ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Узбекистан как гарант региональной стабильности

Узбекистан как гарант региональной стабильности


18-01-2014, 15:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Узбекистан как гарант региональной стабильности

карта центральная азия карта Узбекистан Иран Таджикистан Афганистан Туркменистан

© Flickr.com/d_proffer/cc-by

Британский журнал The Economist назвал Узбекистан самой взрывоопасной страной в СНГ. Эксперты не согласны с такой оценкой, но признают наличие серьезных вызовов региональной безопасности

Негативная оценка стабильности узбекского государства была дана аналитическим отделом авторитетного британского журнала The Economist в рамках списка из 19 стран с "очень высоким риском народных волнений, бунтов и восстаний" в 2014 году. Остальные четыре постсоветские азиатские республики — Казахстан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан — оказались в группе стран с "высоким риском" народных волнений.

Как отмечает The Economist, среди предпосылок вероятной политической нестабильности – экономический кризис, политические реакции на который возникли с отставанием во времени, а также особенности политических режимов. Журнал подчеркивает, что экономические проблемы являются необходимым, но недостаточным условием для серьезной социальной или политической нестабильности. Снижение доходов и высокий уровень безработицы не всегда сопровождаются беспорядками, а лишь тогда, когда есть и другие негативные факторы, например, сильное неравенство в доходах, слабое правительство, низкий уровень социального обеспечения, этническая напряженность, кризис демократии.

 

Эксперты, между тем, обращают внимание на то, что Узбекистан довольно устойчив с политико-социальной точки зрения, по крайней мере, если сравнивать его с большинством соседей. Начальник отдела Средней и Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин рассказал:

"Узбекистан – это достаточно мощное государство в сравнении со своими соседями. Мощное - в плане сырьевого, демографического потенциала (все-таки почти половина всего населения центральноазиатских республик живет на территории Узбекистана). Надо отметить и военный потенциал. Ряд экспертов считает силовой блок Республики Узбекистан самым сильным в Центральной Азии. Правда, реальных проверок этой силы пока не было. Но такое мнение существует.

Политическая система в Узбекистане достаточно жесткая. Власть через силовые структуры пытается контролировать все социально-политические аспекты жизни страны. До последнего времени, на мой взгляд, Ташкенту это удавалось. У всех на слуху памятная попытка военного путча в Андижане, которая была очень жестко подавлена. Последующее давление Запада на Ташкент ничем особенным не увенчалось. В итоге Запад признал более целесообразным вновь начать налаживать плотные партнерские отношения с Узбекистаном".

 


В стратегическом смысле Западу было бы выгодно закрепиться в Узбекистане на долговременной основе. Возможно, что негативная оценка журналом The Economist политико-социального положения страны является неким рычагом информационного давления на Ташкент. По сути, Ислама Каримова толкают в объятия Запада. Попытка довольно смелая, учитывая, что многие наблюдатели не находят серьезных внутренних угроз стабильности Узбекистана.

Начальник сектора центральноазиатских исследований Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Дмитрий Александров отметил:

"Конечно, в Узбекистане есть ряд социальных проблем, как и в любой стране мира. Узбекистан все-таки наиболее населенная страна из республик Центральной Азии: в ней проживает более 30 миллионов человек. Хотел бы отметить, что Узбекистан обладает сильным государственным аппаратом и экономическими возможностями. Не всегда все получается. Действительно, есть риски, связанные с Ферганской долиной и экстремистскими группировками исламистов. Но говорить о том, что завтра-послезавтра Узбекистан взорвется, я бы не стал. Это не соответствует действительности".

 


Впрочем, некоторые наблюдатели обращают внимание на череду скандалов в семье Ислама Каримова. Все они, так или иначе, связаны с именем его дочери Гульнары. И дело даже не в самих скандалах, а в том, что они стали достоянием широкой общественности. Ислам Каримов позволил вынести "сор из избы" и пребывает в явной растерянности. Значит – он не так всесилен, как принято считать.


