ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Гость из будущего. Невидим и крайне опасен
Гость из будущего. Невидим и крайне опасен19-05-2014, 11:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Гость из будущего. Невидим и крайне опасен
Плавучая пирамида Хеопса, словно прибывшая из другого измерения. Какой из эпох принадлежит этот корабль? Кто и зачем создал эту диковинную конструкцию? Возможно, все гораздо проще. Облик отражает суть — грандиозная финансовая пирамида, поглотившая за раз свыше 7 млрд. долларов. Определенно, «Замволту» есть чем гордиться: самый крупный и дорогой эсминец за всю историю существования данного класса кораблей. И этот рекорд сохранится как минимум до начала 2030-х годов. Его зловещий силуэт не оставляет равнодушным. Но какие секреты таятся внутри этого «звездолета»? Стелс? Рельсотрон? Linux? Ракетно-артиллерийский стелс-корабль строится с применением новейших технологий, многие из которых были впервые внедрены на военно-морском флоте. Ключевым направлением было выбрано снижение заметности в радиоволновом диапазоне ЭМ-спектра, в котором работает большинство средств обнаружения. В архитектуре и облике «Замволта» агрессивно проступают черты технологии «стелс». Пирамидальная надстройка. Мощный завал бортов — благодаря чему радиоволны отражаются в сторону неба, что исключает их повторное отражение от поверхности воды. Стелс-кожухи артиллерийских орудий. Полное отсутствие мачт, радиоконтрастных механизмов и оборудования на верхней палубе. Нос-волнорез, позволяющий не «всходить на волну», как это делают обычные корабли, но, наоборот, прятаться от вражеских радаров среди гребней волн. Наконец, весь корпус «Замволта» отделан ферромагнитными красками и радиопоглощающими покрытиями. Данные приёмы хорошо известны среди кораблестроителей по всему миру. Российские корветы и фрегаты нового поколения (например — «Стерегущий»), французские корабли «Лафайет», шведские стелс-корветы типа «Висбю»… Но в случае с «Замволтом» дело обстоит особым образом: впервые в истории флота все элементы технологии «стелс» были реализованы в столь грандиозном, всеохватывающем объеме на столь крупном корабле. 14,5 тысяч тонн — размерам эсминца «Замволт» позавидует иной крейсер (в качестве сравнения: полное водоизмещение флагмана ЧФ, ракетного крейсера «Москва» составляет «всего лишь» 11 тыс. тонн) В эффективности приемов по снижению заметности для вражеских радаров сомневаться не приходится: технология «стелс» широко применяется при создании военно-морской и авиационной техники по всему миру. Гораздо больший интерес вызывает сама концепция «Замволта». Ракетно-артиллерийский эсминец с габаритами крейсера — это не 600-тонный шведский корвет. Как спрятать такого «слона» посреди открытой местности? Создатели «Замволта» объясняют, что речь идет не о полной невидимости, а всего лишь о снижении заметности — в результате «Замволт» сможет обнаружить противника раньше, чем тот заметит стелс-эсминец. В официальных пресс-релизах отмечается, что эффективная площадь рассеивания (ЭПР) 180-метрового эсминца соответствует ЭПР небольшой рыбацкой фелюги. Артиллерия Впервые за 50 лет был построен артиллерийский ганшип. «Замволт» — первый и пока единственный из современных крейсеров и эсминцев, что вооружен пушками калибром свыше 5 дюймов. В носовой части эсминца установлена пара 155 мм (6,1'') автоматизированных установок Advanced Gun System (AGS), стреляющих высокоточными боеприпасами на дальность 160 км. Общий боекомплект установок — 920 снарядов. Возрождение морской артиллерии — прямое следствие дискуссии об оказании огневой поддержки морским десантам и нанесению ударов по побережью противника (как никогда актуальных в эпоху контртеррористических операций и локальных войн). Артиллерийский снаряд имеет ряд важных преимуществ перед авиационной бомбой или крылатой ракетой: — всепогодное применение; — быстрая реакция на вызовы — уже через пару минут указанное место сровняют с землей; — неуязвимость для систем ПВО противника; — отсутствие необходимости в сверхдорогом носителе (многоцелевом истребителе 4/5 поколений и подготовленном пилоте) — как и отсутствие риска потерять носитель по пути к цели; — гораздо меньшая стоимость снарядов по сравнению с крылатой ракетой «Томагавк» — при одинаковых возможностях в деле оказания огневой поддержки морским пехотинцам. При том, что точность современных артиллерийских снарядов с системой наведения по GPS или лазерному лучу, ни в чем не уступает аналогичным авиационным и ракетным боеприпасам. Примечательно, что в качестве вспомогательной артиллерийской системы для самообороны эсминца вновь была выбрана система с необычно большим калибром — автоматическая 57 мм установка «Бофорс» SAK-57 Mk.3 (пара таких пушек установлена в кормовой части надстройки «Замволта»). В отличие от традиционных скорострельных «Фаланксов», SAK-57 делает всего 3-4 выстрела в секунду, но при этом стреляет особыми «интеллектуальными» боеприпасами, чьи взрыватели инициируются при пролете вблизи цели. А могущества её снарядов достаточно не только для самообороны в ближней зоне, но и для применения в морском бою против катеров и др. средств противника на дальности до 18 км. Радары Изначально для «Замволта» создавался «навороченный» радиолокационный комплекс DBR с шестью АФАР, работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли — в пределах зоны обзора радара DBR. К 2010 году, когда стало ясно, что «Замволты» получаются слишком дорогими и не могут заменить собой существующие эсминцы — концепция радара DBR подверглась кардинальному сокращению. В составе средств обнаружения «Замволта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР, размещенными на стенках надстройки эсминца. В отличие от существующих Иджис-эсминцев, «Замволт» полностью лишился зональной системы ПВО/ПРО, но взамен приобрел выдающиеся способности для контроля водной поверхности (в пределах радиогоризонта) и воздушного пространства на средних и коротких дистанциях (менее 100 км). Сантиметровый радар SPY-3 обладает уникальной «зоркостью» при слежении за горизонтом (откуда в любую секунду может появиться низколетящая ПКР). Среди других возможностей: — управление зенитным огнем (программирование автопилотов ЗУР, одновременная подсветка десятков воздушных целей); — автоматическая детекция плавающих мин и перископов подводных лодок; — контрабатарейная борьба и СУО артиллерийским огнем эсминцам (отслеживание траекторий выпущенных снарядов); — функции навигационного радара; — возможность работы в режиме станции РЭБ. Прототип AN/SPY-3 проходит испытания на борту старого эсминца "Пол Ф. Фостер"
Впрочем, есть одна загвоздка — подобные системы (многофункциональные РЛС с АФАР) уже лет десять стоят на вооружении практически всех флотов стран НАТО. За исключением ВМС США! Единственное, на что надеются «отсталые» янки — их SPY-3 будет самым мощным и совершенным среди всех существующих европейских и японских аналогов. Инновации Утверждается, что «Замволт» будет и самым бесшумным среди всех боевых надводных кораблей. Система подвода пузырьков воздуха к подводной части корпуса, винты в кольцевых насадках-фенестронах и полное электродвижение. Шумовой фон «Замволта» будет соответствовать атомной подлодке типа «Лос-Анджелес». Пришел черед сказать несколько слов о ГЭУ суперэсминца. Здесь реализована схема, при которой британские газовые турбины Rolls-Royce Marine Trent-30 (одни из самых мощнейших в своем классе) приводят в действие электрогенераторы — после электрическая энергия вновь преобразуется в механическую энергию, посредством гребных электродвигателей. Электроходы широко известны в гражданском судостроении (первый дизель-электроход «Вандал» был построен в России в 1903 году), но не получили большого развития на военно-морском флоте (где мощность корабельных ГЭУ зачастую превышает 100 тыс. л.с.). «Замволт» — второй после британского «Дэринга», где была применена схема с полным электродвижением (Full Electric Propulsion — FEP). Исключение прямой механической связи между ГТД и винтами позволило уменьшить вибрации корпуса, что в свою очередь, положительно сказалось на уменьшении шумности эсминца. Кроме того, это упростило энергоснабжение энергозатратного оборудования и «развязало руки» конструкторам, Еще одна инновация — периферийные пусковые установки для ракет PVLS Mk.57. Двадцать 4-зарядных модулей для запуска зенитных, противолодочных и тактических крылатых ракет, размещенные вдоль бортов эсминца и отделенные от остальных отсеков 12 мм стальной перегородкой. Основная идея — локализация повреждений эсминца при случайном взрыве ракеты в ячейке. Вот только неясно — сможет ли лист толщиной 12 мм выдержать взрыв 340-кг БЧ «Томагавка»? А размещение УВП вдоль борта наоборот подставляет их под огонь противника. В высшей степени странное решение. Среди других полезных инноваций — огромная посадочная площадка в кормовой части эсминца, обеспечивающая проведение взлетно-посадочных операций для двух вертолетов одновременно. Отлично выглядит идея с радикальным сокращением экипажа корабля. Штатный экипаж «Замволта» состоит из менее чем 150 моряков! — вместо 300-400 у других крейсеров и эсминцев. Результат был достигнут не столько глобальной автоматизацией эсминца, сколько существенным повышением межремонтного ресурса всех агрегатов и систем. Теперь всё техническое обслуживание будет проводиться только в базе, по завершении похода. Впервые за всю историю флота, немалое внимание было уделено автоматизации процессов погрузки боекомплекта, продовольствия и расходных материалов во время нахождения в базе. Эпилог Мощный и современный корабль, который на момент своего вступления в строй, несомненно, будет лучшим эсминцем в мире. Постройка корабля такого уровня — это символ научно-технического превосходства. Совместный подвиг кораблестроителей, электронщиков, специалистов по ракетной технике и артиллерийским вооружениям — многочисленных научных коллективов целой страны, которая открыто заявляет о своём статусе сверхдержавы. Если бы «Замволт» строился в России… О! Я представляю! Информационное пространство просто разрывалось бы от упоминаний о «не имеющем аналогов корабле». Здесь есть о чем говорить, и есть чем гордиться. Казалось бы, американцам, с их колоссальным опытом в кораблестроении, практически неограниченным военным бюджетом и при наличии лучших мозгов и разработок со всего света было почти нереально допустить ошибку и построить красивый, но с абсурдный военной точки зрения и совершенно неэффективный корабль. Однако, в случае с «Замволтом» есть основания утверждать, что такая попытка все же была сделана. Пентагон не смог четко сформулировать требования к перспективному эсминцу XXI века (проект DD-21). Основным трендом при создании «Замволта» было стремление к абсолютному идеалу. Самый крутой эсминец в мире, остальное — не важно. В результате сложность и стоимость проекта превысили все разумные пределы. Программа строительства серии из 32-х многофункциональных эсминцев полностью провалилась. Всего было решено построить не более трех «Замволтов» в контртеррористической / ударной версии (без радара DBR и дальней системы ПВО). Головной эсминец USS Zumwalt (DDG-1000) должен вступить в строй в 2015 году.
Автор Олег Капцов
Вернуться назад |