ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Гуляй, рванина! Календарь на 1925 год

Гуляй, рванина! Календарь на 1925 год


4-01-2016, 01:07. Разместил: sasha1959

Гуляй, рванина!

А вы знаете, какие нерабочие праздничные дни официально отмечались в СССР, например, в 1929 году?

Лично я был удивлен!

 



Да.., так вот и чередовались: Духов день - Конституция - Преображение - Революция..


----------------------------------------

----------------------------
© 2015 Станислав Серапинас (Sagittario)
---------------------------------------- ----------------------------

Из восемнадцати праздничных нерабочих дней в 1929 году лишь восемь относились к новым революционным, а из оставшихся десяти девять (за вычетом нейтрального Нового года) были религиозными православными. Тут, кстати, следует заметить, что Пасха, Троица и День конституции (о нем подробнее чуть позже) и так приходились всегда на воскресенье, так что фактически нерабочих дней оставалось пятнадцать.

Но, если приглядеться, можно заметить и еще кое-какие особенности..

Например, некоторые религиозные праздники отмечались по григорианскому уже календарю, другие же - по юлианскому. Т.е. по новому календарю отмечались праздники неподвижные (всегда приходящиеся на одно и то же число месяца - Преображение, Рождество), тогда как Пасха и остальные связанные с ней праздники переходящие или подвижные (тут это Вознесение, Троица, Духов день) продолжали исчисляться и, соответственно, справляться по-старому.
К тому же, странно как-то было видеть День конституции в июле, тогда как принята она была, вроде бы, в январе 1924 года...

Когда же стал сравнивать с календарями за предыдущие годы (из адресно-справочных книг "Вся Москва" за соответствующий год) - вопросов и еще прибавилось.


Так в 1925 году всех праздников было вроде бы тоже восемнадцать, но наборчик их был несколько иным:



Поскольку Первомай и 7 ноября отмечались тогда по одному еще только нерабочему дню, то всех "революционных праздников" набралось в 1925 году лишь семь (это даже при включении в их число Нового года!!:). "Особых же дней отдыха" (иными словами, основных праздников православного календаря) значилось аж одиннадцать. Но даже при таком их количественном преобладании отсутствовал почему-то День Святой Троицы, отмеченный в календаре на 1929 год, но зато "богаче" этот табель был на Крещение, Благовещение и Успение..
Правда, как видим, МГСПС (Московский городской совет профессиональных союзов) такое положение дел не стерпел и конкретно в Московской губернии Крещение с Благовещением было заменено "второмаем" и "восьмоноябрем"!:)..


В следующем же 1926 году Крещение с Благовещением и вовсе были проигнорированы безо всяческой "революционной" компенсации:



К тому же, из трехдневного празднования Пасхи была "изъята" Страстная суббота, так как она приходилась в том году на Первое мая, и осталось всех праздников в 1926 году пятнадцать. А с учетом постоянной "воскресенности" Пасхи и Конституции, да попаданий, как на грех, на воскресные дни 7 ноября и 26 декабря, был этот год совсем малопраздничным - всего одиннадцать дополнительных выходных дней.
Это еще хорошо, что "вместо" Троицы все еще праздновалось Успение, а то бы все свелось и вовсе к десяти гуляльным дням..


В 1927 году вдруг вновь вспомнили про Благовещение:



... но забыли про День конституции?!:) Всех праздников стало шестнадцать, реальных же дополнительных выходных было в 1927 году тринадцать.


В 1928 году значилось всего пятнадцать праздничных дней и дней отдыха (но одиннадцать реальных выходных):



Пропало вновь Благовещение, исчезло и Успение, про Конституцию так и не вспомнили, зато День пролетарской революции стал двудневием!..

Можно только догадываться, какая путаница творилась в головах бедных поселян Россеи в то время..

И это мы рассмотрели только один регион, московский... В других была своя картина.

