ОКО ПЛАНЕТЫ > Хроника необычного > Катастрофа Ту-134 под Петрозаводском
Катастрофа Ту-134 под Петрозаводском22-06-2011, 10:08. Разместил: god |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Системная катастрофа
Пилот Сергей Кнышов — “МК”: “У нас как? Принял решение уйти на второй круг — пиши объяснительную. Не каждый захочет с этим связываться: пусть хоть как-нибудь, но сесть...”
Три основные версии авиакатастрофы под Петрозаводском рассматривает следствие: человеческий фактор, погодные условия и неисправность техники. Самолет “Ту-134” авиакомпании “РусЭйр”, совершавший рейс из Москвы, разбился в ночь на вторник близ аэропорта “Бесовец”. Из 52 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа 44 человека погибли. По данным на день вторника, восемь пострадавших, среди которых десятилетний ребенок, госпитализированы в тяжелом состоянии.
ЦИТАТА В ТЕМУ“Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но, по первым таким внешним данным, очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее. Это, к сожалению, напоминает недавнюю катастрофу польского самолета под Смоленском”. Сергей Иванов, вице-премьер Правительства РФ.
Информация о катастрофе весь день поступала крайне противоречивая. Поначалу эту трагедию официально называли всего лишь “жесткой посадкой”, так как летчики якобы пытались посадить неисправный самолет на автотрассу. Потом агентства со ссылкой на зама главы Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексея Морозова сообщили, что в момент подлета “Ту-134” к Петрозаводску в аэропорту “не работали огни высокой интенсивности, которые должны быть включены в условиях плохой видимости”. Следом появилась информация, что представители служб петрозаводского аэропорта утверждают, что пилоты при посадке повредили крылом линию электропередач, проходящую недалеко от аэродрома. В результате на несколько секунд, пока не заработали резервные источники электропитания, отключилось световое оборудование ВПП. Но этого было достаточно, чтобы летчики потеряли ориентировку в пространстве. Однако затем в Росавиации сообщили, что на момент начала снижения самолета “Ту-134” инфраструктура аэропорта, включая освещение взлетно-посадочной полосы, была исправна и самолет начал преждевременное снижение по неустановленным причинам. При этом глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что никаких “следов разрушения самолета в воздухе, следов пожара, взрыва до места первого столкновения с деревом нет”. Кроме того, авиадиспетчеры якобы неоднократно предлагали пилотам уйти на второй круг, но те заявили, что будут садиться.
Справка "МК"“Ту-134” — ближнемагистральный реактивный пассажирский самолет, разработанный в начале 60-х годов прошлого века конструкторским бюро имени Туполева. Он был построен на базе самолета “Ту-124” и стал одним из наиболее популярных лайнеров в СССР. “Ту-134” может совершать перелеты до 2 тысяч километров с крейсерской скоростью 800—900 километров в час и перевозить не менее 40 пассажиров. Авиалайнер зарекомендовал себя как один из самых надежных и экономичных отечественных самолетов.
Понятно, что различные ведомства на данном этапе разбирательства старались вывести свои службы из-под удара. Объективно было установлено лишь следующее: “Ту-134” отправился в полет исправным и имел достаточный запас топлива, чтобы в случае чего уйти на запасной аэродром. Вместе с тем он садился в сложных метеоусловиях — дождь, туман. В момент авиакатастрофы видимость в окрестностях Петрозаводска не превышала 300 метров. Кроме того, по заявлению МАК, целыми были обнаружены бортовые самописцы. При этом все специалисты сходятся в одном: вряд ли можно грешить на старость самолета. Машина эта, несмотря на почтенный возраст, является очень надежной. “Ту-134” даже внесен в Книгу рекордов Гиннесса, так как за всю историю эксплуатации этого самолета с ним ни разу не случалось авиапроисшествий, причиной которых были бы его технические неполадки, только человеческий фактор. Именно эту причину считают основной и в данном случае, поэтому предметом наиболее пристального изучения экспертов станут действия пилотов. Некоторыми предварительными соображениями о причинах этой катастрофы с “МК” поделился действующий летчик одной из ведущих российских авиакомпаний, командир самолета “Ил-96” Сергей Кнышов.
— Во-первых, тут есть один неясный вопрос: как там расположена взлетно-посадочная полоса (ВПП) относительно шоссе, на которое упал самолет? Если параллельно, то летчики по какой-то причине могли просто принять дорогу за ВПП и садиться на нее… Во-вторых, метеоусловия на посадке были сложные: прогнозировался дождь, туман. Если пилоты заходили по ИЛС — точной посадочной системе, то, думаю, минимум для них должен был быть 60 на 550 метров. 60 — высота нижнего края облачности, с которой пилот должен был видеть ВПП, а дальность 550 метров. То есть высота принятия решения (ВПР) должна была быть 60 метров. До этой высоты он летит, пилотирует, смотрит… Но во всех документах записано: за 30 метров до ВПР — в данном случае это примерно на 90–100 м — пилот переносит свой взгляд во внекабинное пространство, то есть он уже должен зацепиться взглядом за полосу, за огни. То есть до ВПР пилот обязан определиться, что он будет делать: либо однозначно садиться, либо уходить на второй круг. Если же он ничего не видит и при этом продолжает снижаться, то это — преступление.
