ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Саудиты готовятся экспортировать ваххабизм в Киргизию
Саудиты готовятся экспортировать ваххабизм в Киргизию2-02-2014, 13:20. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Саудиты готовятся экспортировать ваххабизм в КиргизиюФото: EPA
"Сегодня мы являемся свидетелями нового этапа сотрудничества между Киргизией и Саудовской Аравией. Активное развитие взаимодействия между двумя странами отвечает всесторонним интересам наших народов и двух государств". Эти слова произнес глава МИД Киргизии Эрлан Абдылдаев после встречи с замминистра иностранных дел Саудовской Аравии Халедом бин Сауд бин Халед Аль Саудом. Пока же сотрудничество двух государств находится в зачаточном состоянии. Однако уже вскоре на территории аэропорта Манас может появиться саудовский логистический центр. Впрочем, даже если этот проект и будет реализован, говорить о том, что развитие отношений с Бишкеком стало приоритетом для саудитов, пока рано, полагает эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов: "Да, в Киргизии, что называется, легче обосноваться, поскольку страна открыта для внешнего влияния. К тому же это бедная страна, нуждающаяся в иностранных инвестициях. Это, конечно, помогает Эр-Рияду проводить свою политику. Кроме того, определенная близость Эр-Рияда и Бишкека обусловлена тем, что послом Киргизии в Саудовской Аравии является брат нынешнего спикера киргизского парламента Шарипов. И он личными усилиями старается сделать отношения двух стран более теплыми и является, пожалуй, главным лоббистом интересов Эр-Рияда в Киргизии".
Пока взаимодействие двух стран развивается преимущественно в гуманитарной сфере. Между тем хорошо известно, что под видом реализации гуманитарных проектов Эр-Рияд зачастую создает условия для распространения ваххабизма, являющегося господствующей идеологией в самой Саудовской Аравии. И исключения из этого правила саудиты не делают ни для кого, рассказывает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: "То, что Саудовская Аравия очень аккуратно, но поддерживает, так называемый нетрадиционный ислам, а в Киргизии он называется по-разному – и салафитским, и фундаменталистским, и арабским, и ваххабитским, – это несомненно. Саудиты это делают везде, где только могут. А в самой Киргизии сейчас действительно проблема ислама или даже исламов – традиционного и нетрадиционного – стоит достаточно остро. И больше половины общества обеспокоено тем, что нетрадиционный ислам будет постепенно вытеснять традиционный. Тем более что вот к этому нетрадиционному исламу очень тяготеет молодежь".
Киргизия – не единственная постсоветская республика, столкнувшаяся с подобной проблемой. Эксперты говорят, что исламский радикализм – это вызов, иметь дело с которым приходится всем странам со значительной долей мусульманского населения. Однако на пространстве бывшего СССР у этого явления есть своя специфика. Нетрадиционный ислам стал проникать сюда относительно недавно, а в условиях нищеты и отсутствия внятной государственной идеологии быстро стал набирать популярность. В результате сегодня сторонники нетрадиционного ислама конфликтуют не только с теми, кто придерживается более привычных для региона форм этой религии, но и с официальными властями. При этом наиболее радикальные элементы вливаются в ряды так называемых джихадистов и воюют за создание халифата как у себя на родине, так и за ее пределами. Вернуться назад |