Вот, например, табель-календарь на 1929 год, выпущенный в качестве бесплатного приложения к ленинградскому областному журналу «Красная деревня»:





Сравним по праздникам с вышеприведенным календарем за тот же год из справочника "Вся Москва":

1929 год «Вся Москва» «Красная деревня»
1 января + + Новый год
22 января + + День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 г
12 марта + + Низвержение самодержавия
18 марта + + День Парижской Коммуны
1-2 мая + + День Интернационала
4-6 мая + + Пасха
13 июня + Вознесение
23 июня + Троица
24 июня + + Духов день
7 июля + День Конституции СССР
6 августа + + Преображение
7-8 ноября + + Дни Пролетарской Революции
25-26 декабря + + Рождество

Т.е. ленинградский регион по сравнению с московским имел в 1929 году на три праздничных дня меньше. Правда, два из них (Троица и Конституция) все равно приходились на воскресенье, но, тем не менее.. И если осторожный подход к празднованию религиозных праздников в атеистической стране еще можно понять (растерянность и неопределенность проступают даже в фразе: "Кроме того, днями отдыха намеч. след. дни.."), то неразбериха с празднованием Дня конституции вообще труднообъяснима..

Ну, что ж, давайте разбираться..


Одним из первых декретов только-только созданного Совета Народных Комиссаров, в качестве временного "рабочего и крестьянского правительства" заменившего свергнутое в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 г. Временное правительство Керенского, был декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Принят он был уже 29 октября (11 ноября) 1917 года..

Статья десятая Декрета гласила (пояснений с названиями праздников в квадратных скобках там не было):

10. В расписание праздников, в кои не полагается работать, включаются обязательно все воскресные и следующие праздничные дни:
1 Января [Новый год], 6 Января [Крещение Господне], 27 Февраля [Низвержение самодержавия], 25 Марта [Благовещение Пресвятой Богородицы], 1 Мая [День Интернационала], 15 Августа [Успение Пресвятой Богородицы], 14 Сентября [Воздвижение Креста Господня], 25 и 26 Декабря [Рождество Христово], пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа.

Примечание 1. Для не-христиан допускается внесение в расписание других праздников, взамен воскресных, сообразно закону их веры; из остальных же упомянутых в сей ст. праздников для них обязательно внесение тех, кои не указаны в следующем примечании.
Примечание 2. По желанию большинства рабочих предприятия или хозяйства или какого-либо его отделения праздничные дни 1 и 6 Января, 15 Августа, 14 Сентября, 26 Декабря, суббота Страстной недели и понедельник Пасхальной недели могут быть заменяемы другими свободными днями.



Декрет, прямо скажем, странноватый (не говоря уже о вывернутой логике изложения), так как для не-христиан, согласно примечаниям 1 и 2, обязательными для празднования становились отчего-то Благовещение, первый день Рождества, второй день праздника Сошествия Св. Духа, а также пятница Страстной недели и вторник Пасхальной недели!?

Всего же праздничных дней по свежеиспеченному декрету набиралось пятнадцать, что относительно календаря России царской уменьшало их количество... на треть! Ибо по установлению закона от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» дней неприсутственных (как они тогда именовались) было аж сорок пять (не поленился посчитать:)




Все даты в декрете Совнаркома давались, разумеется, по юлианскому исчислению, поскольку и вся страна еще по нему жила.. Но недолго. Уже 24 января (6 февраля) 1918 года на заседании СНК был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»:

В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:
1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.




Томский календарик григорианский новый.. Церковь продолжала жить по юлианскому, соответственно и праздники ее даны по старому:



И панорама Томска того же времени.., для колориту)




Следующая регламентация праздненств в новой России была осуществлена 2 декабря 1918 года, когда были приняты правила СНК «О еженедельном отдыхе и праздничных днях», что закрепилось затем в «Кодексе законов о труде», принятом 10 декабря 1918 г.
В приложении к статье 104 раздела «О рабочем времени» там, в частности, говорилось:

7. Производство работы воспрещается в следующие праздничные дни, посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях:

а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 года;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 мая — день Интернационала;
е) 7 ноября — день Пролетарской Революции.

8. Местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного Комиссариата Труда, могут устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными для большинства населения данной местности праздниками, заранее опубликовывая таковые во всеобщее сведение, при том непременном, однако, условии, чтобы такие дни отдыха не оплачивались...



Вот те на! Нереволюционные празднички-то не оплачивались!



Судя по красным датам в этом календаре печатался он еще до декабря 1918, так как нет там ни дня 9 января, ни дня Парижской Коммуны.. Но есть зато уже 7 ноябрядень Пролетарской Революции, отмечание которого было регламентировано специальным постановлением ВЦИК 18 сентября 1918 года «О дне празднования годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».
Календарь григорианский, но православные праздники даны все в параллельном юлианском существовании (ну, как и сейчас, с отставанием в 13 дней). Набор их полностью соответствует вышеизложенному декрету от 29 октября (11 ноября) 1917 года: Крещение, Благовещение, пятница и суббота Страстной недели, Пасха, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Успение, Воздвижение Креста, Рождество. Да и количество их не превышает десяти, как и требовал КЗоТ.


На 1920 год календарик не нашел, но в 1921 году примерно все было то же самое:







Жаль в следующем мелко и плохо видно, а то внизу явно какая-то интересная информация по нерабочим дням:



Но реконструировать удалось тут следующий набор религиозных праздников: Рождество с Собором, Крещение, Благовещение, Пасха с Пасхальным понедельником, Вознесение, Духов день, Преображение, Успение - итого ровно десять требуемых КЗоТом дней.


И в 1922-ом аналогично. Прекрасный, кстати, календарь работы Кустодиева:




30 октября 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде РСФСР, впрочем мало что изменивший относительно интересующего нас вопроса:

XI. Время отдыха
111. Производство работ воспрещается в следующие праздничные дни:
а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 г.;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 мая — день Интернационала;
е) 7 ноября — день Пролетарской Революции;

112. Отделы труда, по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов, устанавливают, помимо указанных в ст. 111 праздничных дней, особые дни отдыха, не свыше десяти в год, согласуя эти дни с местными условиями, составом населения, народными праздниками и т. п...


Тут, вроде бы, ничего не говорится уже про неоплату тех самых дополнительных "особых дней отдыха"!

Однако, мне попался такой вот Сборник 1923 года издания:







Как можно убедиться, ни на какие КЗоТы тут вообще нет ссылок, хотя сборник представляет именно подборку законодательных документов, и все там регламентируется постановлениями 1918-19 еще годов, в том числе и про неоплату.. Как было в реальной практике - не знаю..


Любопытный календарь из адресно-справочной книги "Вся Белоруссия" на 1923 год с указанием основных религиозных праздников преобладающих местных конфессий. Из которых, видимо, и предлагалось выбирать "особые дни отдыха" (не свыше десяти в год) конкретным уже местным "отделам труда, по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов"..



Еще вот на 1923-й календарик такой нашелся, очень мелкий.., но зато авторства Остроумовой-Лебедевой:




30 июля 1923 года Президиум Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), "рассмотрев многочисленные ходатайства профессиональных организаций и групп земледельческого населения православного вероисповедания" (ну, как обычно!:), издал декрет «О ПЕРЕНЕСЕНИИ ДЕСЯТИ ДНЕЙ ОТДЫХА, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАСЕЛЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ по СТ. 112 КОДЕКСА ЗАКОНОВ о ТРУДЕ ИЗДАНИЯ 1922 года СО СТАРОГО на НОВЫЙ СТИЛЬ»:

Установленные Народным Комиссариатом Труда, по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, на основании ст. 112 Кодекса Законов о Труде издания 1922 года дни отдыха, в числе десяти, совпадающие с праздниками населения православного вероисповедания и закрепленные по новому грегорианскому календарю применительно к старому юлианскому календарю, перенести на соответствующие числа нового грегорианского стиля.