из досье "МК"Самые крупные катастрофы “Ту-134” 23 мая 1971 г. — во время посадки на югославском острове Крк потерпел катастрофу самолет “Ту-134” югославской авиакомпании “Авиагенекс”, погибли 77 человек.
— А если экипаж садился не по ИЛС? — В этом случае “минимум” увеличивается практически в два раза. То есть уже на 150 метрах пилот обязан был определиться. А если облачность была ниже, он, естественно, ничего не видел. — Еще какая-то мутная история вырисовывается с линией электропередач. Аэродромные власти говорят, что самолет якобы зацепился за ЛЭП, из-за чего на полосе на несколько секунд выключилось электричество и летчики потеряли ориентацию. — Это все дурь! Какая может быть ЛЭП в районе аэродрома? Абсурд. На аэродромах все провода под землей проложены, ни одного проводка не найдешь. — Тогда получается, что огни могли по какой-то другой причине выключиться и летчики не видели полосу? — Тем более должны были уйти на второй круг. По газам, и взлетный режим без всяких обсуждений. Куда лететь, если ничего не видно? — Есть версия — о ней говорят очевидцы, — что самолет из-за плохих погодных условий отклонился от полосы метров на 200. И диспетчер якобы, увидев это, сказал ему уходить на второй круг. — Какой бы ни была на посадке система захода — точная, неточная, — в определенных точках, это, как правило, ближний и дальний привод, мы должны контролировать положение самолета. То есть при пролете приводов у самолета должна быть определенная высота и рамки по боковому уклонению. Диспетчер смотрит по обзорному локатору, и если самолет вылезает за допустимые сектора, то он говорит: у вас непосадочное положение, уходите на второй круг. Если он так сделал, то все правильно. — Так почему же летчик не пошел на второй круг? — Трудно сказать… Комиссия должна разобраться, что это: незнание, неумение или усталость от полетов. Может, пилот вошел в ступор… Надо смотреть, когда до этого он летал, сколько. Может, по ночам слишком часто летал, и от усталости притупилось чувство опасности. Решил, сяду как-нибудь. Причины могут быть самыми неожиданными. На летчиков ведь все давят. Допустим, принял решение уйти на второй круг — пиши объяснительную. Не каждый захочет с этим связываться, вот и будет тянуть до последнего: пусть хоть как-нибудь, но лучше сесть.
Или, к примеру, лет пятнадцать назад была катастрофа “Ту-134” в Иванове. Там в семь-восемь вечера из аэропорта уходил последний автобус. Если на него не успеть, то до города было бы уже нечем добраться. Летчики поспешили и завалили самолет прямо перед полосой. Но главная причина, я думаю, все же в том, что у нас разрушена система подготовки пилотов. Мы еще на каких-то старых своих запасах вылезаем, но старики уходят, а молодым толком никто ничего не рассказывает. Готовят хаотично, бессистемно. Вот и выходит: сегодня полетел, жив — хорошо, завтра не долетел — ну что же, значит, судьба такая.
http://www.mk.ru/incident/interview/2011/06/21/599217-sistemnaya-katastrofa.html
Кто погасил свет перед лайнером?
”МК” провел мини-расследование и выяснил, что “веерные отключения” для Карелии — дело обычное У каждой авиакатастрофы — своя интрига. Едва ли не главный вопрос, который будоражил Интернет в первые сутки после трагедии под Петрозаводском, — был или нет отключен свет на ВПП аэродрома? И если да, то по чьей вине?”МК” провел мини-расследование и выяснил, что “веерные отключения” для Карелии — дело обычное. Сначала разберемся с ЛЭП, которую якобы задел самолет. Сразу несколько источников, в том числе вполне уважаемые, утверждали, что никаких вышек на территории аэродрома нет и быть не может. Дескать, правила эксплуатации аэродромов это запрещают. Однако в 23.43 было зафиксировано отключение энергии на подстанции Суоярви. Экспресс-проверка показала, что именно в этот момент самолет задел ЛЭП, которая находилась не на территории аэродрома, а в километре от него, около шоссе. Другой вопрос: как это могло повлиять на развитие событий? Эксперты считают, что если даже огни на ВПП отключились на 3 секунды, как это говорит представитель аэропорта (потом включилась резервная сигнализация), самолет вполне мог принять за посадочную полосу автотрассу, особенно в вечерней дымке (сейчас в