ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Обычные танкеры проскочили Северный морской путь: более 2 млн баррелей везут в Китай
Обычные танкеры проскочили Северный морской путь: более 2 млн баррелей везут в Китай20-09-2023, 19:11. Разместил: Око Политика |
Два танкера без ледового класса впервые прошли Северный морской путь (СМП) — на одном дыхании. Суда везут по самому короткому пути из Мурманска в Китай более 2 млн баррелей нефти. На СМП — пик сезона навигации. На всем пути открытая вода. Скоро по арктическому маршруту отправится еще один танкер без ледового класса. В октябре общие поставки российской нефти на Северному пути в этот сезон навигации перевалят за 10 млн баррелей. Впервые по Северном морскому пути прошли два танкера без ледового класса. По данным АИС судов, NS Bravo покинул Мурманск 5 сентября и уже проходит Петропавловск-Камчатский. К 26 сентября он планирует прибыть в Ричжао на северо-востоке КНР. «Леонид Лоза», в свою очередь, вышел из Мурманска 10 сентября и его приход в Нинбо на восточном побережье Китая ожидается 4 октября. Танкер прошел уже большую часть Северного морского пути и находится в Чукотском море. Оба судна российского «Совкомфлота» доставят в Китай более 2 млн баррелей нефти. Путь по СМП займет у танкеров 21?24 дня и будет по расстоянию вдвое короче традиционного — в обход Европы через Суэцкий канал. Суда пройдут 6400?6500 миль. Судя по разрешениям «Главного управления Северного морского пути», танкеры не обладают ледовым классом. С одной стороны, как писало EADaily , российским компаниям не хватает танкеров соответствующего класса для налаживания по СМП мощного маршрута по поставкам нефти во время навигации, которая длится с июня по декабрь. С другой стороны, на арктическом маршруте сейчас пик сезона. По данным карт ледовой обстановки, публикуемой на сайте Главсевморпути «Росатома», в середине сентября на СМП открытая вода и лишь в Восточно-Сибирском море есть полоса льда, которую необходимо обойти. Благоприятные условия подтверждает и сам путь танкеров, которые прошли СМП на скорости 11?13 узлов и лишь на одном-двух коротких участках сбавляли скорость до 5?8 узлов. На маршруте работают ледоколы, но, по данным АИС, они не осуществляют отдельную проводку танкеров, как это было еще несколько недель назад. «Леонид Лоза» и NS Bravo — не единственные танкеры без ледокольного класса, которые пройдут по СМП в этом сезоне. Также разрешение получил «СКФ Самотлор». Этот танкер направляется в Мурманск, куда планирует прибыть 24 сентября. Судя по разрешениям регулятора СМП, открытую воду на всем протяжении арктического маршрута ожидают до 20-х чисел октября. Этот навигационный сезон станет для СМП взрывным по поставкам нефти из российских портов в Китай. Если в предыдущие годы были редкие поставки, то в этом на маршрут вышли сразу 13 танкеров. Шесть из них ушли в КНР из балтийских портов Усть-Луга и Приморск, то остальные — из Мурманска. Общие объем перевезенной нефти должен превысить 10 млн баррелей. Как сообщало EADaily , в первый год запуска доставки российской нефти и СПГ с балтийских портов в Азию по арктическому маршруту не все пошло гладко. Так, два из шести нефтяных танкеров, NS Arctic и «Приморский проспект», вынуждены были остановиться на шесть дней в Восточно-Сибирском море и маневрировать в ожидании ледокола. Также сутки в ожидании ледокола провел и газовоз «Великий Новгород». Связаны ли задержки с желанием заказчиков сэкономить на проводке ледоколами, неожиданным ухудшением ледовой обстановки или нехваткой самих ледоколов, неизвестно. «Совкомфлот» и «Атомфлот» так и не ответили на запросы EADaily. В то же время большая часть ушедших танкеров обладает ледовым классом, но недостаточным для полностью самостоятельного прохода Северного морского пути даже в условиях открытой навигации. Для сравнения — газовозы, обслуживающие «Ямал СПГ», без каких-либо задержек следуют по СМП самостоятельно. В 2022 году правительство утвердило программу, включающую строительство 50 ледоколов и судов ледового класса для работы на СМП до 2035 года. Однако аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин отмечал, что президент поручил увеличить грузопоток по СМП до 80 млн тонн к 2024 году, то есть за год нужно как-то нарастить объем перевозок более чем в два раза. А пополнение флота не будет быстрым. «Пожалуй, у меня наибольшую озабоченность вызывает как раз доступность в достаточном количестве флота ледового класса. Просто в мире пока в том объеме, который необходим, чтобы 200 млн тонн перевозить уже через семь-восемь лет, его нет. А цикл производства большого танкера ледового класса — это же не месяцы, а это годы», — сказал в интервью РБК министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. 11 сентября президент России Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии имя наречения арктического танкера-газовоза «Алексей Косыгин» и танкера-челнока «Валентин Пикуль» на СКК «Звезда», которая должна стать главной верфью страны по производству танкеров и газовозов ледового класса. «Развитие такого флота имеет огромное значение для нашей страны — арктической державы, востребовано для реализации нашей долгосрочной стратегии по освоению Арктики, для обеспечения надёжных перевозок на Северном морском пути, на глобальных транспортных, логистических маршрутах, для укрепления энергобезопасности нашей страны, да и всего мира», — сказал Владимир Путин. Вернуться назад |