ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Герой Советского Союза № 1
Герой Советского Союза № 121-03-2013, 11:28. Разместил: VP |
||||||||||||
На этой неделе замечательному пилоту Ляпидевскому исполнилось бы 105 лет, а асу из асов Покрышкину - 100. Мы решили вспомнить об их подвигах
Завистники всегда чесали языками: мол, Анатолий Ляпидевский - редкий везунчик. На самом деле везение было лишь следствием его умения четко ставить задачи и добиваться их.
Хотя в тот смурной день, 5 марта 1934 года, когда градусник упал до минус 40, пилоту действительно повезло. При шквалистом ветре Ляпидевский сумел посадить тяжелый АНТ-4 на щербатую льдину размером всего 400х50 метров, чтобы вывезти несчастную команду парохода «Челюскин».
До этой счастливой попытки было 29 неудачных вылетов... И перед каждым к самолету надо было продираться сквозь валящий с ног ветер, а потом часами греть моторы, предварительно укутав их оленьими шкурами... А потом лететь практически вслепую - в покрытых густым инеем очках, а под крыльями - сплошное белое безмолвие...
Это везение, что он вместе со своим верным экипажем - вторым летчиком Конкиным, штурманом Петровым и бортмехаником Руковским сумел-таки найти затерянный в глухих льдах лагерь? Их искали многие. Первым нашел и сел Ляпидевский.
После того счастливого, прогремевшего на весь мир полета его называли дамским летчиком. Ведь первыми спасенными были десять женщин с «Челюскина» и две маленькие девочки. Женщин в буквальном смысле грузили в самолет: столько было на них всего надето, что самостоятельно передвигаться они не могли. Их брали за ноги и за руки и аккуратно перемещали в чрево самолета.
Ляпидевский в одночасье стал мировой знаменитостью. В Москве зарубежные спецкоры бегали по редакциям наших газет, пытаясь хоть что-то узнать о новой звезде, - и никто не знал ничего! И только в конторе «Аэрофлота» удалось хоть что-то найти, лишь самые главные строки его биографии.
Летчику Анатолию Ляпидевскому всего 25. Родился в семье сельского учителя на Краснодарщине. Двенадцати лет от роду нанялся батраком. Потом в Ейске работал на маслобойном заводе. А тут - лозунг комсомола: «Молодежь - в небо!». В 21 год окончил школу морских летчиков. Выучился летать хорошо, стал инструктором. Мечтал о военной карьере, но...
Тут с ним произошла какая-то загадочная история, в результате которой он увольняется из военной авиации. Переходит в гражданский «Аэрофлот» - на самый край света: в полярную авиацию.
Поговаривали - виною всему любовная история... Сам же Анатолий Васильевич, когда много позже ему задавали такой вопрос, лишь хитровато щурился... Дамский летчик...
После того героического полета Ляпидевский вместе со всем своим экипажем едва не погиб. В штабе экспедиции по спасению потерпевших крушение в Москве приняли решение перенести базу летчиков поближе к побережью. Это было разумно. Но создавать летную базу там, где для этого нет ничего, дело очень рисковое. Ляпидевскому поручили первым делом перебросить бензин в Ванкарем. Предельно загрузив самолет, Ляпидевский 14 марта вылетел по назначению. Дорога была дальняя, и командир решил пойти более коротким, но весьма чреватым путем.
Минус сорок, экипаж зверски мерз. О тех минутах Ляпидевский оставил запись: «Внезапно слух стеганул посторонний звук... Секунда - и передняя часть радиатора начала ходить, мотор затарахтел, машина тяжело завалилась. Закрыл сектор газа, выключил контакт... Глаза скользят по обширному полю ледяных берегов, отыскивая хотя бы небольшую площадку... Приказываю экипажу уйти в хвост. Можно тянуть на одном моторе, но нет смысла: всюду бугры и заструги...»
Он и на этот раз сумел посадить перегруженную машину. Но повреждения самолета были очень тяжелыми. Теперь сложилась ситуация, когда его самого со товарищи надо было спасать. Сорок два дня летчики восстанавливали самолет, и каждый из тех дней - своя эпопея.
Через месяц Ляпидевскому и еще шестерым героям-летчикам, спасавшим челюскинцев, присвоили звания Героев. Золотых медалей к тому времени еще не полагалось, и только через пять лет все они получили свои «Звезды» - самые первые в СССР.
При поддержке Русского географического общества
Вернуться назад |