ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > От пистолета до атомохода
От пистолета до атомохода17-08-2009, 16:45. Разместил: VP |
|||
На входе в военно-морской Исследовательский центр «Арамар» висит плакат: «Бразилия не должна быть колонизирована путем технологической зависимости». И поэтому сегодняшняя Бразилия — не только без пяти минут ядерная держава, лишь совсем недавно остановившая работы в области военного атома. В качестве производителя оружия она не без основания претендует на роль великой державы региона. Фото вверху:
|
Современный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления EMB-145SA (R-99A) бразильской компании «Эмбраэр». Фото: Embraer |
Впрочем, длительное время компания занималась больше лицензионным выпуском самолетов зарубежной разработки. Но со временем бразильцы стали собирать и самолеты собственной разработки: 16 августа 1980 года в воздух впервые поднялся двухместный учебно-тренировочный турбовинтовой самолет EMB-312 «Тукано», в бразильских ВВС получивший обозначение Т-27 (учебно-тренировочный) и АТ-27 (легкий штурмовик). Причем самолет, оснащенный двигателем PT6A-25C с трехлопастным винтом и вооруженный в боевом варианте 12,7-мм пулеметами и ракетами и бомбами на четырех внешних узлах подвески, стал не просто первым национальным боевым самолетом, а явился одним из первых маркетинговых успехов «Эмбраэра» на международном рынке. Машины были даже приобретены французскими ВВС и Королевскими ВВС Великобритании, которые, как известно, «хлам» не покупают. А в военно-воздушных силах Бразилии «Тукано» получил сегодня более почетную работу — из этих машин сформирована группа летного пилотажа под названием «Дымовая эскадрилья» (Esquadrilha da Fumaça). Наследником этой машины стал новый учебно-тренировочный самолет EMB-314 «Супер Тукано», он же «служит» в ВВС в качестве штурмовика.
Не пропали для военных даром и наработки «Эмбраэра» в области гражданской авиации. Так, например, весьма успешный пассажирский авиалайнер EMB-145 был взят за основу при создании «бразильского АВАКСа» — самолета дальнего радиолокационного обнаружения модели EMB-145SA «Эриай», оснащенного активной фазовой импульсно-доплеровской РЛС «Эриай» шведской компании «Эриксон Майкровэйв Системс». Самолет, который еще на стадии разработки выразили готовность приобрести военно-воздушные силы Бразилии, Греции и Швеции, совершил первый полет 22 мая 1999 года.
Самолет предназначен для контроля над воздушным пространством, наведения истребителей, управления полетами, а также для осуществления патрулирования границ и прибрежной экономической зоны. Он может привлекаться и к решению задач в рамках поисково-спасательных операций. Установленная на самолете шведская РЛС имеет широкие сектора обзора в сторону бортов и способна обнаруживать воздушные цели на дальности до 450 километров, а дальность обнаружения такой типовой цели, как истребитель, составляет у этого радара примерно 350 километров.
Учитывая последние веяния в области проектирования радиолокационных станций, бразильские инженеры создают и более совершенный проект «дальнего наблюдения» — самолет ДРЛО EMB-145RS, оборудованный РЛС с синтезированной апертурой луча, тепловизионными, телевизионными и многоспектральными камерами, а также системами радио- и электронного перехвата. Характерно, что среди прочих задач EMB-145 ставится контроль за наркотрафиком в бассейне Амазонки — наземные и надводные цели РЛС может обнаруживать на дальности до 300 километров.
Боевой танк ЕЕ-Т1 «Озориу» компании ENGESA так и не стал основой бронетанковых войск Бразилии. Однако и в начале XXI века его продолжали демонстрировать публике. Фото: REUTERS |
Интересным эпизодом в развитии военной промышленности Бразилии была попытка создания собственного основного боевого танка — пока единственная в Латинской Америке. Тут проявилось не только желание оснащать вооруженные силы техникой отечественного производства (в конце концов, в изоляцию Бразилия не попадала, эмбарго не подвергалась), но и претензия на роль «великой державы».
В конце 1970-х годов государственная компания ENGESA (Engenheiros Especializados SA, включала 14 фирм и 6 заводов) развернула работы над основным танком. Предполагалось снабдить его пушкой калибра 105 (L7 A3 британской «Ройал Орднанс») или 120 миллиметров (С1, башня французской фирмы GIAT) и современной системой управления огнем. Танк получил обозначение ЕЕ-Т «Озориу» — в честь национального героя XIX века, генерала-кавалериста Озориу. Причем ЕЕ-Т1 массой 40,9 тонны со 105-мм пушкой предназначалась для армии Бразилии и на экспорт, а ЕЕ-Т2 (43,7 тонны) со 120-мм пушкой — только на экспорт. Бразилия намеревалась выйти на рынок тяжелого вооружения.
