В 1936 году в СССР от жары и пожаров умирали тысячами. Но об этом никто не знал
Как показывает история нынешних лесных пожаров, были в России и пострашнее времена [видео]
Юлия СМИРНОВА, Владимир ВОЛОШИН — 14.08.2010
«В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовой кольцо...» Булгаков в мистическом романе «Мастер и Маргарита» словно предрек лето 2010-го... Хотя иногда думаешь: чем больше мы говорим о жаре, тем она нестерпимее. И вот если не замечать ее, не подогревать себя еще и изнутри, то, возможно, не будут так уж страшны эти +33, +35, +38... Кстати, и опыт «счастливого неведения» у России имеется. Ученые, недавно открывшие, что такого ада у нас не было аж 5 тысяч лет, почему-то упорно не замечают одну любопытную дату - июль - август 1936 года. И хотя до 39-градусного кошмара 2010-го 36-й недотянул чуть-чуть (в Москве столбик термометра остановился на отметке 37,2, в Камышине Сталинградской области - 38), но жара мучила страну так же долго. Кстати, это осталось в памяти народной, недаром горячее лето 36-го вспомнил режиссер Никита Михалков - сюжет фильма «Утомленные солнцем» взят именно из пекла конца 30-х.
|
Не случайно, видать, Булгаков в «Мастере и Маргарите» описал пришествие Воланда в Москву на Патриаршии пруды именно в лето 1936 года (кадр из одноименного фильма)... |
|
По данным метеорологов, лето 1936-го обновило сразу семь (!) температурных рекордов.
Начались лесные пожары. Конечно, не такие, как сегодня (тогда даже в лесах порядка было больше, да и тушили, видимо, лучше), но, судя по скупым заметкам из советских газет, тяжелые. Полыхали те же леса, что и сейчас. Особенно горячо было под Свердловском, где дым накрыл город, и в Рязанской области. Но вот что любопытно: советский народ, лишенный кондиционеров, а часто холодильников и вентиляторов, к жаре относился спокойно, с пролетарской сознательностью. То ли народ был покрепче, то ли жара по сравнению с ГУЛАГом была лишь пустяком, но документальных свидетельств народных мучений осталось очень мало. Лишь скупые вырезки из газет, сухо сообщавших, что из-за засушливого лета в лесах участились случаи возгорания. Да пару упоминаний о том, что кое-где рабочие помогли пожарным обуздать стихию. И те ее, слава Сталину, обуздали. Люди тогда жили спокойно, так как мало что знали. Например, что в 1936-м произошла одна из самых страшных трагедий, по количеству жертв превосходившая Чернобыль. Как сгорел многолюдный рязанский поселок Курша-2, рассказывает книга сотрудников Переяславского музея паровозов Артура Берзина и Вадима Миронова «Мещерская магистраль». Авторы издали эту книжку крохотным тиражом (1000 экземпляров) с простой целью: рассказать об узкоколейке, построенной в конце XIX века в Мещерских лесах. Но есть там удивительная глава!
