ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Выступление Специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и организованной преступностью

Выступление Специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и организованной преступностью


5-05-2012, 12:38. Разместил: VP

Выступление Специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и организованной преступностью А.В.Змеевского на тематическом заседании СБ ООН «Угрозы международному миру и безопасности, исходящие от террористических актов», Нью-Йорк, 4 мая 2012 г.

 

929-05-05-2012

 

Уважаемый Ильхам Гейдарович,

 

Прежде всего хотел бы поблагодарить Вас и азербайджанское председательство за инициативу проведения заседания высокого уровня Совета по одной из актуальнейших тем - укрепления международного взаимодействия в борьбе с глобальной террористической угрозой.

 

Г-н Председатель,

 

Терроризм не знает границ. Накануне нашего заседания пришли сообщения о терактах в Махачкале (Российская Федерация) и Нигерии, в результате которых вновь пострадали десятки невинных людей. Мы выражаем соболезнования жертвам и членам их семей, нашу солидарность с ними.

 

Терроризму нет оправдания, в какие бы одежды он ни рядился. Это вселенское зло, которое повсеместно должно быть осуждено и признано уголовно-наказуемым деянием, а лица причастные к совершению терактов – преступниками. Они должны понести заслуженное наказание. Неотвратимость ответственности – один из основополагающих принципов международного сотрудничества в эффективной борьбе с терроризмом, закрепленный в базисных антитеррористических конвенциях, заключенных под эгидой ООН.

 

Г-н Председатель,

 

Российская Федерация рассматривает сегодняшнее заседание в развитие линии, нацеленной на укрепление центральной координирующей роли ООН в системной работе на антитеррористическом направлении.

 

За последние годы благодаря лидерству ООН создана широкая инфраструктура глобального взаимодействия в данной сфере, охватывающая десятки международных организаций и региональных объединений. Значительно укрепилась международно-правовая база борьбы с терроризмом, активно идет работа по формированию и продвижению норм и стандартов в этой сфере. Вышедшее на новый уровень сотрудничество по линии правоохранительных органов позволило нанести существенный урон террористической инфраструктуре, перекрыть многие каналы ее финансирования.

 

К сожалению, террористическая угроза не только не уменьшилась, но приобрела в последнее время новое измерение и остроту. На фоне крайне противоречивых незавершенных процессов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в зоне Африканского Рога наблюдается заметная эскалация террористических рисков, активизируются региональные филиалы «Аль-Каиды» и других связанных с ней структур, происходит укрепление «партнерств» террористов с преступными группировками, которые осваивают в своих криминальных целях трансграничные каналы наркотрафика, незаконной миграции, торговли людьми и контрабанды оружия. Уже сейчас очевидно, что это ведет не только к существенному укреплению террористических ячеек, но и к опасной широкой «трансляции» новой идейной волны, подогревающей насилие и экстремизм, обострение межрелигиозных и межэтнических противоречий. Сохраняется серьезный потенциал роста террористических угроз и в афгано-пакистанском регионе, в т.ч. благодаря финансовой подпитке, получаемой от незаконного оборота опиатов.

 

В этих условиях еще более востребованной становится реализация одобренной Генеральной Ассамблеей Глобальной контртерористической стратегии ООН, которая гибко увязала традиционные меры правоохранительного плана с задачами профилактики, устранения порождающих терроризм различных социально-экономических причин, принципами укрепления законности и соблюдения прав человека.

 

На Совет Безопасности сегодня ложится задача своевременного и адекватного реагирования на меняющиеся вызовы терроризма, которое должно подкрепляться эффективными комплексными мерами по обеспечению выполнения государствами-членами его решений, развития диалога с ними и оказания необходимого содействия.

 

Считаем, что основное внимание в этом плане могло бы быть сфокусировано на следующих направлениях.

 

1. Всемерно укреплять правовые основы борьбы с терроризмом. Расширять круг участников антитеррористических конвенций и неуклонно выполнять взятые международные обязательства, приводя в соответствие с ними национальные законодательства. Среди непреложных приоритетов – завершение согласования под эгидой ООН Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.

 

2. Вести антитеррористическое взаимодействие в упреждающем ключе, делая акцент на превенции терроризма.

 

В контексте темы нашего заседания повышенную угрозу международному миру и безопасности несет терроризм массового уничтожения. Особую актуальность приобретают шаги по предупреждению ядерного терроризма. Необходимо добиваться расширения участия государств в профильных конвенциях ООН и МАГАТЭ, в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, выполнять решения Сеульского саммита по ядерной безопасности. В реализации этих задач важную роль призван сыграть Комитет СБ ООН 1540.

 

В целях лишения террористов социальной опоры необходимо дополнить усилия по линии правоохранительных органов задействованием экономического фактора. Свой вклад в реализацию проектов по созданию рабочих мест могли бы внести не только государства, но и антитеррористические структуры ООН, ее Управление по наркотикам и преступности (УНП) совместно с организациями, специализирующимися на экономическом содействии – ПРООН, ЮНИДО, ФАО, ЕЭК, региональными объединениями (ШОС, ОДКБ). Такая синергия открывала бы новую страницу международного донорства, сочетающую содействие развитию с борьбой против терроризма и иного криминала. Не менее важно продолжить усилия по отслеживанию и купированию финансовых потоков, подпитывающих терроризм, в т.ч. в результате патроната им наркобизнеса и других видов оргпреступности.

 

Не утрачивает актуальности поставленная в резолюции 1624 (2005) Совета Безопасности ООН задача противодействия идеологии терроризма, создания в мировом сообществе атмосферы его тотального отторжения. Борьбу за умы и сердца людей следует вести на основе углубления межкультурного диалога и взаимопонимания между цивилизациями, религиями, жестко пресекая подстрекательство к терроризму в любых его формах. Важно наладить эффективное взаимодействие с гражданским обществом, чтобы на самых ранних стадиях нейтрализовывать проявления насильственного экстремизма и терроризма.