Карелии темнеет очень поздно). И резкое снижение на скорости 275 километров в час, разумеется, привело к катастрофе. Но насколько честны сотрудники аэропорта? Вот что рассказывают в блогах: “Звонил брат он живет в Нижнем Бесовце сказал света небыло еще до аварии отрубило все еще задолго до падения самолета… Вот посмотрим как выкручиваться будет аэропорт”. “Наверное “белые ночи” — “экономия света”, как перед летом, еще ночью хоть “глаз выколи”, а на улице уже свет отключили. А дежурный по городу комментирует, что все согласно программе по энергосбережению. Безопасность, видимо, уже давно не на первом месте. Главное план по экономии”. Возможно, блогеры преувеличивают. Но едва ли будут врать чиновники. Представитель Росатомнадзора г-н Топтыгин не так давно заявил: Карелия в 2010 году заняла первое место по числу аварий на энергосетях. На фоне этого отключение электричества, в том числе на аэродроме, не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Достоин особого внимания и сам аэропорт “Бесовец”. Кстати, по документам он значится как “Борисовец”. Но в обиходе фигурирует как “Бесы”. Название “прикипело” из-за расположенных рядом одноименных поселков. Открытие аэродрома выпало на 1939 год. Сначала на его территории располагалась только воздушная база истребительного полка. С 1964 года с аэродрома стали взлетать и садиться гражданские лайнеры. Сейчас “Бесовец” является местом дислокации 159-го гвардейского истребительного авиаполка и Пограничных войск ФСБ Российской Федерации. Аэродром относится ко второму классу и предназначен для приема и отправки судов с максимальной взлетной массой до 150 тонн. Как рассказал “МК” бывший коммерческий директор аэропорта Вадим Лесонен, в последние годы в его модернизацию были вложены большие средства, а вот локатор остался стареньким, с которым и в прошлом были проблемы. “Посадочный радиолокатор — важный элемент наземной системы посадки, особенно в условиях ночи и тумана. Он предназначен для наблюдения за положением самолетов относительно курса посадки и глиссады. И если с ним были проблемы, это должно было быть отражено в журнале у диспетчера, — говорит эксперт Валентин Дудин. — Старой техники на аэродромах достаточно. И проще простого вину свалить на наземную аппаратуру”. Также отметим, что совсем недавно в аэропорту было выявлено хищение 70 метров кабеля сдвижных ворот аэропорта и более 50 метров ограждения перрона. Обычный российский бардак, которым, увы, может “похвастаться” каждый второй российский аэропорт. http://www.mk.ru/incident/article/2011/06/21/599215-kto-pogasil-svet-pered-laynerom.html
10-летний мальчик Антон, пострадавший в авиакатастрофе в Карелии, скончалсяТаким образом, число жертв трагедии возросло до 45Денис КИРЕЕВ — 22.06.2011 09:19
Десятилетний мальчик Антон Терехин, получивший тяжелые травмы в авиакатастрофе под Петрозаводском 23 июня скончался в детской республиканской больнице Карелии. "Травмы ребенка были очень тяжелыми", - сказала министр здравоохранения и социального развития республики Валентина Улич. Таким образом, число погибших в катастрофе выросло до 45. В больницах находятся семь человек. Шестеро раненых находятся в стабильно-тяжелом состоянии, состояние одной пострадавшей не вызывает опасения у медиков, сообщает "Интерфакс". Ту-134 авиакомпании "РусЭйр", вылетевший из Москвы в 22.30 мск понедельника, сел на автотрассу в 1 километре от аэропорта Петрозаводска. На борту потерпевшего крушение самолета находились 52 человека, 44 погибли, восемь пострадали. Пассажиры, выжившие при крушении самолета, будут доставлены в четыре медучреждения Москвы.
http://kp.ru/online/news/918527
МАК приступил к расшифровке "черных ящиков" Ту-134
22 июня специалисты Межгосударственного авиационного комитета приступили к расшифровке бортовых самописцев авиалайнера Ту-134, потерпевшего катастрофу недалеко от аэропорта Петрозаводска. Они были доставлены в Москву из Петрозаводска накануне, отмечает РИА "Новости". "Будут произведены вскрытие бортовых самописцев и их расшифровка", - сообщил официальный представитель МАК Олег Ермолов.
http://kp.ru/online/news/918519
Крушение Ту-134 под Петрозаводском: Стюардесса Лена объявила, что это ее последний полет...