Причем перевод православных праздников с юлианского на "грЕгорианский" (устаревшая форма написания) предписывалось сделать не дожидаясь следующего года, а немедленно:

Ближайший день отдыха, совпадающий с праздником "Преображения", прикрепленный к 19-му августа по новому стилю, перенести на 6-е августа того же стиля. Следующий день отдыха, совпадающий с праздником "Успения", прикрепленный к 28-му августа, - перенести на 15-е августа; дни отдыха, совпадающие с праздниками "Рождества Христова", вместо 7-го и 8-го января будущего года перенести на 25-е и 26-е декабря по новому стилю текущего года.
Предоставить Народному Комиссариату Труда, во исполнение настоящего Постановления, опубликовать о таком перемещении дней отдыха на весь год во всеобщее сведение и сделать распоряжение о прекращении печатания календарей с обозначением времени по старому юлианскому стилю.



Что чиновный люд по всей необъятной тут же с рвением и кинулся усердно претворять, даже, видимо, и там, где православные праздники вовсе до того в календарях не значились. Так что уже 14 августа 1923 года ВЦИК должен был разразится специальным декретом "О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПЕРЕНЕСЕНИИ ДЕСЯТИ ДНЕЙ ОТДЫХА НА НОВЫЙ СТИЛЬ":

Упоминаемые в Постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета православные праздники (Преображение, Успение и Рождество Христово) считаются особыми днями отдыха лишь в тех местностях, где согласно ст. 112 Кодекса Законов о Труде издания 1922 года таковые объявлены местной властью.


Тут надо заметить, что декрет этот был не прямолинейным волюнтаристским актом властей, а последовал за двумя событиями в организационной жизни самой православной церкви, как внутрироссийской, так и международной.

5 мая 1923 года на проходившем в Москве с 29 апреля по 9 мая в храме Христа Спасителя Втором Поместном Всероссийском Соборе (Первом обновленческом) был рассмотрен вопрос "О Реформе календаря".
Цитирую протокол этого заседания:

С докладом о реформе календаря выступает митрополит Антонин. Докладчик указывает, что первый Вселенский Собор не устанавливал никакого особого принципа для вычисления религиозных времен. Он просто взял существовавший тогда календарь. В дальнейшем докладчик доказывает возможность безболезненного перехода на Грегорианский календарь и знакомит Собор с правилами астрономического вычисления времени. Оказывается, что в связи с запаздыванием Юлианского календаря, православная церковь нарушила все правила Вселенского Собора и празднует теперь Пасху месяцем позднее, против того, как определил Собор. И потому, говорит докладчик, бросить старый стиль не только не грешно, но даже необходимо. Почин России в этом отношении может иметь международное значение, хотя идея введения Грегорианского календаря уже предвосхищена Финляндией, Эстонией и Грецией. Что касается вопроса о совпадении еврейской пасхи и православной, при условии перехода на Грегорианский календарь, то докладчик в этом не видит ничего страшного, а наоборот, считает это обстоятельство крайне важным для братского единения народов. При совпадении праздников, - говорит митр. Антонин, — у человечества будет хотя бы один день в году, когда все во всём мире будут, соединены одной мыслию: всепрощения, братства и равенства.

В настоящее время в Константинополе заседает православная конференция, под председательством константинопольского патриарха Мелетия и вырабатывает технику перехода на Грегорианский календарь. С своей стороны докладчик предлагает перейти на Грегорианский стиль с 12 Июня текущего года, но, причём для этого он предлагает в воскресение 21 Мая соединить два последующих воскресения и, кроме того, 10 Июня уплотнить два воскресения в одно.

Собор без прений соглашается с докладом митрополита Антонина и выносит соответствующую резолюцию.».



Русская Православная Церковь, мечущаяся тогда в захлопнутой мышеловке, находилась в расколе, и попытки самоопределения служителей ее в создавшейся ситуации простирались от сурового стоического самопожертвования в лоне традиционализма, до неприкрытого властоугодничества. Хватало и романтиков, пропитавшихся неугасшим еще тогда революционным духом обновления всего обветшавшего.
Так или иначе, к моменту проведения Собора обновленцы занимали две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов.. Но нет никакого сомнения, что власть умело играла на этих противоречиях, во многом их подогревая и провоцируя, да и сам обновленческий собор 1923 г. готовился, контролировался и управлялся закулисно структурами ЦК РКП(б) и ГПУ..
Тема эта отдельная, глубокая, и увязнуть в ней можно по уши.. Так что зафиксируем лишь исторические вехи и скажем, что решения этого собора претворены в жизнь не были..


