Когда мы видим старинную картину, то иногда видим странные изображения, которые очень напоминают нам современные предметы, которые в далеком прошлом быть не могло. Не понимая, что именно мы видим, нередко возникает мысль, что в прошлом якобы могла существовать более развитая цивилизация, чем мы думали, или даже как факт посещения наших предков инопланетянами. Но следует ли верить своим глазам?
Вот, например, перед нами фреска с изображением распятия Христа из монастыря Высокие Дечаны, где в небе мы видим два странных объекта, летящих в небе. В объектах сидят люди, которые как кажется, управляют этими объектами. Что это, неужели НЛО? Но не будем торопиться. Фрески были нарисованы в XIV в. византийскими мастерами. И рисовали они не для нас, а для своих современников, то есть люди XIV в. прекрасно понимали, что они видят. Культовая живопись (фрески и иконы) не были картинами с натуры, а всегда являлись иллюстрациями к Новому и Ветхому заветам. Чтобы понять смысл изображенного обратимся к Евангелию: "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мт., 27, 45-46). В переводе на наше время античные 6 и 9 час дня – это с 12 по 15 часов дня. То есть в самый разгар дня дневной свет сменился ночью. И как это изобразить? Показать на небе Солнце и Луну одновременно. Вот византийский мастер и нарисовал Солнце и Луну: красный круг с лучами и красным человеком в нем – Солнце, и серебряный круг с бледным человеком – Луну. Изображать Солнце и Луну – это общехристианская традиция при изображении Христа. Чаще, конечно изображали лучистый диск с лицом, как, например, на фреске XVI в. собора Светицховели в городе Мцхета в Грузии. Здесь мы видим уже знакомые нам по фреске сербского храма летающие объекты.
Сходное изображение мы Солнце и Луны над крестом Христа на картине Рафаэля "Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами" (1503 г.), но у Рафаэля они нарисованы уже в более привычном нам виде – круглыми в сиянии лучей. Традиция это древняя.
Уже на иллюстрации в Евангелии Рабулы (Сирия, VI в.) художник нарисовал над распятием Христа Солнце и Луну с человеческими лицами.
Но откуда появилась такая традиция? Из иконографии митраизма – древнеиранского культа солнечного бога Митры, получившего распространение в Римской империи с I в. н. э. Это древняя ближневосточная традиция изображения небесных светил. Так на римских изображениях Митры, убивающего быка, Солнце и Луна обязательно присутствуют.
Это не значит, что христианство это якобы плагиат митраизма, как иногда утверждают некоторые невежи. Нет, это использование знакомых античным художникам и античным людям символов, но уже с новым христианским смыслом. Когда христианство стало государственной религией Римской империи, то каких-то особых художников для украшения христианских храмов не было – приглашали тех, кто был в наличии, то есть художников, ранее работавших над языческими храмами, в том числе митреумами. И когда античный человек видел Солнце и Луну над распятием, то у него вольно возникали воспоминания о быке, принесенном Митрой в жертву, и он понимал, что видит искупительную жертву Христа – и изображение наполнялось смыслом. Со временем про митраизм забыли, но традиция осталась. И до сих пор художники рисуют Солнце и Луну над распятием Христа, даже не догадываясь, что продолжают древнюю художественную традицию. В том числе митраистическую художественную традицию построения житийных икон, прототип которых можно видеть на фреске из митриума в Марино (Италия).
Как видите, но на христианских иконах и фресках художники изображали Солнце и Луну, чья традиция изображения уходит в глубь веков, но там нет ни НЛО, ни космических ракет, ни других летательных аппаратов.