Самолетом управлял не командир, а его помощник [видео]Ее коллеге в отличие от погибшей девушки повезло... Сестра стюардессы Елены Ерофеевой Анна рассказала корреспонденту «КП»: - Сегодня Лена должна была увольняться. Мы с ней созванивались накануне, она сказала, что приняла решение уходить из компании и 20-го у нее последний вылет, а 21-го она пишет заявление об уходе. Но когда она говорила «последний полет», наверняка не подразумевала того, что произошло. И мы сами тогда не придали ее словам значения. Вообще моя сестра два года летала в этой компании, а параллельно училась на менеджера по туризму. Думаю, она решила совсем покончить с авиацией и работать по профессии. Но не случилось... - Елена говорила что-то про самолет Ту-134? - Уверяла, что такие самолеты не падают... А ее коллеге Юлии невероятно повезло. Ее нашли на земле - живой! В момент катастрофы по трассе в машине ехали двое молодых петрозаводцев - Ксения и ее приятель Виталий. - В зеркало заднего вида я увидела большой оранжевый шар - пламя, - рассказала нам Ксения. - Мы были в 200 метрах от места катастрофы. Самолет разваливался на части на наших глазах. Мы развернулись, подъехали к обломкам самолета и увидели людей, которые горели заживо. Пока бежали, слышали взрывы, я насчитала четыре. Видимо, одним из взрывов выбросило девушку, которая была жива и смогла назвать свое имя - Юля (это была стюардесса, сейчас она в больнице. - Ред.). В это же время Виталий сумел вытащить из огня мужчину... Не дай бог мне когда-нибудь пережить что-то подобное... Приборы лайнера отказали в самый ответственный момент Страшная авиакатастрофа произошла в ночь на 21 июня под Петрозаводском. При снижении Ту-134 авиакомпании «РусЭйр» зацепил сначала провода, обесточив взлетно-посадочную полосу (ВПП), потом - столб, потом - верхушки деревьев... Самолет увело в сторону от полосы, и он совершил жесткую посадку на автотрассу. От удара фюзеляж разрушился и начался пожар. На борту было 52 человека. Спастись удалось немногим... - По факту ЧП уже возбуждено уголовное дело, - рассказал «КП» наш источник в Следственном комитете. - Две основные версии: ошибка пилота и неисправность приборов. Уже известно, что во время посадки командир экипажа почему-то доверил штурвал пилоту-помощнику. Почему командир самоустранился от управления, будем выяснять.
Но и помощник командира был в состоянии посадить борт - он довольно опытный специалист. Но на этот рейс будто свалились все 33 несчастья: был туман, огни на ВПП не горели... Плюс, по версии следствия, имелись технические проблемы с приборами. То есть пилот не мог ориентироваться ни по ним, ни по огням ВПП, а визуально определял курс. И, судя по всему, просчитался - неожиданно для него борт соприкоснулся с землей... - Точно о причинах ЧП можно будет говорить только после расшифровки обоих черных ящиков Ту-134, - говорят следователи. - Вероятно, ответственность за катастрофу понесет и хозяин авиа-компании «РусЭйр». Он должен был следить за системой поддержания летной годности самолетов и за тем, чтобы в компании работал профессиональный командный состав... По данным следствия, изначально «РусЭйр» специализировался на корпоративных рейсах (когда крупные фирмы заказывают полет для своих сотрудников). Такой бизнес несколько лет назад процветал - летают мало, а зарабатывают много. Однако после кризиса, видимо, корпоративных заказов стало мало, и тогда эти самолеты пустили на регулярные перевозки. А в этом случае надо вкладывать большие деньги в модернизацию и осовременивание самолетов. Делалось ли это - пока неизвестно. - Компания «РусЭйр» существует давно, каких-то нелестных отзывов я о ней не слышал, - рассказал «КП» пилот первого класса Владимир Герасимов. - Знаю, что некогда она принадлежала людям от авиации и много раз переходила из рук в руки. Вообще у нас развелось множество авиакомпаний, а вот отличных пилотов не так много. И их явно не хватает на всех. Кстати, разбившемуся самолету было больше 30 лет. - Если вкладывать средства в оснащение даже старых самолетов, то полеты на них вполне безопасны. Многие мелкие компании скупают устаревшие модели у «Аэрофлота» и не восстанавливают их, а только эксплуатируют. Вот там, где «лишь бы бабки срубить», - там и жди беды, - вторит ему заместитель директора компании «Волга - Днепр» Владимир Ромаданов. Анна ВЕЛИГЖАНИНА
НАША СПРАВКА Авиакомпания «РусЭйр» была создана в 1994 году. Выполняет чартерные VIP-рейсы по России и за рубеж. Регулярных рейсов у компании почти нет. В парке авиакомпании только отечественные лайнеры: Ту-134, Як-40, Як-42. Самолеты по большей части старые, но еще не отработавшие свой ресурс. Заказчиков привлекали дизайном. Убранство внутри салонов действительно королевское. По итогам 2009 года выручка компании составила 327 млн. рублей. Гендиректор «РусЭйр» - Юрий Шанин. Кстати, рейс 243 в Петрозаводск должна была выполнять другая авиакомпания - «Руслайн». Однако борт пришлось заменить из-за большого пассажиропотока - лето на дворе... Евгений БЕЛЯКОВ
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ «Экономят на всем - топливе, запчастях, зарплате пилотов...» - Судя по всему, пилот не смог сохранить направление захода на посадку, - считает летчик с 21-летним стажем Николай ЧЕРНИКОВ. - Если самолет сильно отклоняется от глиссады (траектории снижения. - Ред.), то в нужную точку приземления сесть практически невозможно. Предполагаю, что в условиях плохой видимости, когда погасло освещение ВПП, летчики начали слишком резко поворачивать, пытаясь вернуться на глиссаду. Самолет накренился и зацепил наземные объекты. - Почему летчики не ушли на дополнительный круг? - Полагаю, у них могло быть мало топлива и нужно было садиться любой ценой (авиакомпании порой экономят, заливая топлива в обрез). Это привело к несогласованности действий экипажа и в итоге к трагедии. - Кстати, об экономии. 