слева направо: Владимир (Красницкий) - «первый протопресвитер всея Руси», Петр (Блинов) - «митрополит Томский и всея Сибири» и Антонин (Грановский) - «митрополит Московский и всея Руси» в кулуарах собора за беседой.


Практически одновременно с обновленческим московским Собором в Константинополе с 10 мая по 8 июня 1923 г. прошло мероприятие, задуманное его организатором, Вселенским Патриархом-реформатором Мелетием IV, чуть ли ни как Всеправославный Собор, собираемый для решения календарного и некоторых других церковных вопросов во имя "усиления вселенского христианского единства", получивший в результате самоназвание «Всеправославного конгресса», но многими за таковой так и не признанный по причине отсутствия на нем представителей доброй половины поместных церквей.

Несколько странно, что в вышецитированном протоколе московского заседания, проходившего 5 мая, о Константинопольском конгрессе говорится, как о событии уже происходящем ("в настоящее время в Константинополе заседает православная конференция.."), тогда как только открытие его произошло пятью днями позже. Но, видимо, важнее тут была не точность датировочная, а важность событийная, повышающая авторитетность собственного решения.

Однако речь на константинопольском конгрессе шла не просто о "выработке техники перехода на Грегорианский календарь", а о составлении календаря нового, свободного от недостатков, как юлианского, так и григорианского стилей.

С проектом нового календаря выступил сербский математик Милутин Миланкович, предложивший считать високосными лишь те столетия, которые делятся на 9 с остатком 2 или 6, что даёт возможность из 900 лет исключить 7 високосных столетий. В григорианском календаре за 400 лет исключаются только 3 столетия. В календаре Миланковича високосными остаются лишь 2000, 2400, 2900, 3300 и 3800 годы. Он точнее григорианского, но совпадает с ним до.. 2800 года!.

К 5-6 июня все обсуждения были закончены и вынесены, в частности, следующие решения:

1. Принять исправленный юлианский календарь Миланковича, и определять сроки празднования Пасхи по астрономическим вычислениям для Иерусалимского меридиана.
2. Поручено Вселенскому Патриархату объявить верующим после обмена мнениями с другими автокефальными Церквами, что православные желают принять в будущем новый календарь, в котором число дней в неделе (т. е. семь) будет сохранено. Однако, если другие Церкви согласятся принять новый календарь, в котором количество дней недели изменится, это мнение может быть изменено. По согласованию с другими Церквами может быть также принято решение о праздновании Пасхи в фиксированный день, соответствующий историческому дню Воскресения Господа, определяемый научным путём.





Принятый календарь получил название новоюлианского. К настоящему времени на него перешло большинство Поместных церквей, за исключением Русской, Грузинской, Сербской и Иерусалимской.
15 октября 1923 года новоюлианский календарь указом патриарха Тихона был было введён для употребления и в Русской Патриархии, однако просуществовало сие нововведение лишь 24 дня, и уже 8 ноября все тот же патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить», что длится и посейчас...


1923 год был примечателен также разработкой и принятием первой конституции вновь образованного государства советских республик.

Как известно 30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР (в составе Грузии, Армении и Азербайджана).
Вот я наглядную схемку выискал, правда уже на конец 1925 года, когда к союзу присоединились еще Туркменская ССР и Узбекская ССР:


(из Краткого справочника административного деления Союза ССР по данным на 1 октября 1925 года. - М., 1925)

Формально конституция новообразованного союза была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года, каковая дата и вошла в историю, как "День принятия Конституции СССР 1924 года". Фактически же уже на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 г. было принято постановление: Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие.

А 3 августа 1923 г. Президиум ЦИК постановил: День принятия Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик - шестое июля - признать днем праздничным на всей территории Союза ССР.

