ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о феноменах > Ритмокаскады мировых религий
Ритмокаскады мировых религий19-11-2011, 07:22. Разместил: Swarm |
За последние десятилетия в науке выросло количество исследований, посвященных «неслучайным совпадениям». Ученые пытаются объяснить, по каким законам в удаленных друг от друга точках земного шара возникают явления не только близкие, но зачастую и внутренне идентичные. – Владимир Григорьевич, в своих выступлениях Вы часто говорите о явлении синхронистичности. В психологии оно было отлично описано Карлом Густавом Юнгом. Но является ли оно доказуемым с точки зрения современной физики? – Разумеется. Это вопрос коренной и до сих пор окончательно не решенный. В начале ХХ в. известный психолог Курт Левин ввел понятие психического поля. Он рассматривал эффекты толпы: например, как толпа вдруг обуревается каким-то всеобщим желанием, восторгом, паникой. Это так называемый эффект заражения. Сходите на футбольный матч – сами поймете. Человек считывает с соседей поведенческие, телесные коды; происходит подражание, человек отдается чувству социального поля. Согласно Курту Левину, это поле существует и бесконтактно тоже. Примерно в это же время возникла концепция биополя, подтверждаемая экспериментами Гурвича, весьма популярная во второй половине прошлого века. Однако концепция биополя оказалась не полной, так как любое физическое поле должно убывать с расстоянием, в то время как часть психофизиологических феноменов коммуникации не зависит от расстояния между участниками Для объяснения этих и еще более тонких эффектов синхронистичности, информационных корреляций в творчестве, науке и искусстве К.Юнг пригласил к сотрудничеству своего бывшего пациента, крупнейшего физика В.Паули, который и предположил, что эти эффекты связаны с парадоксальными законами квантовой теории и сознания. Тогда возникла гипотеза, что общечеловеческие архетипы коллективного бессознательного, открытые Юнгом, объясняются некоей когерентной для всех людей квантовой волновой функцией. Идея квантовой психологии весьма популярна в наши дни, но пси-функция сознания или живого организма пока еще надежно не измеряется. Я уверен, что будущая парадигма науки будет квантово-синергетической, а квантовые законы окажутся правящими не только в микромире, но и в макро и мега-мире, и в природе живого, социального, мыслящего. Замечательно, что в этой парадигме можно иначе взглянуть на образы идеальных миров Платона, третьего мира Поппера, ноосферы Шардена – Вернадского. – Лет 15 назад Вы ввели понятие ритмокаскада. Что это такое? – Ритмокаскад – это некая конструкция времени, своего рода партитура развития организма (живого или социального), в котором соединены две вещи – циклическое время (пульс, дыхание, деление) и времявозраст (распад, созревание, накопление). Здесь есть гомологичность и подобие, но нет тождественности. По мере развития возникают новые уровни, новые степени свободы. Когда-то идею самоподобия рассматривал поэтэкспериментатор Велимир Хлебников. Он говорил так: «Поскольку это самоподобие, то Пифагор – это мой последователь». Здесь не важно, кто раньше, а кто позже. Идея живет собственной жизнью. Одновременно создавались столицы разных народов и государств в разных уголках земли. Поэтому самоподобие истории можно рассматривать как ее умышленное «переписывание» и тиражирование реального сюжета. Метод с успехом применялся к описанию сложных развивающихся систем как живой, так и неживой природы. В его основе, как я говорил, лежит идея синтеза времени-ритма и временивозраста. Первый образ времени дают циклические модели, а в качестве второго – апериодического образа времени мною взят так же широко распространенный сценарий перехода (выхода) системы к (из) динамическому хаосу – сценарий Фейгенбаума. Напомним, что сценарий Фейгенбаума – это каскад последовательных удвоений периода (частоты) системы. Синтез осуществляется на самом быстром варианте сценария Фейгенбаума, названного ритмокаскадом. Учет иерархических отношений в системе приводит к построению дерева ритмокаскадов. Поэтому в первую очередь речь идет о живых системах и организмах, а также больших суперорганизмах, ценозах социума, биосферы и космоса. Свойства дерева ритмокаскадовДробный ритм. Ни на одном уровне не существует сколь угодно долгого периодического процесса, он всегда рано или поздно обрывается, а затем возрождается вновь. Именно такое фрактальное поведение с перебоями ритма ближе к биоритмам живых систем, а вовсе не бесконечные синусоиды циклистики. Две стрелы времени. В системе почти всегда сосуществуют уровни с противоположно направленными стрелами времени, что можно интерпретировать как одновременное присутствие эволюции для одних уровней и инволюции для других. Конечность роста. Реальная система имеет конечное число иерархических уровней, именно поэтому дерево ритмокаскадов не может расти бесконечно долго. Кризисы-трансформации. Следующим специфическим свойством дерева ритмокоскадов является наличие зон трансформаций-кризисов (или структурных