31 год для «тушки» - это нормально или давно пора было списать ее в утиль? - Конечно, это многовато. А если учесть, что самолет интенсивно поработал в советские времена... Да, самолет время от времени отправляют на капремонт. Но зачастую это формальность: деньги получили, ничего не сделали, а по бумагам - все работы выполнены. Приведу случай, который произошел со мной во время службы в военной авиации. Отправили мы самолет на ремонт. И в тех местах, которые обязательно должны расстыковываться, чтобы проверить все узлы и элементы, наши техники оставили записки для сотрудников завода. Через два года забираем самолет - все осталось на месте! Его только внешне подретушировали. А деньги взяли за полноценный ремонт. Как видите, исправность авиационной техники оставляет желать лучшего... - Под словом «исправность» вы понимаете стопроцентную готовность самолета к вылету? - Именно. Многие не обращают внимания, если что-то по мелочи отказало, и летят - на усмотрение командира. Такое может прокатить раз, второй, а потом... Авиация ошибок не прощает. Летные законы написаны кровью. - Но ведь командир экипажа может отказаться выходить в рейс! - Качая таким образом права, пилоты рискуют быть уволенными. Ведь замена самолета, ремонт - это убытки. И остаются самые сговорчивые, готовые летать на чем угодно, лишь бы заработать. - Так вот почему «тушки» в последние годы падают все чаще... - Тут дело еще в том, что в советское время они составляли основной парк гражданской авиации. Тогда их нещадно эксплуатировали, но и ремонтировали качественно и вовремя. А сейчас очень много контрафактных деталей. И они нередко отказывают. - Но ведь есть система контроля за своевременным ремонтом самолетов? - Формально - да. Но, к сожалению, система откатов существует и в авиации. Для специалистов не секрет, что взятка за допуск самолета к эксплуатации - порядка 10% его остаточной стоимости. За эти деньги комиссия может закрыть глаза на недостатки. - А система подготовки и переподготовки пилотов хотя бы осталась нормальная? - У крупных, богатых авиакомпаний - да. - А у маленьких, типа «РусЭйр»? - Небольшие компании еле сводят концы с концами и экономят абсолютно на всем: на самолетах, запчастях, зарплате летчикам... Ну и, конечно, у них нет денег на тренажеры, на совершенствование навыков летного состава. Крупные компании перекупают у мелких хороших пилотов, как футбольные клубы - талантливых игроков у слабых команд. И как игрок должен выходить на поле и забивать голы, так же и пилот - летать. Иначе не будет прибыли. Именно поэтому летчиков от рейсов практически никогда не отстраняют. Вспомните авиакатастрофу 2008 года в Перми, когда в крови пилота нашли алкоголь... - Как вы думаете, кого в итоге признают виновным? - Как показывает практика, если экипаж погибает, вину списывают на него. Евгений ПРОСКУРЯКОВ
ИЗ АРХИВА «КП» Крупнейшие катастрофы с участием «тушек» за последние 10 лет 1 января 2011 года в аэропорту Сургута после запуска двигателей на борту Ту-154Б начался сильный пожар. Трое пассажиров погибли, самолет выгорел полностью. 4 декабря 2010 года Ту-154М совершил вынужденную посадку в «Домодедово» из-за отказа двух двигателей. Самолет выкатился за взлетно-посадочную полосу и переломился пополам. Два человека погибли. 10 апреля 2010 года в Смоленской области разбился Ту-154М, на борту которого польская делегация летела в Катынь. Погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лев Качиньский с супругой. Причина - ошибка экипажа. 15 июля 2009 года при крушении Ту-154М в Иране погибли 168 человек. Причина ЧП - при наборе высоты в двигателе возник пожар. 17 марта 2007 года в аэропорту Самары Ту-134А жестко приземлился и раскололся надвое. Погибли шесть пассажиров. Официальные причины трагедии - ошибки экипажа и наземных служб. 22 августа 2006 года в районе Донецка экипаж Ту-154М не справился с управлением, обходя грозовой фронт. Самолет вошел в штопор и рухнул с огромной высоты. 170 человек погибли. 24 августа 2004 года террористки-смертницы подорвали в небе два самолета Ту-154: один - над Тульской областью, второй - над Ростовской. Погибли 90 человек. 1 июля 2002 года в небе над Боденским озером (Германия) из-за ошибки диспетчеров Ту-154М столкнулся с грузовым «Боингом-757». Погиб 71 человек (69 в Ту-154 и двое в «Боинге»). Российский самолет вез детей из Башкирии на отдых в Испанию. 4 октября 2001 года во время учений украинские ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154М, летевший из Израиля в Россию. Погибли 78 человек. 4 июля 2001 года под Иркутском упал и сгорел Ту-154М. Погибли 145 человек. Причина аварии: потеряв скорость, пилоты не смогли ее наверстать. Евгения СУПРЫЧЕВА Смотрите фотогалерею: Катастрофа Ту-134 под Петрозаводском
http://kp.ru/daily/25707/907616/
Выжили те, кто сидел у левого крыла. Но это противоречит авиационному опыту [видео, схема посадочных мест]- На любых самолетах самое безопасное место - в хвосте, - пояснил «КП» Герой России Петр Дейнекин, бывший пилот советского «Аэрофлота» и бывший главком ВВС России. - А справа или слева, это не важно. Видимо, на этот раз при встрече с землей каким-то образом машина была расположена с правым креном и за счет деформации на тех пассажиров, что сидели справа, было оказано более высокое давление. Но с точностью говорить об этом будет можно лишь после расшифровки бортовых самописцев. В общем, сейчас единственное объяснение того, что выжили пассажиры и стюардесса, - это настоящее чудо. Исследователи признаются, что статистика не выявила закономерности относительно того, с какой стороны безопаснее лететь в самолете. В 2007 году журнал Popular Mechanics проанализировал все воздушные трагедии с 1971 года, по которым удалось найти данные о выживших и о том, на каких местах они сидели. Журналисты выяснили, что те, кто сидел на задних местах (за задней кромкой крыла), действительно были в большей безопасности. Там число выживших составляло 69%. Среди тех, кто сидел у крыла, количество уцелевших сводилось к 59%. Но именно эти проценты сыграли ключевую роль в данной катастрофе и позволили выжить восьми человекам.