Однако, после постановления II-го съезда Советов СССР от 31 января 1924 г. об утверждении Конституции СССР, принятой 6 июля 1923 г., возникла коллизия с выбором даты празднования, которую разрешили, на мой взгляд, достаточно странно.

ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 1924 года
О ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ПРИНЯТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА (КОНСТИТУЦИИ) СОЮЗА ССР

Во изменение Постановления от 3 августа 1923 г. "О праздновании дня принятия Конституции Союза ССР" (Вестник ЦИК, СНК и СТО, 1923, N 4, ст. 83), Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
День принятия Основного Закона (Конституции) Союза ССР праздновать на всей территории Союза ССР в первое воскресенье июля месяца.



По-видимому решили, что раз в 1924 году (первый год празднования) 6 июля выпало случайно на воскресенье, то пусть это воскресенье и закрепляется!.. заодно и нерабочих праздников будет меньше:) В результате же все это создало невообразимую путаницу, в чем мы наглядно скоро и убедимся..


На 1924 год имеется как раз пара "интернациональных" табель-календарей.



Этот из "Адресно-справочной книги Весь Азербайджан на 1924 год".
Но праздники тут в большинстве (насколько можно судить по "красным" дням, не приходящимся на воскресенье) все те же революционные, да православные: 1 января — Новый Год; 22 января — День 9 января 1905 г.; 12 марта — Низвержение самодержавия; 18 марта — День Парижской Коммуны; 25 марта — Благовещение; 7 апреля — ?; 20 и 21 апреля - Пасха (рассчитанная, если я правильно понимаю, по Григорианской пасхалии?); 1 мая — День Интернационала; 29 мая — Вознесение; 4 июня — ?; 4 августа — ?; 6 августа — Преображение; 15 августа — Успение; 7 ноября — День Пролетарской Революции; 25—26 декабря — Рождество.

В 1920-ом же году календарь независимой Азербайджанской Демократической Республики имел следующий вид:


(из "Адрес-Календаря Азербайджанской Республики на 1920 год")


И украинский еще календарь 1924 г., киевский.. Правда только на первые три месяца, но обращает на себя внимание наличие особого национального праздника 11 марта - День памяти Т. Шевченко:




А вот в календаре из справочника "Вся Одесса на 1924 г." такого праздника нет:




Возвращаясь к Второму съезду Советов СССР, работавшему с 26 января по 2 февраля 1924 г., надо сказать, что собрался он через пять дней после кончины В.И. Ленина, и первые постановления касались увековечивания его памяти, в том числе и об установлении дня траура (от 26 января 1924 года):

Подтвердить Постановление XI Всероссийского Съезда Советов об объявлении 21 января, дня кончины Владимира Ильича Ульянова (Ленина), — днем траура и распространить означенное Постановление на всю территорию Союза Советских Социалистических Республик.


Однако очень скоро день этот стали продлевать и до следующего - 22 января, совмещая с Днем памяти по жертвам 9 января 1905 г... Т.е. 21 января оставался Днем траура по Ленину, но не был выходным, а следующий уже - Днем памяти, и считался нерабочим..
Мне не удалось найти постановление, которое бы регламентировало это совмещение, но фактически его стали делать уже со следующего года (смотри второй сверху в этом посте календарь из справочника "Вся Москва на 1925 год")

Но, опять же, не дружно, а как кому заблагорассудится..

В следующих трех табель-календарях (найдены в сети без атрибутации изданий) совмещение дат присутствует только во втором, тогда как День конституции упрямо празднуется везде 6 июля! Хотя, как мы теперь знаем, такого дня празднования с 1924 года уже не существовало, а было "первое воскресенье июля":










В календарях на 1927 год День конституции предпочитали уже вообще не указывать:




В канун десятилетия Октябрьской революции Президиум ЦИК принял следующее постановление:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 1927 года

О ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ,
И ОБ ОСОБЫХ ДНЯХ ОТДЫХА

Учитывая потребность трудящихся Союза ССР в наиболее полном ознаменовании дней годовщины октябрьской революции и связанных с нею достижений на пути социалистического строительства - Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
1. Годовщина октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, празднуется в течение двух дней - 7 и 8 ноября.
Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР (за исключением тех общественно-необходимых предприятий и учреждений, в которых работа должна производиться беспрерывно).
2. Особые дни отдыха устанавливаются, начиная с 1928 года, в числе семи в год, в порядке, определяемом кодексами законов о труде союзных республик.
3. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагается согласовать законодательство союзных республик с настоящим постановлением.



