90 метров)? Где подтверждение этих цифр?

Сейчас было самое время пуститься в туманные рассуждения, напирая на полувековой опыт и серьезную репутацию “Локхида”. И так же легко возразить, указывая на общую секретность темы и отсутствие каких-либо достоверных данных о ракетных испытаниях.

Изъяны и пороки американской авиации


Впрочем, ответ лежит на поверхности. Это программа по созданию конвенционного “Трайдента” (CTM), в соответствии со стратегией “быстрого реагирования”, предусматривающей нанесение удара по любой точке Земли в течении часа с момента отдачи приказа. Разговор о неядерной тактической БРПЛ означает возможность уменьшения КВО “Трайдент-2” до считанных метров (разумеется, потребуется создание моноблочной БЧ нового типа, с новой ГСН и системой газовых и аэродинамических рулей). В противном случае, данный проект не имел бы смысла: выстрелить 100 млн. долл. в "молоко"...

На фоне этого заявленная КВО оригинального “Трайдент-2” (90...120 м) c тройной коррекцией траектории (инерциальная система, астрокорректор, GPS) звучит, как минимум, реалистично.

Касаемо того же “Трайдента” большинство “диванных экспертов” выражает неудовольствие по поводу макс. дальности его пуска (11 300 км), ссылаясь на некорректные условия испытаний, проведенных с уменьшенной боевой нагрузкой. Впрочем, сам “Локхид” никогда этого не скрывал: любой рекорд ставится в наиболее выгодных условиях.

Другое дело, что даже с полной боевой нагрузкой (14 боеголовок Mk.76) дальность полета “Трайдент-2” была больше, чем у любого из его ровесников с уменьшенной нагрузкой (7800 км). Или обратной каламбур: полная боевая нагрузка любого из ровесников “Трайдент-2” была меньше, чем уменьшенная боевая нагрузка “Трайдента-2” при стрельбе на рекордную дальность.

“Локхид” создал шедевр, на 20 лет опередивший свое время.

Еще одна яркая история — сверхзвуковой разведчик SR-71, чей вылет на боевое задание выглядел, как цирк шапито. Вечно мокрый, лоснящийся самолет поднимался в воздух с полупустыми баками, быстро набирал скорость 3М, затем замедлялся и шел на соединение с заправщиком. Наконец, накачав в баки 40 тонн керосина, он вновь уносился в стратосферу и ложился на “боевой курс”.

Изъяны и пороки американской авиации


Объяснение этих нелепых телодвижений кроется в самой конструкции “Черной птицы”. Топливо закачивалось прямо в плоскости крыла (кессон-баки), откуда постоянно просачивалось через тепловые зазоры в панелях обшивки. Ввиду того, что полный запас топлива составлял 60% от массы самолета, взлет с полными баками был невозможен. Более того, SR-71 сперва требовалось как следует “разогреться” для устранения тепловых зазоров — все это приводило к невероятным трюкам, сопровождавшим церемонию отправки на задание американской титановой “вундервафли”.

Советским конструкторам чудесным образом удалось избежать всех этих неприятностей: эксплуатация сверхзвукового МиГ-25, в целом, не отличалась от эксплуатации других истребителей ВВС. И пусть надменные янки подавятся своим рекордом (3,2 М у “Блэк Берда” против максимально допустимых 2,83 М у советского перехватчика). Простота эксплуатации и технологичность конструкции МиГ-25 (основной конструкционный материал — сталь) значат гораздо больше, чем какие-то десятые доли “Маха”.

Можно было уже посмеяться над криворукими конструкторами “Локхид Мартин”, если бы не один малоизвестный факт. По ТТЗ, максимальное время полета МиГ-25 на скорости 2,8М было ограничено 8 минутами. “Блэк Берд” должен был пролететь в таком режиме 1,5 часа....

Путешествуя по славным страницам истории мировой авиации, вы не встретите случаев явного блефа или каких-либо подтверждений тупости американских авиаконструкторов. Каждое техническое решение было продиктовано конкретными обстоятельствами. А единичные позорные случаи — всего лишь прихоти удачи, помноженные на тактически просчеты самих военных.

Изъяны и пороки американской авиации


Ведь до сих пор никто не может объяснить, как и из чего сбили F-117. И если ЗРК 1950-лохматого года так легко уничтожил одну “невидимку” — почему он не сбил остальные? Ведь, по официальным данным, “стелсы” совершили над Югославией 700 боевых вылетов. Не связано ли это с наличием у ЗРК С-125 штатного канала наведения ракет через телевизионный визир “Карат-2”? По удачному стечению обстоятельств, “стелс” был визуально обнаружен сербским расчетом и моментально сбит, с использованием телевизионного визира, которому было все равно на технологию “стелс”. Кстати, именно этой версии придерживаются главные участники инцидента: командир сербской батареи Золтан Дани, намекающий на некий “французский тепловизор”, и подполковник ВВС США Дейл Зелко, утверждающий что его F-117 был сбит, как только пробил нижний край облаков.

К самой технологии уменьшения радиолокационной заметности претензий нет. Она в точности выполняет свое предназначение, затрудняя обнаружение самолетов радарами противника. Неслучайно, все перспективные образцы авиационной техники (от F-35 до ПАК ФА) пользуются аналогичными тех. решениями, позволяющими на порядок сократить дальность их обнаружения, подарив драгоценные секунды, необходимые для выживания в современном бою.

Эпилог

Кто еще до сражения побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто еще до сражения не побеждает расчетом, у того шансов мало. Кто не будет рассуждать и будет относиться к противнику пренебрежительно, тот непременно станет его пленником, утверждал Сунь Цзы.

Все расчеты указывают, что в лице “Локхид Мартин” мы имеем дело с опытным и искусным соперником, уже не раз доказавшим, что его угрозы — не пустой звук. Который умеет держать обещания и всегда готов выдать ответ на любой выпад с нашей стороны.

Изъяны и пороки американской авиации

Lockheed Martin F-22 Raptor


Бесполезно пытаться побеждать, надеясь на изъяны в технике противника. Гораздо вернее создавать собственные аналогичные образцы, причём учиться делать это в срок и не на словах.

 

 

Автор Олег Капцов

 


Вернуться назад