ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Черноморский флот возвращается домой

Черноморский флот возвращается домой


18-03-2014, 20:40. Разместил: Swarm

"Существующий план развития сил Черноморского флота неожиданно устарел, потому что вырабатывался исходя из реалий вчерашних дней", – так определили сложившуюся после Крымского референдума ситуацию в Главном штабе ВМФ России. Какие изменения ждут флот в новых условиях?

Прежде всего, это главная база флота. Теперь уже понятно, что ею останется Севастополь, он уже более 230 лет сохраняет этот статус. Вместе с тем, последние 25 лет база практически не модернизировалась и сегодня её инфраструктура в значительной мере устарела. Модернизировать придется практически все – от подъездных путей до причального фронта.

Вполне возможно, что встанет вопрос и о возобновлении военного использования закрытых ранее объектов: в частности, бывшей базы подводных лодок в Балаклаве, где сегодня действует музей.

Устойчивое функционирование Севастополя как главной базы флота, однако, зависит в том числе и от нормального развития экономики Крыма, которая должна избавиться от инфраструктурной зависимости от континентальной Украины. Речь идет об увеличении мощности энергетики Крыма, объема водных ресурсов и многом другом, что необходимо будет делать параллельно с совершенствованием военных баз, и прежде всего Севастополя. Предполагаемый объем работ позволяет сделать вывод, что в ближайшие годы Крым будет в числе лидеров по объему внутренних инвестиций.

Современный военно-морской флот это не только боевые корабли. Очевидно, что наземная инфраструктура также будет совершенствоваться. Прежде всего, это необходимо в отношении Гвардейского и Качи – двух действующих сегодня российских военных аэродромов в Крыму, затем придет очередь Бельбека, Новофедоровки и других объектов, принадлежавших Вооруженным силам Украины, если учитывать географический фактор, то крымские авиабазы обладают огромной ценностью, позволяя не только прикрывать флот и юго-западные границы России, но и обеспечить, при необходимости, контроль над югом и западом Чёрного моря. То же самое касается и дальнобойных систем ПВО, размещение которых в южной и западной части полуострова позволяет перекрыть большую часть воздушного пространства над Чёрным морем. В этой связи стоит ожидать обновления самолётного парка авиационного полка морской авиации в Гвардейском, где базируются бомбардировщики Су-24, и вертолетного полка в Каче, а также передислокации в Крым дополнительных сил авиации.

Раздел Черноморского флота в свое время привел к серьезному разделению ролей оставшейся у России части общего имущества: практически все силы охраны водного района (ОВР) и пограничной охраны были сосредоточены на Кавказском побережье. Функции береговой охраны в Крыму брали на себя ВМС Украины, но сейчас в связи с их фактической ликвидацией и воссоединением Крыма с Россией эту роль придется опять взять на себя российскому флоту и частям морпогранохраны. Использование для этой цели бывших украинских кораблей остается под вопросом в силу неясного правового статуса этого имущества и плохого технического состояния большей их части даже в случае их включения в ВМФ России. Таким образом, госпрограмму вооружения в части Черноморского флота предстоит увеличить как минимум на 10 – 20 единиц кораблей и катеров прибрежной и ближней морской зоны. Решение этой задачи облегчается тем, что серийные проекты этого рода у России уже есть.

Наиболее вероятно, что к шести фрегатам проекта 11356 и такому же числу подлодок проекта 636, строящихся для Черноморского флота, прибавится в ближайшие годы заказ на 6 – 8 малых артиллерийских и малых ракетных кораблей проекта 21630/631, а также на 4 – 6 корветов проекта 22160. Эти меры, в качестве первоочередных, позволят восстановить потенциал Черноморского флота в прибрежной зоне, обеспечив защиту границ Крыма.

Илья Крамник

Вернуться назад