Подобный вывод стимулирует борьбу за власть, что в условиях Азии часто оборачивается кровью. Андрей Грозин пояснил:

"Есть определенные опасения, что предстоящий транзит высшей власти в республике – смена первого лица в стране рано или поздно в силу естественных причин произойдет, - способен породить самые неожиданные, в том числе опасные для государственной стабильности моменты. Борьба элит и все, что с этим связано, может действительно раскачать ситуацию в стране. Но говорить о том, что это произойдет непременно в текущем году или в какой-то близкой перспективе я бы не решился. Все-таки про Ислама Каримова много лет говорят, что он вот-вот уйдет. А он достаточно прочно держит власть в своих руках. Я думаю, что The Economist тут несколько преувеличивает ситуацию".

 


Серьезная угроза политической стабильности Узбекистана все-таки существует. Но она находится за южными рубежами страны. По мнению таджикского политолога Парвиза Муллоджанова, вслед за уходом американцев из Афганистана последует резкая активизация боевых действий, переход южных регионов под контроль талибов и последующий раскол страны на пуштунский юг и непуштунский север.

Политолог прогнозирует раскол в афганской армии, значительная часть которой сегодня контролируется таджиками, в то время как большая часть полиции перейдет на сторону пуштунских формирований. При этом велика вероятность свержения действующего режима. Фактически это будет означать начало новой затяжной и ожесточенной гражданской войны и потенциальный распад страны.

Самый главный и непредсказуемый фактор здесь – сами талибы, которые и по своему составу и по идеологии уже далеко не те, что были в 1990-х годах. Тогда они были, так сказать, национально ориентированы – сегодня среди талибов все больше "джихадистов". Укрепившись во власти, они уже будут действовать без особой оглядки на международное сообщество – вряд ли Запад решится повторить интервенцию. Такое развитие событий представляет особую опасность для стран Центральной Азии, заключил Парвиз Муллоджанов. С такой постановкой вопроса согласен и Андрей Грозин:

"Очень много самых разнообразных прогнозов о том, как и что произойдет после этого: будет ли выведен контингент полностью или американцам удастся «продавить» президента Карзая и оставить какую-то часть своих войск на территории Афганистана; получится ли у американцев закрепиться в сопредельных с Афганистаном государствах, будут ли они делать такие попытки. Ряд вопросов связан с тем, как будет происходить вывод войск и как поведут себя при этом талибы. Еще одним важным фактором является результат предстоящих в апреле выборов президента Афганистана".

 


Прогнозы дальнейшего развития ситуации в регионе грешат большими допусками. Но существует общий тревожный фон. Сам Ислам Каримов недавно говорил, что процессы, происходящие в Афганистане, представляют прямую угрозу для национальной безопасности Узбекистана.


"Узбекистан не слишком давно вышел из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), лишился возможности рассчитывать на коллективную помощь откуда бы то ни было. Потому что ни в каких других международных организациях по безопасности Узбекистан не состоит. И сейчас в случае появления внешней угрозы ему стоит рассчитывать только на собственные силы. Что бы ни говорили об узбекских силовых структурах, вряд ли у них хватит реальных ресурсов для парирования вызова со стороны разнообразных исламистских группировок, находящихся на территории Афганистана. Если эти группировки решатся направить свою активность на Север, то Узбекистану потребуется внешняя помощь.

И я не исключаю возможности того, что по мере развития негативных процессов в Афганистане, Узбекистан может поставить вопрос о возвращении в ОДКБ. Я думаю, что в случае реального ухудшения ситуации в Афганистане, вполне возможно некоторое изменение внешнеполитического вектора Ташкента".

 


Узбекистан наряду с Казахстаном является опорой региональной стабильности в Центральной Азии. Между прочим, это государство – единственное, которое граничит со всеми остальными государствами региона. На него "завязаны" все транспортные коммуникации, логистические сети, связывающие регион с внешним миром.

Не будет преувеличением сказать, что Узбекистан находится в геополитическом центре Центральной Азии. И даже гипотетическая возможность его дестабилизации должна всерьез беспокоить не только непосредственных соседей по региону, но и целый ряд ведущих мировых игроков, включая, конечно, и Россию.


Вернуться назад