Танк и правда получился хорошим, вполне на уровне требований времени. Пушки позволяли использовать весь боекомплект современных 105- и 120-миллиметровых выстрелов, система управления огнем включала электронный баллистический вычислитель, комбинированные («день/ ночь») прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером и прицел командира, корпус и башня имели разнесенное и комбинированное бронирование с использованием композиционных материалов. Высокая удельная мощность дизельного двигателя (при 1100 л. с. она составляла 25—27 л. с. на тонну), автоматическая гидромеханическая трансмиссия (и то и другое — западногерманского производства) и гидропневматическая подвеска опорных катков обеспечивали достаточно высокую подвижность, хорошую приемистость. На пересеченной местности «Озориу» развивал до 45 км/ч, по шоссе — до 70 км/ч, запас хода составлял 550 километров. Имелось навигационное и автоматическое противопожарное оборудование. К серийному выпуску ЕЕ-Т1 «Озориу» ENGESA была готова уже в 1986 году. ENGESA представила танк даже на конкурс британской армии, скорее дабы заявить о себе, нежели в надежде на контракт. А вот испытания в Саудовской Аравии в 1987 году экспортный ЕЕ-Т2 прошел наравне с танками М1А1 «Абрамс», «Челленджер» и АМХ-40С. Но… дело ограничилось несколькими машинами.
Хотя государство вложило в программу «Озориу» немалые средства, танк не попал на вооружение и в самой Бразилии. Оказалось проще приобрести заграничные модели. В течение 1997—2000 годов в бразильскую армию попали основные боевые танки «Леопард-1А1» производства ФРГ. Но поступили они из Бельгии, где их выводили из эксплуатации в связи с переходом на танки «Леопард-2». Перед поставкой танки прошли модернизацию. В 1997 году министерство обороны Бразилии арендовало у США танки М60АЗ, приобретя их в собственность только в 2001 году. Так что на 2008 год в сухопутных войсках Бразилии имелось 133 танка «Леопард-1», 91 танк М60А3 и 112 модернизированных легких танков М41В и М41С.
Не повезло и бразильской фирме «Бернардини», взявшейся в начале 1980-х годов, казалось бы, за менее рискованный проект — 30-тонный (а не 40-тонный) танк. Такой танк обещал быть дешевле, к тому же более соответствовал условиям Южной Америки с резко пересеченным рельефом, плохой дорожной сетью и низкой грузоподъемностью большинства мостов. В 1988 году появился танк МВ-3 «Тамойо» (индейцы племени тамойо жили в прибрежных районах Бразилии, отличались воинственным нравом). Танк нес 90-мм пушку, выпускавшуюся ENGESA по бельгийской лицензии. В целом «Тамойо» представлял собой современный легкий танк, «подтянутый» по уровню защищенности к «среднему» классу по весу. Однако министерство обороны так и не оформило планировавшийся заказ, да и потенциальные зарубежные покупатели машину не оценили. В 2001 году для бразильской морской пехоты в Австрии закупили 17 легких танков SK-105 «Кирасир». Сохранившийся опытный образец танка «Тамойо III» мог бы остаться в каком-либо музее, но в 2007 году танк продали с аукциона. «Теперь бразильская технологическая мысль отправляется на свалку», — с грустью прокомментировал это сотрудник Федерального университета города Жуис-ди-Фора Карлус Бастус.
Куда больший успех ожидал компанию ENGESA с армейскими автомобилями и колесными бронемашинами. В 1970 году в соответствии с требованиями бразильской армии компания разработала плавающий бронетранспортер «Уруту» (колесная формула 6х6) как основу для унифицированного семейства бронемашин: бронетранспортер, боевая разведывательная машина с пушечным вооружением (37 или 90 миллиметров), самоходный «истребитель танков» со 105-мм пушкой, санитарная, командно-штабная, ремонтно-эвакуационная машины. Наибольшее внимание привлекли бронетранспортер ЕЕ-11 «Уруту» (вместимость 13 человек) и машина ЕЕ-9 «Каскавел» с 90-мм пушкой в поворотной башне (экипаж три человека). Серийное производство этих машин началось в 1974 году. Уникальной чертой машин стала подвеска колес — второе и третье колеса каждого борта подвешены на концах качающегося балансира, внутри которого выполнена передача к каждому колесу. Большой динамический ход такой подвески обеспечивает высокую проходимость на пересеченной местности, свойственной не только Южной Америке. При этом по шоссе машины развивали скорость до 100 км/ч, запас хода достигал 850—880 километров. Машины семейства имели не менее семи серийных модификаций, различавшихся двигателями (американский «Детройт Дизель» 6V-53 или германский «Мерседес-Бенц» ОМ 352А), трансмиссией, наличием или отсутствием централизованной системы регулирования давления в шинах и т. д. Только «Каскавел» к концу XX века оказалась кроме Бразилии также на вооружении в Боливии, Буркина-Фасо, Габоне, Гане, Зимбабве, Иордании, Ираке, Иране, Колумбии, на Кипре, в Парагвае, Суринаме, Того, Тунисе, Уругвае, Чаде, Чили, Эквадоре. За 10 лет построили 2550 «Каскавелов» и в основном на экспорт. Размах поставок сопоставим, например, с таким известнейшим поставщиком бронемашин по всему миру, как французская фирма «Панар». В некоторых странах машины ENGESA и «Панар» так и состоят на вооружении вместе.