Цифрами на схеме обозначены места, на которых сидели выжившие пассажиры (см. схему): 1. СКВОРЦОВА Юлия Сергеевна, стюардесса (Москва). Состояние тяжелое. 2. ЕРЕМИН Сергей Владимирович (Москва). Состояние тяжелое. 3. БЕЛЬГЕСОВ Сергей (Москва). Состояние тяжелое. 4. НАЗАРОВА Анна Ивановна (Сегежа, Республика Карелия). Состояние тяжелое. 5. КАРГАПОЛОВА Александра Юрьевна (Москва). Состояние средней тяжести. 6. СТЕПАНОВ Владимир Алексеевич (Москва). Сильные ожоги, перелом бедра, травматический шок. 7. ТЕРЕХИН Антон (Южно-Сахалинск), 10 лет. Состояние тяжелое. 8. ТЕРЕХИНА Настя (Южно-Сахалинск), 14 лет. Состояние тяжелое. СКОРБНЫЙ СПИСОК Списки погибших и пострадавших в авиакатастрофе под Петрозаводском смотрите здесь >>> ВАЖНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ Куда звонить? Больницы г. Петрозаводска: БСМП г. Петрозаводска - (8142) 78-37-23. Детская республиканская больница г. Петрозаводска - (8142) 76-25-25. Республиканская больница г. Петрозаводска - (8142) 76?43?63. Открыта телефонная «горячая линия» - (8142) 79-99-99. МЧС оказывает психологическую помощь по двум телефонам: г. Петрозаводск - (8142) 56-16-34. Москва - центр экстренной психологической помощи МЧС РФ - (495) 626-37-07.
КОММЕНТАРИИ АВИАТОРОВ Олег СМИРНОВ, президент Фонда содействия развитию гражданской авиации, заслуженный пилот СССР: «Надо искать причины, почему экипаж действовал так странно» - Могу предположить, что механизмы самолета, двигатели работали нормально, погода была приемлемой, но самолет допустил «ныряние» под глиссаду, то есть снизился до недозволительно малой высоты. И здесь надо искать, почему экипаж действовал так странно. Можно сказать, безграмотно. Существует абсолютно четкое и понятное правило для авиаций всех стран мира: если на высоте принятия решения (в данном случае она была равна 60 метрам) не установлен надежный контакт со взлетно-посадочной полосой, то экипаж обязан, без вариантов, дать взлетный режим двигателям, убрать шасси и уйти на второй круг. Почему это не было сделано, установит комиссия. Валентин ДУДИН, эксперт по авиационной безопасности: «Сейчас в гражданской авиации на первом месте прибыль» - Во многих авиакомпаниях летчиками командуют люди, не имеющие ни летного образования, ни летного опыта. И поэтому они жмут на пилотов: ах, вот ушел на запасной аэродром - это ведь лишнее израсходованное топливо. У меня много товарищей, летающих в гражданской авиации. Так им аккуратно говорят наедине: раз ты такой осторожный, тогда будешь ждать, когда твоя очередь придет. То есть заграничные хорошие полеты им уже не светят. Раньше в нашей гражданской авиации какие были принципы? Первое - безопасность. Второе - регулярность. Третье - эффективность. А сейчас об этих трех компонентах давно не вспоминают. Сейчас на первом месте прибыль. Дмитрий ГОРИН, глава транспортного комитета Ассоциации туроператоров России: «Нормы безопасности для всех авиакомпаний одинаковы» - Все российские авиакомпании выполняют и регулярные, и чартерные рейсы. Абсолютно чартерных компаний нет. При этом нормы безопасности одинаковы для всех. Однако проблема в том, что кадров не хватает. Представьте: у нас парк самолетов каждый год увеличивается на 10 - 30%. А многие опытные пилоты уже уходят на пенсию. Тем не менее, перед тем как сесть за штурвал нового самолета, летчики проходят серьезную переподготовку. И все летные экипажи сертифицированы. За этим очень строго следят. Понятно, что это был возрастной самолет. Но «Туполевы» - это надежная техника, и свой ресурс они еще не отработали. Евгений БЕЛЯКОВ ОФИЦИАЛЬНО Президент и премьер соболезнуют родственникам погибших Сразу после катастрофы пресс-секретарь президента Наталья Тимакова сообщила журналистам, что Дмитрий Медведев выражает соболезнования родственникам погибших под Петрозаводском. Также президент дал ряд поручений по оказанию помощи пострадавшим по линии МЧС и Минэкономразвития. Пресс-служба «Белого дома» также сообщила, что премьер Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе. Андрей ЛЬВОВ
