ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Сергей Королев: «Нет преград человеческой мысли»
Сергей Королев: «Нет преград человеческой мысли»12-01-2015, 20:01. Разместил: sasha1959 |
Выдающийся конструктор родился 12 января 1907 года
Фотохроника ТАСС
Родился Сергей Павлович Королев 12 января 1907 года в городе Житомире. Страстным увлечением Сергея было небо, он хотел летать, строить самолеты. Зная о склонностях мальчика, его отчим инженер Григорий Баланин записал Сергея в модельный кружок портового клуба. Мальчик занимался с увлечением, читал статьи об авиации, авиамоделировании и конструировании.
В 1924 году, окончив Одесскую прикладную строительную школу, Сергей поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. Поступая в институт, молодой рабочий-строитель уже смог указать в заявлении: «Мною сконструирован безмоторный самолет оригинальной системы».
Переезд в Москву
Спустя два года учебы в Киеве Королев перевелся в Москву в Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Особенной популярностью пользовались лекции тридцатипятилетнего авиационного конструктора Туполева, который читал студентам механического отделения вводный курс по самолетостроению. Туполев заметил выдающиеся способности Королева и в дальнейшем считал его одним из лучших своих учеников. В мае 1927 года на международной выставке межпланетных аппаратов Сергей впервые познакомился с работами Ф.А. Цандера и брошюрой К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Книги, чертежи, схемы, кустарные модели – все, что демонстрировалось на выставке, задело сознание Королева. Встреча с Циолковским
В августе 1929 года по дороге из Одессы в Москву Сергей решил посетить Циолковского. Встреча с ним сыграла решающую роль в определении жизненного пути Королева.
«Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, – много лет спустя вспоминал Королев. – Раньше я мечтал летать на самолетах собственной конструкции, а после встречи с Циолковским я ушел от него с одной мыслью – строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звездам».
Было очевидно, что авиация того времени, впрочем как и современная, с задачей освоения космоса и межпланетных экспедиций справиться не могла. Решение подсказал Циолковский: единственным средством, которое позволит преодолеть силу земной гравитации, была ракета, и молодой конструктор приступил к ее проектированию. В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Королева «Ракетный полет в стратосфере». В книге описывались различные типы летательных аппаратов, автор убедительно доказывал важность баллистических, то есть бескрылых ракет, а также говорил о необходимости создания в первую очередь совершенно нового реактивного двигателя, на высоте и, возможно, когда-нибудь даже в межпланетном пространстве.
Конструктор баллистических ракет
В августе 1946 года Королев начал работать в подмосковном Калининграде, где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела по их разработке.
Через два года Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдает ее на вооружение.
Начало освоения космоса
В 1955 году Сергей Королев, Мстислав Келдыш, Михаил Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу.
Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций Сергей Королев разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.
Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй – для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий – с целью фотографирования обратной стороны Луны.
В дальнейшем Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).
Первый полет человека в космос
12 апреля 1961 года Сергей Королев снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полет человека – гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Вслед за первым полетом Юрия Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. Опять – скрупулезный анализ влияния условий полета на функционирование организма.
Дальнейшие разработки
Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз». Королев был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники.
http://rostec.ru/news/4515327 Вернуться назад |