С 1 сентября 2012 года российские школьники, поступившие в четвёртый класс, начнут в обязательном порядке изучать курс «Основы религиозной и светской этики». Об этом сообщила 19 марта глава департамента Министерства образования и науки Елена Низиенко.
Долгий спор о необходимости преподавания в системе школьного образования «Основ…» завершился внедрением комплексного подхода к столь деликатной теме. Курс «Основы религиозной и светской этики» будет модульным: субъекты РФ сами выбирают, какой именно модуль курса будет изучаться в данной местности.
Такой выбор сделан уже в 77 субъектах федерации. «Основы светской этики» выбрали 47% школьников, «Основы православной культуры» – 28,7%, «Основы мировых религиозных культур» – 20,3%, «Основы исламской культуры» – 5,6%, «Основы буддистской культуры», – 1,2%, «Основы иудейской культуры» – 0,1%.
По словам Низиенко, все эти модули «не носили и не носят религиозного характера», а являются культурологическими. Преподавателями курса выступят не священники тех или иных религий, а светские учителя, половина которых уже приобрела соответствующую квалификацию. Им на замену придут выпускники специальных бакалавратур, создаваемых в рамках традиционного светского высшего образования. Для нового курса уже написаны учебники и методические пособия.
В течение двух лет в порядке эксперимента преподавание курса велось в 21 субъекте страны. Опыт признан успешным, и теперь он будет распространён на всю Россию. Однако до сих пор не до конца ясно, станут ли «Основы…» самостоятельным школьным предметом или войдут в состав «Мировой художественной культуры». Кроме того, пока не решено, что и как будут изучать другие классы от пятого до одиннадцатого. Окончательное решение, по-видимому, будет принято будущей весной, в конце учебного года.
Представители Минобрнауки рекомендуют, чтобы детям на курсе «Основ религиозной и светской этики» не ставили оценок, и подчёркивают, что цель новых уроков – прежде всего воспитание детей, а не зубрёжка.
Министерство подготовило, пожалуй, наиболее оптимальное и сбалансированное решение весьма щепетильного вопроса, приводившего порой к ожесточённым спорам о возможностях и потенциале нынешнего образовательного подхода к изучению и преподаванию религиоведческой тематики.
Теперь точки над i расставлены. Светский характер школьного обучения, безусловно, сохранён – при этом ни один регион и ни одна традиционная для России конфессия не обойдены вниманием. Кроме того, как видно из названий модулей, они призваны раскрыть не только суть вероучений и культа, но и всё богатство сопутствующих им культурных пластов, составляющих внушительное мировое наследие.
Ещё более важно, пожалуй, то, что государство проявляет решимость укрепить роль школы как духовно-нравственного авторитета, который не просто втолковывал бы миллионам российских детей факты, формулы и теоремы, но стремился бы воспитать из них этически развитых личностей и достойных граждан.
Вернуться назад
|