Накануне Дня учителя президент России Владимир Путин в Кремле вручил награды победителям юбилейного, двадцатого ежегодного конкурса «Учитель года». Из ста тысяч участников конкурса – эта цифра приятно изумила главу государства – призы достались учителю русского языка и литературы московского центра образования Вите Кириченко и учителю мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии Александру Демахину.
Так совпало, что два победителя в этом году – это не просто учителя-гуманитарии, один из которых специализируется на главном средстве самоидентификации человека как социального существа, а второй является знатоком зарубежного цивилизационного опыта. Вместе они символизируют то, чем, по мысли Путина, и призвана заниматься российская школа: из поколения в поколение транслировать ценности и традиции общественного бытия и одновременно смело впитывать и внедрять в сознание подрастающего поколения то лучшее, что есть в мировой практике.
«Отличительной чертой российского учительства всегда было новаторство, но вместе с тем – верность нашим традициям, – заявил президент собравшимся гостям. – Такая тесная связка преемственности и развития очень важна для национальной системы образования, для сохранения лучших качеств отечественного просвещения. Наша школа должна быть открыта для всего нового и при этом сохранять своё уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе».
Цель этого сочетания «новаторства и традиции» Путин обозначил предельно чётко – школа должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина. «Убеждён, именно такой подход призван определять принципы государственной политики в сфере образования», – добавил лидер страны.
Ещё с десяток лет назад многие сочли бы эти слова президента едва ли не кощунством. Ведь на протяжении всех 90-х годов в России преобладал совершенно иной подход к образованию. Нам усиленно пропагандировали мысль, что школа должна непременно отказаться от какого бы то ни было дидактизма, особенно в гражданской сфере. Нас уверяли, что не воспитанием и уж тем более не пестованием гражданина должна заниматься система просвещения, но «раскрытием внутреннего мира ребёнка», «поощрением самовыражения», «пробуждением индивидуальности», «развитием альтернативного взгляда на мир» – словом, всем тем, что работает на атомизацию общества и его деградацию как солидарного сообщества людей, спаянных вместе общей исторической судьбой. В лучшем случае образованию оставляли нишу «нейтрального транслятора знаний» – но и в этом случае от неё требовалось «избавиться от тоталитарного подхода в образовании», то есть заменить фундаментальный, структурированный корпус знаний, преподаваемый с первый по одиннадцатый классы школы, на случайный, калейдоскопический набор представлений о мире, выхваченных из разных, порой противоречащих друг другу источников.
К счастью, подобный подход к российской школе утрачивает свои позиции как в профессиональном сообществе педагогов, так и во власти. Свидетельством этому являются сегодняшние слова Путина, заявившего, что в вопросе воспитания «у учителей, как у врачей, нет права на ошибку». Создавать из ребёнка человека и гражданина – это «колоссальная ответственность», подчеркнул президент. Именно поэтому государство сделает всё, чтобы укрепить престиж учительской профессии и чтобы «педагоги могли полностью сосредоточиться на работе, имели все возможности реализовать свой потенциал, передать ученикам не только знания и навыки, но и своим примером воспитывать честное, глубокое отношение к делу».
Вернуться назад
|