В дополнение к сравнительно тяжелой (13,4 тонны) ЕЕ-9 та же компания создала легкую разведывательную бронемашину ЕЕ-3 «Жарарака» (4х4, масса 5,8 тонны) с пулеметным вооружением. Названия машин сами по себе звучат грозно: уруту, каскавел, жарарака — опасные ядовитые змеи Южной Америки (об уруту говорят, что если она не убивает, то калечит обязательно). ЕЕ-3 «Жарарака» поставлялась в Габон, Иорданию, Уругвай, Эквадор, на Кипр.
В 1980-е годы в Бразилии стартовала собственная программа высокоточного оружия, включая ракету класса «воздух — воздух» малой дальности. Но только в 1996 году фирма «Мэктрон Энжениариа» завершила разработку ракеты, известной как МАА-1, «Пиранья» или «Мол», с инфракрасной головкой самонаведения, осколочно-фугасной боевой частью и дальностью пуска до 5 километров. Занятно, что сама «Мэктрон» — малая компания, основанная пятью инженерами Технологического института аэронавтики. Та же «Мэктрон» в 2008 году получила контракт на поставку Пакистану противорадиолокационных авиационных ракет MAR-1. По словам ми нистра обороны Бразилии Нелсона Жобима, «контракт позволит увеличить производство ракет с 1 до 5 единиц в месяц» — из этого примерно ясны масштабы производства.
Пусковая установка AV-LMU реактивной системы залпового огня «Астрос-II» SS-30 калиб ра 127 мм армии Саудовской Аравии, 1991 год. Фото: US DoD |
Вполне успешным оказался и проект реактивной системы залпового огня «Астрос-II» (Artillery SaTuration Rocket System), разработанный в 1982 году компанией «Брэзилс Авибрас Аэроспасьял» в сотрудничестве с Институтом перспективных исследований армии. Дальность пуска — в зависимости от калибра и типа применяемых ракет — до 60 километров. РСЗО «Астрос-II» поставлялись в Ирак и Саудовскую Аравию. Но падение спроса (в частности, с окончанием Ирано-иракской войны), а также политическая «перестройка» в самой Бразилии резко ухудшили дела и у военной промышленности. Былые успехи не спасли в 1990-х годах «Авибрас» от приватизации, а ENGESA от банкротства. Последнее обстоятельство, видимо, остановило попытки начать собственное производство 155-мм длинноствольных гаубиц по австрийской лицензии.
Отрасль стрелкового оружия оказалась несколько устойчивее. Здесь уже был пройден путь от лицензионных до фактически собственных моделей. Так, например, Бразилия, как и многие страны, в свое время приобрела лицензию на производство бельгийской 7,62-мм штурмовой винтовки FN FAL (в Бразилии получила обозначение MD 963). Уже с использованием ее узлов и деталей государственная компания IMBEL выпустила серию 9-мм пистолетов-пулеметов MD-1, MD-1A1, MD-2, MD-2A1 для армии и полицейских служб. Штурмовую винтовку под малокалиберный 5,56-мм патрон IMBEL создала на основе все той же FAL (MD-2), выпустив в 1990 году малокалиберные винтовки MD1 и MD2, а позднее — MD-97, MD-97L, MD-97LC.
Немало времени ушло на создание собственного единого пулемета. Работы, начатые в 1969 году, шли с переменным успехом, только в 1977-м Институт перспективных исследований армии выдал фирме «Меканика Индустриа э Комерсиу Лтд» контракт на две опытные модели. В 1979 году бразильской армией был принят 7,62-мм единый пулемет, после чего началось его производство как для вооруженных сил Бразилии, так и на экспорт. Название и здесь придумали оригинальное — «Уирапуру» — по имени птицы, живущей в бразильских джунглях.
Весьма успешной оказалась на внешнем рынке компания «Форжас Таурус СА» в городе Порту-Алегри. В середине 1980-х годов в Бразилии приняли на вооружение 9-мм пистолет «Беретта-92», и «Таурус» освоила его серийное производство. Так появились бразильские модели РТ-92, РТ-99, с которыми «Таурус» вскоре вышла и на внешний рынок личного оружия — это был период его «обновления», и «Таурус» поспела вовремя. Со временем на рынке появились ее многочисленные модели разных калибров, систем, размеров, со стальной или пластмассовой рамкой (серии РТ-100, РТ-800). Они нашли сбыт на американском и европейском рынках. «Таурус» выпустила и несколько серий недорогих револьверов — «карманных», полицейских, целевых — разных калибров (вплоть до весьма мощных) и емкости барабана, с самовзводом или без такового. Соотношение «цена — качество» важно для любого производства, и оружие не исключение. В Бразилии это неплохо получается.
Семен Федосеев, Владимир Щербаков