И на один "революционный" праздник в стране стало больше.. Зато "особых дней" (читай - религиозных) с десяти уменьшилось до семи!





А с 23 апреля следующего года пропорция в пользу праздников революционных изменилась и еще на один:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 1928 года

О ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ДНЮ ИНТЕРНАЦИОНАЛА,
И ОБ ОСОБЫХ ДНЯХ ОТДЫХА

Считаясь с потребностью трудящихся Союза ССР в наиболее полном ознаменовании международного рабочего дня - Интернационала - Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
1. День Интернационала ежегодно, начиная с 1928 года, празднуется в течение двух дней: 1 и 2 мая.
Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР (за исключением тех общественно-необходимых предприятий и учреждений, в которых работа должна производиться беспрерывно).
2. В текущем 1928 году день 2 мая празднуется за счет дня 24 мая (Вознесение) в тех местностях, где день 24 мая был включен в число особых дней отдыха, а в остальных местностях за счет одного из остальных, еще неиспользованных, особых дней отдыха.
3. Во изменение ст. 2 постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 26 октября 1927 года о праздничных днях, посвященных годовщине октябрьской революции, и об особых днях отдыха (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, N 60, ст. 608) установить особые дни отдыха, начиная с 1929 года, в числе шести (а на территории Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики в числе четырех) в порядке, определяемом кодексами законов о труде союзных республик.
4. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагается согласовать законодательство союзных республик с настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление ввести в действие по телеграфу.



В законченном виде все это было подытожено Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928:

ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 111 И 112
КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ Р.С.Ф.С.Р.

На основании статьи 2 Постановления 2 сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета X созыва о порядке изменения кодексов (Собр. Узак., 1923, N 54, ст. 530) Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Статьи 111 и 112 Кодекса Законов о Труде изложить следующим образом:
"111. Производство работ воспрещается в следующие праздничные дни:
а) 1 января - Новый год;
б) 22 января - день 9 января 1905 года;
в) 12 марта - день низвержения самодержавия;
г) 18 марта - день Парижской Коммуны;
д) 1 и 2 мая - день Интернационала;
е) 7 и 8 ноября - годовщина Октябрьской революции".
"112. Отделы труда, по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов, устанавливают, помимо указанных в статье 111 Кодекса Законов о Труде праздничных дней, ежегодно шесть особых дней отдыха, согласуя эти дни с местными национально-бытовыми условиями, составом населения и т.п.".
Примечание к той же (112) статье сохраняется в действующей редакции.
2. Статья 112 Кодекса Законов о Труде в принятой настоящим Постановлением редакции вступает в силу с 1 января 1929 года.


Однако если мы вернемся к календарю, с которого начали, а именно к московскому на 1929 год, то убедимся, что составители его были не очень-то в курсе сих грозных постановлений и преспокойно понаставили там аж девять "особых дней отдыха":)




И в редакции справочника "Вся Украина" работали не намного более информированные товарищи - у них этих дней восемь!:




Впрочем все это имело уже очень мало существенное значение, ибо как приближался 1930-й - год "великого перелома"..
Но об этом уже в следующей "диссертации":))
 

Календарь на 1925 год

И еще одно приложение-иллюстрация все к тому же посту про календари 20-х годов - http://sagittario.livejournal.com/468993.h tml.

Опять из адресно-справочной книги "Вся Одесса", но на этот раз на 1925 год.



Но тут уже в несколько ином разрезе по месяцам информация распределена была.. Руководящие все лица по всем направлениям представлены:







и т.п.


















































 


Вернуться назад