У командира экипажа уже были жесткие посадки? Александр Федоров не дожил до своего 45-летия два дня В Интернете блогеры активно обсуждают причины катастрофы самолета Ту-134 под Петрозаводском. На авиационном форуме Аviaforum.ru участник под ником Helicopter1 высказал свою версию случившегося: «Командир Федоров из вертолетчиков. После нескольких грубых посадок на Ту-134 его хотели перевести во вторые пилоты. Ушел в «Руслайн». Кстати, пилот Зубков тоже вертолетчик (в марте 2007 года на территории аэропорта Курумоч в Самаре произошла катастрофа самолета Ту-134. На борту самолета находились 50 пассажиров и 7 членов экипажа. Погибли 6 человек. - Прим. ред.). Это наводит на мысль... Ищут ребята землю в сложных условиях посадки, вместо того чтобы работать слаженно по технологии и своевременно уйти на 2-й круг. Земля им пухом». Командир «тушки» Александр Федоров не дожил до своего дня рождения два дня. В четверг, 23 июня, ему должно было исполниться 45 лет. Федоров родом из Архангельска. Карьеру начинал в Нарьян-Маре вертолетчиком. Затем работал в авиакомпании «Аэрофлот-Норд». Пару лет назад Александр Федоров оттуда уволился. Он продолжил работать в «РусЭйр» на Ту-134, куда перешел из «ЮтЭйр-экспресс» в марте этого года. По словам коллег, Александр Федоров налетал более трех тысяч часов без взысканий. Светлана ОЛИФИРОВА
Коллеги второго пилота Ту-134: «Сергей не раз спасал людей из огня» Для второго пилота, 40-летнего Сергея Карякина, это был самый обычный рейс - Карякин окончил Краснокутское летное училище гражданской авиации и Институт в Санкт-Петербурге, это очень опытный пилот, - рассказал нам директор самарского международного аэропорта «Курумоч» Леонид Шварц. - У Сергея остались жена Оксана и дети. - Сергей - безотказный человек. Всегда приходил на помощь, стоило только попросить. Как-то раз в подъезде начался пожар. Не дожидаясь огнеборцев, он выскочил на площадку и начал тушить. В то время как остальные отсиживались в квартирах. А когда был пожар в соседнем подъезде, одним из первых пришел на помощь, - рассказывают соседи Карякиных. ...27-летняя Юлия Гурина с детства мечтала стать стюардессой. - Бывает, идет по городу, а по небу самолет летит, она его обязательно взглядом до самых облаков провожает, - рассказывает подруга девушки Елена. - Юля хорошо разбиралась в психологии, даже пошла учиться на психолога. Говорила, что ей это в работе очень помогает. Не могу поверить, что ее нет. Полжизни в самолетах проводили и омичи Александр Шляхтич и Алексей Чернецкий. Они работали в центре планирования сети «Теле2 Россия». - Специалисты этого подразделения занимаются строительством станций по всей России, - рассказал нам один из сотрудников сотовой компании. - Они часто находились в командировках и на этот раз летели в Карелию по работе. - Саша Шляхтич проработал в центре всего три года, - рассказал нам один из его коллег. - Занимался землеотведением под строительство вышек сотовой связи. Только с начала этого года побывал более чем в 10 командировках. Самолет был для него вторым домом. В Карелию Саша отправился вместе с Лешей Чернецким - тоже сотрудником центра, который был инспектором. Они должны были проверить, как в Петрозаводске работает вышка «Теле2». У Александра Шляхтича остались жена Любовь и 20-летний сын Денис, который учится в речном училище. А у самого Александра было два высших образования: техническое и юридическое. - Ничто не предвещало беды, - надрывающимся голосом говорит женщина. - Саша часто летал в командировки. Ему доверяли решать самые сложные юридические вопросы. Он спокойно собрался. Сказал, что едет на новое место, и произнес: «Скоро вернусь!» Я до сих пор не осознала, что его нет… Летел в командировку и Фархад Саматов из Иванова. Юрист с 12-летним стажем, выпускник института, Фархад в последние годы постоянно жил в Москве один - с женой он развелся. Юлия БОНДАРЕВА («КП» - Самара»)
СУДЬБЫ «Комсомолка» поговорила с родственниками погибших в страшной авиакатастрофе. Люди рассказали о последних часах жизни своих родных и знакомых Сначала «КП» дозвонилась до супруга Елены Митягиной - Валерия. На бумаге разговор кажется бесстрастным, но каждое слово давалось ему с трудом (подробнее).