|
...но главная дьявольщина была в том, что о гибели тысяч людей газеты не сказали ни слова. На снимке - братская могила жителей сгоревшего в 1936-м поселка Курши-2. |
|
«...Курша-2 была построена вскоре после революции - как рабочий поселок для освоения огромных запасов леса Центральной Мещеры, - пишут историки. - Поселок рос, к 30-м годам он насчитывал уже больше тысячи жителей... Теперь уже никто не знает, почему в первых числах августа в самом центре Мещерского края, в районе Чаруса, возник очаг пожара. Подгоняемый сильным южным ветром, огонь быстро продвигался на север, превращаясь из низового в самый страшный - верховой пожар. Поначалу угрозы никто не осознавал. Ночью со 2 на 3 августа в Куршу-2 прибыл поезд из порожних сцепов. Поездная бригада, знавшая о пожаре, предлагала вывезти хотя бы женщин и детей - все мужчины давно уже были в лесу на огнезащитных работах. Но диспетчер приказал следовать в тупик для погрузки скопившихся бревен - чтобы «не пропадать народному добру»... Работа эта затянулась почти до подхода фронта пламени, и в Куршу-2 поезд пришел, нагоняемый по пятам лесным пожаром... Людей сажали куда только можно - на паровоз, на буфера и сцепки, сверху на стволы. Места хватило не всем, когда поезд уходил на север, в Туму, его провожали обезумевшими взглядами сотни людей. Драгоценное время было упущено. Когда поезд подошел к мосту через небольшой канал в трех километрах севернее Курши-2, деревянный мост уже горел. Загорелась сначала голова поезда, а затем его хвостовая часть. Люди из последних сил пытались спастись, убежать из этого ада, но пути не было. Обожженные, задохнувшиеся в дыму, они падали там, где застигла их судьба. В трагедии 3 августа 1936 года погибли примерно 1200 человек. Из всего населения Курши-2, поселений на лесосеках, а также личного состава войсковых частей, брошенных на борьбу с огнем, выжили немногим более 20 человек. Часть отсиделась в пруду поселка Курша-2, по колодцам и выгребным ямам, а часть - из остановившегося поезда каким-то чудом сумела пробежать сквозь фронт огня, спасшись на небольшом безлесном бугре». «...Со всей округи сюда набирали добровольцев в похоронные команды, а чтобы выдержать ужас этого пожарища, бочками везли водку. Всех собрали в одну огромную братскую могилу, поставили маленький деревянный обелиск. Вопрос был закрыт». Рязанская научно-историческая организация «Космопоиск» на днях вернулась из экспедиции из мест, где когда-то стоял этот поселок. Вот выдержки из дневника рязанской экспедиции: «На северо-восточной окраине поляны, недалеко от кирпичного фундамента, видимо, бывшего когда-то паровозным депо, находится большая братская могила. Здесь похоронены жертвы забытой ныне трагедии. Количество погибших доселе точно неизвестно, кто упоминает цифру 1200 человек, а кто и 3000. Масштабы трагедии таковы, что для людской памяти в этих краях Курша - это та же война. Кого ни спроси, в любой семье кого-то затронул этот ад».
КСТАТИ Лондонский туман-убийца Трудно, конечно, это назвать утешением, но смог от подмосковных пожаров в этом году, к счастью, недотянул до славы лондонского Великого смога 1952 года. Пять страшных декабрьских дней стали последними для нескольких тысяч человек, которые буквально задохнулись в смоге. Тогда лондонцам сильно не повезло. Начались заморозки, и горожане стали топить свои печи углем, и как раз в это время мэрия заменила трамваи на автобусы с дизельным двигателем. Холодный воздух запер продукты горения в воздухе, и на город опустился смертельный туман. Были отменены концерты, закрыты кинотеатры (зрители просто не видели сцену или экран из-за плотной завесы), но город был спокоен. И только потом, когда медики подвели статистику, выяснилось, что количество смертей среди младенцев, престарелых и страдающих респираторными заболеваниями достигло четырех тысяч человек. Затем еще восемь тысяч человек умерли от отравления в течение месяца. Кстати, именно эти страшные дни стали для англичан хорошим уроком: после Великого смога парламент принял закон «О чистом воздухе». Отравление Лондона стало началом и мирового экологического движения - люди поняли, что трагедии не только убивают, но и учат.
|
Кликните для увеличения |
|
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ РЕКОРДЫ В МОСКВЕ «Жара побила рекорд столетней давности!..» - слышат москвичи чуть ли не каждый день. И уже запутались: сколько ж может быть рекордов? Поясним: метеорологи фиксируют их для каждого дня в году. 14 августа 2010 года сравнивают с 14 августа 2009-го, 2008-го - вплоть до 1879 года, когда начались регулярные метеонаблюдения. Рекордов для отдельных дней за лето уже 20. Два - в июне, 10 - в июле и 8 - в августе (см. график). - Такого не бывало ни разу! - признает главный специалист Московского метеобюро Татьяна Позднякова. - Абсолютный рекорд - это максимальная температура вне зависимости от даты. Он тоже побит! 29 июля воздух раскалился до +38,2 градуса. До сих пор самым жарким был день 7 августа 1920 года: +36,8. Главной же аномалией синоптики считают продолжительность зноя: уже 37 дней градусники не показывают меньше +30! Похожие периоды пекла случались в 1936, 1972 и 2002 годах. Но они были не такими долгими.
Вернуться назад
|