резонансов) – резких структурных перестроек системы, начиная с низших. Фрактальность. Самоподобие означает, что во всех окнах доступа, вне зависимости от уровня, за равные промежутки времени выстраиваются изоморфные фрагменты ритмокаскадных деревьев. – Переводя на язык религий, Вашу теорию ритмокаскада можно было бы назвать идей социальной реинкарнации. – Можно назвать и так, но реинкарнация чаще всего не прослеживается человеком. Говорят даже о тщетности и бессмысленности для человека знать прошлые воплощения, поскольку это нарушит чистоту приобретения опыта текущей жизни. С исторической реинкарнацией все ровно наоборот – знание аналога в прошлом позволяет укрепиться, припав к корням культуры, вспомнить исторический опыт предков. Я это подробно анализировал на примере девяти общественных архетипов русской истории, которые снова и снова реинкарнируют, манифестируя пассионарные толчки по Гумилеву. Сам же момент перворождения ритмокаскада, скорее всего, восходит к архаическим эпохам, и распознать его крайне трудно, а может быть, и невозможно. Таким образом, могут существовать ритмокаскады более древние, чем государства, этносы и цивилизации, они уходят корнями в доисторическое прошлое человечества. – Есть такая известная дата, именуемая нередко датой сотворения мира. Это 5509 год до нашей эры. – Загадочная дата сотворения мира в ритмокаскадной интерпретации удивительно совпадает с другими ключевыми эпохами иудеохристианской традиции. Например, если от нее запустить ритмокаскад с шагом 11-летних циклов солнечной активности, то максимальные трансформации приходятся на эпоху великого потопа и чудесного спасения первого праведника Ноя (шестая бифуркация); на эпоху возрождения единобожия времен Эхнатона и Моисея – Ветхий Завет (седьмая) и первые десятилетия новой эры, деяний Христа и апостолов – Новый завет (восьмая). Девятая бифуркация будет лишь в ХХVI в. Если увеличить шаг ритмокаскадов до 60-летнего (китайского) цикла солнечной активности, то шестая бифуркация от сотворения мира приходится на период осевого времени, эпоху основания великих городов Средиземноморья. Мы живем в эпоху седьмой бифуркации, начавшейся со времен французской революции и заканчивающейся в середине нашего века, завершающего антропологический поворот. Интересно отметить, что религии осевого времени, согласно ритмокаскадной концепции, в синтезированной форме передали свою энергетику христианству в период его зарождения. – Получается, что в судьбе каждой мировой религии ритмокаскады играют важнейшую роль… – Ритмокаскады лишь отражают законы развития. Самыми большими и долгоживущими параметрами порядка являются мировые религии. На данный момент в пассионарной фазе, в которой они будут оставаться до середины века, находятся две религии – протестантская ветвь христианства и ислам. Мусульманский джихад – это аналог крестовых походов XII – XIII вв. Тогда как аналог американского протестантизма – это эпоха соборов, пафос нарождающейся христианской цивилизации, время уничтожения эллинской культуры в VI в. Поэтому так непримиримы сегодня эти две пассионарные мировоззренческие платформы. Если говорить о Востоке, то буддийская религия будет уходить в середине века, передавая свои принципы обновленной христианской цивилизации. Где-то с 2032 по 2042 гг. будет происходить фундаментальная трансформация христианства апостолической традиции. – А что будет после 30-х годов? – Откровенно говоря, – начнется антропологический поворот. Но Россия к этому времени будет первой державой в смысле авторитета, в смысле освоения новых форм бытия в этих новых условиях. Но не потому, что она сделается очень сильной, а потому, что нужна будет новая парадигма духовного преображения, и Россия станет носительницей этой новой парадигмы. – А какие более близкие повороты нам всем предстоит пережить? – Сама по себе светская власть существовать не сможет. Манипулятивная эпоха явно заканчивается. Сейчас общество заснуло, и особенно высока ответственность элит за будущее страны. Нет кормящих социальнопсихологических архетипов, но к 2012 г. просыпается духовный потенциал народа, к 2015 г. оформляется идеология и осмысленные векторы развития, приводящие к возрождению соборного начала России, которое было утрачено в 1991 г. Экономика вторична и является сегодня замещающим смысловым началом для многих политиков. – Что такое антропологический переход? Это кардинальная трансформация-преображение всего человечества, которая началась около 250 лет назад. Согласно С.П. Капице в середине ХХI в. ожидается уникальный демографический поворот, которого никогда не было на протяжении 2 млн. лет. Резко снизится рождаемость, и общество радикально повзрослеет (надеюсь, и помудреет) духовные ценности станут доминировать. Напомним, что по ритмокаскадам христианства в период с 2037 и до 2046 гг. происходит христианский ренессанс. Появляется новый уровень – коллективный разум человечества, императив ноосферного мышления. Некий императив мудрой любви и ответственности. Беседу вел Андрей Кондратьев Вернуться назад |