 

Международный императив – недопущение какой-либо помощи террористам, в т.ч. военно-технической и финансовой. Государства, которые игнорируют это обязательство, в конечном итоге сталкиваются с эффектом бумеранга, расплачиваясь жизнями своих граждан за попустительство терроризму.

 

Эффективное противодействие ему не возможно без укрепления потенциала сил, противостоящих терроризму. Важно продолжить содействие, в т.ч. по линии международных структур, заинтересованным государствам в разработке и совершенствовании антитеррористического законодательства, подготовке кадров.

 

Серьезное подспорье в борьбе с терроризмом – грамотная аналитика этого явления, в т.ч. его усиливающихся связей с оргпреступностью, наркобизнесом, пиратством, новых тенденций развития (индивидуализации терроризма, саморадикализации). Необходимо укреплять исследовательско-аналитический потенциал соответствующих ооновских структур, придавая ему большую практическую направленность. Удачный пример – подготовленный УНП ООН Обзор дел о терроризме.

 

3. Крайне важно выработать консолидированные ответы на новые террористические вызовы, в т.ч. в киберпространстве. Практическая работа по выполнению требования Совета Безопасности ООН о закрытии пропагандирующих терроризм сайтов (например, "Кавказ-Центра" террористической организации "Имарат Кавказ") должна дополняться разработкой глобальной договорной основы противодействия использованию кибер-пространства в террористических и иных преступных целях.

 

Необходимо согласовывать надежные международные критерии защиты туристической сферы от террористических и иных криминальных посягательств. Импульс такой работе дан на завершившейся на днях в Вене сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Рассчитываем на подключение к ней широкого круга государств и профильных структур ООН, бизнес-сообщества.

 

В русле государственно-частного партнерства выстраивается и другой проект под эгидой УНП ООН и межрегионального научно-исследовательского Института ООН по проблемам преступности и правосудия – пресечение утечек драгоценных металлов в руки террористов и иного криминала.

 

Партнерство с бизнесом полезно и для выработки эффективных мер по обеспечению прав жертв терроризма, в т.ч. компенсационных выплат на основе транснациональных схем страхования и перестрахования от мегатерактов.

 

4. Нельзя упускать из виду совершенствование деятельности и методов работы антитеррористических структур ООН.

 

Необходимо продолжать укреплять потенциал Контртеррористического комитета и его Контртеррористического исполнительного директората, осуществляющего мониторинг выполнения государствами-членами базовой антитеррористической резолюции 1373 СБ ООН. Поддерживаем деятельность КТК по совершенствованию оценочных механизмов, подготовку глобального обзора по осуществлению резолюции 1373, а также резолюции 1624, расширившей международную антитеррористческую повестку задачами противодействия подстрекательству к терроризму и укрепления межцивилизационного диалога. Продолжающаяся практика страновых визитов КТК остается одним из ключевых инструментов мониторинга достижений и перспективной работы государств по укрепленнию национальных антитерррористических потенциалов, анализа передового опыта. Российская Федерация готовится принять плановый визит КТИД в октябре с.г.

 

Необходимы дальнейшие шаги по повышению эффективности и потенциала санкционных режимов СБ ООН в отношении «Аль-Каиды» и Движения талибов. В результате реформы в июне 2011 г. удалось обеспечить большую прозрачность, утвердить более гибкие процедуры «делистинга» фигурантов. Их использование не должно вести к ослаблению антитеррористического потенциала режима, провоцируя «уход» тех или иных государств от выполнения санкционных обязательств. В условиях активизации террористической активности региональных филиалов «Аль-Каиды», прежде всего в Северной Африке, расширения их связей с другими криминальными структурами, необходимы меры по распространению режима антитеррористических санкций на новых лиц и организаций.

 

В ряду неотложных задач – обеспечение полноценнного выполнения принятой по иницитиве Российской Федерации резолюции СБ ООН 2017, которая предусматривает комплекс мер по противодействию бесконтрольного распространения ливийского оружия. Российская сторона уже неоднократно обращала внимание Совета на масштабную угрозу, связанную с возможным попаданием в руки террористов ПЗРК, других опасных видов оружия. Каналы его расползания превратились в артерии, которые связывают террористические группировки с криминальными структурами, сепаратистскими движениями, укрепляя их разрушительный потенциал. Нужны самые решительные меры по имплементации резолюции СБ ООН 2017 с опорой на взаимодействие с государствами Сахаро-Сахельской зоны, дальнейшую работу на различных международных площадках, включая Римскую/Лионскую группу «восьмерки» и Глобальный контреррористический форум.

 

5. Серьезная заслуга ООН – повышение уровня координации взаимодействия на региональном уровне, налаживание обратной связи с действующими там антитеррористическими структурами,

 

Высоко ценим усилия в борьбе с терроризмом по линии Совета Европы, ОБСЕ, Совета Россия - НАТО, ОАГ, АРФ, АСЕАН и др. Намерены совместно с партнерами наращивать вклад в антитеррористическую борьбу под эгидой ОДКБ, ШОС и СНГ.

 

Г-н Председатель,

 

Приветствуем заявление председателя Совета Безопасности, которое предстоит принять по итогам нынешнего заседания. Оно нацелено на развитие антитеррористического сотрудничества под эгидой ООН. Российская Федерация, решительно осуждая терроризм во всех его проявлениях, и впредь будет вносить вклад в эту работу, содействовать углублению международного сотрудничества на основе доверия и неуклонного следования принципам международного права.

 

Благодарю за внимание.

 

5 мая 2012 года


Вернуться назад