Гиперзвуковые, высотные, недоступные для средств ПВО самолеты со скоростью, как выражаются профессионалы, 6М (это значит в шесть раз быстрее звука), беспилотные летательные аппараты - вот ближайшее будущее нашей военной авиации. Об этом вчера рассказал главком ВВС Александр Зелин в преддверии открывающегося аэрокосмического салона "МАКС-2009". Главком пообещал, что уже в ноябре-декабре в небо поднимется первый образец истребителя пятого поколения. Его еще называют перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Это наш ответ американскому F-22 Raptor ("Хищник").
- В Комсомольске-на-Амуре в рамках гособоронзаказа созданы три образца боевого самолета пятого поколения, - заявил главком. - Строительство летающего образца уже завершается. Думаю, в этом году мы поднимем машину в воздух.
На "МАКСе" истребителя пятого поколения нам не покажут. Компания "Сухой" сосредоточена на продвижении своего нового среднемагистрального самолета Sukhoy Super Jet. Так что не до перспективных авиационных комплексов фронтовой авиации (ПАК ФА). А вот смежники, напротив, готовы вовсю рекламировать свои достижения в его разработке. И их можно понять. Концепция новой боевой машины предполагает модульность оборудования, то есть возможность его интеграции не только в перспективном истребителе, но и в тех, что уже летают.
Внешность значения не имеет?
О пятом поколении говорят не один год, но до сих пор его точных технических характеристик никто не назвал. Главком Зелин лишь туманно намекает, что машина будет обладать сверхманевренностью, высокой интеллектуализацией, иметь круговое информационное поле, малую заметность и обладать возможностью всеракурсного обстрела целей. Среди других боевых качеств - многоканальность применения оружия, возможность одновременной атаки нескольких воздушных целей и наземных объектов высокоточным оружием, мощный бортовой комплекс обороны, высокая эффективность и безопасность полетов.
Как выглядит это чудо техники - загадка. Впрочем, специалисты говорят, что аэродинамика весьма хитрая наука и неожиданностей в ней нет. Посмотрите на американский истребитель F-22. Если "скрестить" его с Су-35, то вы, скорее всего, получите вполне адекватное представление об облике ПАК ФА. В интернете много подобных рисунков, но, как нам кажется, дизайнер Александр Дульцев ближе и точнее всех нарисовал перспективную машину. Причем сделал это сразу в двух видах: обычный вариант с нормальным крылом, как у Су-35 и F-22, и тот, что мог бы получиться, если бы фирма "Сухой" взяла за прообраз истребитель Су-47 "Беркут", имеющий крылья с обратной стреловидностью.
Глаза и уши пятого поколения
- На салоне мы впервые покажем активную фазированную антенную решетку (АФАР) Х?диапазона для перспективных истребителей, - рассказал "Известиям" глава НИИ приборостроения имени Тихомирова Юрий Белый. - До этого ни одна страна мира - реально работающую - технику нигде не показывала.
Откровенность наших конструкторов понятна. Новый радар на основе АФАР должен стать главным экспортным товаром страны в ближайшее время. Россия - один из лидеров в разработке подобной техники, и сегодня важно показать потенциальным заказчикам, что это именно так. Юрий Белый говорит, что антенна создается в первую очередь под истребитель пятого поколения, но по своим возможностям и характеристикам может быть интегрирована в любой другой современный российский истребитель, будь то Су-30 или МиГ-35. И будет, как уверен гендиректор, не хуже тех антенн, что стоят на американских F-22 и F-35.
Решетка НИИ Тихомирова - это более тысячи объединенных в единое поле с высокой мощностью сигналом на выходе миниатюрных приемо-передающих модулей. Радар с АФАР видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них. И, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты из самолета.
Виртуальный полет
- Истребитель пятого поколения, - говорит глава концерна "Авионика" Гиви Джанджгава, - должен обрабатывать огромный объем информации. Человек самостоятельно не в состоянии ее даже адекватно воспринять. Поэтому мы создаем высокоинтеллектуальную боевую информационную машину. Которая самостоятельно будет обрабатывать данные и выдавать пилоту только самое необходимое.
В аэродинамике не бывает чудес, скрестите американский F-22 (слева) и российский Су-35, и можно получить представление, в каком направлении движется конструкторская мысль
Концерн "Авионика" уже показывал на предыдущей выставке "МАКС" прообраз кабины истребителя пятого поколения. Сейчас она активно отрабатывается в составе истребителя Су-35. Главные особенности - отсутствие аналоговых стрелочных приборов. Вместо них две цветные жидкокристаллические панели. На истребители пятого поколения будет так же.
На них, как в обычном телевизоре в режиме "картинка в картинке", будет выдаваться вся необходимая пилоту информация. Причем, как говорит Джанджгава, из-за ее сложности не в обычном виде "цифры" показания высоты, дальности и т.д., а образная индикация. То есть пилот сможет включить режим трехмерного отображения окружающей обстановки: рельеф местности, расположение целей. Прямо как в компьютерном авиасимуляторе. Причем часть этой информации может транслироваться на защитное стекло шлема пилота.
- Не потеряет ли человек ощущение реальности от такого "компьютерного" полета? - спрашиваю конструктора.
- Нет, стекло шлема будет прозрачным, - говорит Гиви Джанджгава. - Так что он будет видеть и показания приборов, и то, что вокруг него происходит в реальности.
Одна из главных концепций концерна "Авионика" состоит в открытости и модульности архитектуры бортового оборудования самолетов. Поэтому наработки по пятому поколению найдут применение и на истребителях Су-35, МиГ-35, вертолете Ка-52 и даже перспективном гражданском дальнемагистральном авиалайнере МС-21. На базе этих наработок можно будет провести модернизацию и пассажирских самолетов Ту-204, Ту-334 и других проектов.
Россия отстает в создании истребителя пятого поколения от американцев. Их "Хищник" уже летает. Но так ли это страшно? Многое из того, что нужно отечественной новой машине, уже создано, модернизируется и совершенствуется в соответствии с требованиями времени. А значит, к моменту взлета наш "пятопоколенник" будет на уровне, а может, и лучше своих конкурентов.