КОМПЕТЕНТНО Сергей Иванов, вице-премьер: «Если запретить Tу-134, то на чем летать?» Под Парижем, в Ле Бурже, в эти дни открылся знаменитый авиасалон. На нем представляют российско-французский среднемагистральный самолет «Суперджет-100», который мог бы заменить устаревшие «тушки» и другие самолеты. Вице-премьер Сергей Иванов принимал участие в парижских мероприятиях с премьером Владимиром Путиным (подробнее о визите премьера в Париж - на стр. 2). Мы спросили Иванова о произошедшей авиакатастрофе в Петрозаводске. - Компания, которой принадлежал разбившийся самолет, владеет 5 - 6 самолетами, понятно, парк какой… По внешним данным причина - ошибка пилота. Искал полосу, не увидел. - А Ту-134 не запретят теперь? - Можно и запретить, а на чем летать? Не все компании могут позволить себе купить даже «Суперджет-100». Лариса КАФТАН
http://kp.ru/daily/25707/907613/ Катастрофа авиарейса «Москва - Петрозаводск»: погибли 44 человека, выжили 8В аэропорту могли возникнуть проблемы с наземными средствами посадки, поэтому самолет садился на дорогу, а не на взлетно-посадочную полосу [СПИСКИ погибших и пострадавших, телефоны «горячей линии», видео от очевидцев]Авиакатастрофа в Карелии! Крушение самолета Ту-134,есть пострадавшие! Обновляется!
ФЮЗЕЛЯЖ ТУ-134 ПРИ ЖЕСТКОЙ ПОСАДКЕ В КАРЕЛИИ РАЗРУШИЛСЯ, ЕСТЬ ПОСТРАДАВШИЕ
"Самолет вылетел из Домодедово в 22.30 мск и должен был приземлиться в Петрозаводске. 00.04 мск. По предварительным данным, на борту самолета находились 43 пассажира и пять членов экипажа", - сообщила собеседница агентства.
"Фюзеляж развалился при посадке, был пожар, на данный момент пожар потушен", - сообщила Андрианова.
На месте работают девять пожарных расчетов, спасатели и оперативная группа ГУ МЧС по республике, сообщила она.
ЧЕТВЕРО ПОСТРАДАВШИХ ДОСТАВЛЕНЫ В БОЛЬНИЦЫ, СУДЬБА ОСТАЛЬНЫХ ПАССАЖИРОВ ТУ-134 И ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ВЫЯСНЯЕТСЯ - МЧС РФ http://rian.ru
Самолет Ту-134 совершил жесткую посадку под Петрозаводском, есть пострадавшие. Как сообщили в Управлении информацией МЧС России, борт вылетел из Домодедова в Петрозаводск. "Самолет совершил жесткую посадку на дороге, не долетев до Петрозаводска. Фюзеляж самолета разрушился", - уточнил представитель МЧС. По его словам, на борту было 48 человек, в том числе, пять членов экипажа. На данный момент известно о четырех пострадавших, которые находятся в тяжелом состоянии, передает ИТАР-ТАСС.
При ударе о землю самолет загорелся, но к настоящему времени пожар уже ликвидирован. На месте происшествия работают шесть пожарных подразделений, оперативная группа республиканского управления МЧС России и девять бригад скорой помощи.
Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что по факту жесткой посадки самолета Ту-134 в Карелии, в результате которой есть погибшие, Северо-Западным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ ("Нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц"). В настоящее время на месте происшествия работает следственно-оперативная группа.
"Рассматриваются все возможные версии произошедшего, в том числе, человеческий фактор, ошибка экипажа, нарушения в работе наземных служб и техническая неисправность", - сообщил представитель Следственного комитета. По уточненным данным, самолет Ту-134, летевший из Домодедова в Петрозаводск, совершил жесткую посадку на автотрассе. "Он сел на автотрассу Петрозаводск-Суоярви приблизительно в двух километрах от аэропорта", - сообщили в Управлении информации МЧС России. При ударе о землю фюзеляж самолета разрушился, лайнер загорелся. По данным МЧС России, пять человек госпитализированы в тяжелом состоянии. На месте происшествия работают пожарные и спасатели, в также врачи скорой помощи, передает ИТАР-ТАСС.
В правоохранительных органах Карелии сообщили, что самолет пропал с экрана радаров. "По предварительным данным, неполадки возникли при подлете к аэропорту. Лайнер не дотянул до взлетно-посадочной полосы, и экипаж, возможно, решил посадить самолет на трассу, но при ударе о твердую поверхность он раскололся", - сообщили в местных правоохранительных органах.
"Рассматриваются все возможные версии произошедшего, в том числе, человеческий фактор, ошибка экипажа, нарушения в работе наземных служб и техническая неисправность", - сообщил представитель Следственного комитета.
Вернуться назад |