ОКО ПЛАНЕТЫ > Гипотезы и исследования > На краю истории: первые изображения египетского фараона

На краю истории: первые изображения египетского фараона


12-12-2012, 15:56. Разместил: VP

Продолжается изучение древнейших изображений фараона, высеченных на камнях близ берега Нила в Верхнем Египте.

Резьбу впервые обнаружили в 1890-х годах, но её систематическое исследование началось только в 2008-м. Рисунки интерпретируются как торжественная процессия во главе с царём, на голове которого красуется хеджет — корона правителей Верхнего Египта.

Присмотритесь: на палубе верхнего корабля стоит человек в короне. (Здесь и ниже фото Stan Hendrickx, John Coleman Darnell, Maria Carmela Gatto.)
Присмотритесь: на палубе верхнего корабля стоит человек в короне. (Здесь и ниже фото Stan Hendrickx, John Coleman Darnell, Maria Carmela Gatto.)


Изображения датируются 3200–3100 годами до н. э., пишут эксперты в журнале Antiquity. «Это конец преистории и начало истории», — поясняет руководитель группы Мария Гатто из Йельского университета (США).

Первым, кто зарисовал изображения на скалах у деревни Наг-эль-Хамдулаб, был великий британец Арчибальд Сейс. Но об открытии так и не было объявлено, и опубликованной оказалась лишь часть рисунков. В 1960-х египетский археолог Лабиб Хабачи сфотографировал резьбу. Эти фотографии всплыли только в 2008 году, когда группа г-жи Гатто приступала к поискам этого места, опасаясь, что изображения уже погибли. Действительно, за полвека некоторые из них подверглись осквернению, но в целом всё в относительном порядке.

По естественному амфитеатру скал разбросано семь сцен. Многие из них изображают лодки в сопровождении пленников. Один из самых крупных рисунков живописует пять судов, и на одном замечены фараон, человек с опахалом и два знаменосца. Знаки сокола и быка на лодке говорят о царском статусе её пассажира, который подчёркивается и четырьмя мужскими фигурами с верёвками, с помощью которых они, скорее всего, тянут корабль вверх по Нилу.

Судя по иероглифам, перед зрителем «следующие по воде» — скорее всего, за богом Гором, воплощением которого выступал царь. Во время периодической прогулки через весь Египет фараон укреплял свою власть и собирал налоги. Получается, это самые древние изображения не только фараона, но и налоговой кампании.

В других местах вырезаны сцены, на которых люди и собаки пасут скот, а также группа животных, два из которых напоминают фантастических полульвов. Есть там и вполне обычные страусы, горный козёл и бык. Ещё одно изображение демонстрирует варку и дегустацию пива, отсылая, возможно, к какому-то празднику.

Стиль резьбы и иероглифов, а также само место позволяют датировать рисунки 3200–3100 годами до н. э., то есть правлением Нармера — первого фараона, объединившего Верхний и Нижний Египет. Судя по символам власти, картины относятся к тому периоду его царствования, когда он ещё не выступил в роли удачливого завоевателя. Авторы предполагают, что Нармер первым делом урегулировал ситуацию на юге, а уж потом двинулся на север.

Теперь перед исследователями стоит задача защитить этот важнейший, уникальный памятник и от воздействия окружающей среды, и от последствий политических потрясений в стране.

Недавно сцена номер семь была испорчена, но многое ещё видно.
Недавно сцена номер семь была испорчена, но многое ещё видно.


У кого-то чесались руки уничтожить изображения животных. Но двух непонятных (вероятно, мифологических) зверей справа вандалы не тронули.


Здесь уже почти ничего не видно (спасибо современным дикарям), однако глаз археологов уловил пленников и лучников, сопровождающих лодки.


Две фигуры справа интерпретируются как пленники.


Пастухи и скот.


Собака взобралась на быка. Справа виднеется фигурка пастуха.


Подготовлено по материалам LiveScience.


Вернуться назад