ОКО ПЛАНЕТЫ > Загадки истории > Почему двуглавый орел победил единорога?

Почему двуглавый орел победил единорога?


30-01-2009, 02:17. Разместил: Редактор Al_Magn

 

alt

 

Главная современная эмблема России - двуглавый орел - насчитывает 500 лет. Официальная дата первого использования изображения двуглавого орла в этом качестве - 1497 год. Примерно за 10-20 лет до того, при великом князе Московском Иване III, деде Ивана Грозного, отчеканили после долгого перерыва золотые монеты. Были они двух типов: малые и большие. Большие монеты назывались "корабельниками" - по изображению на них корабля. На другой стороне находился крест, в углах которого распологались четыре единорога. Русский "корабельник" был скопирован с английской монеты, где единорогов не было, а изображались львы. Конечно, факт появления на русской монете единорогов вместо львов явно был не случайным, о чем свидетельствует изменение ранга сторон монеты. У английской главной была сторона с кораблем. У русской ею стала сторона с крестом и единорогами (ее "главность" обусловлена началом на ней монетной надписи).

 

Мотивы, по которым на золотом появились единороги, современным историкам неведомы. Чтобы понять их, решим сначала вопрос: почему на "корабельнике" не отчеканили двуглавых орлов вместо английских львов? Ответ, казалось бы, прост: двуглавый орел тогда еще не стал гербом. Однако такой ответ сразу превращает единорога на "корабельнике" в эмблему, сопоставимую с государственным гербом. Но единорог при Иване III и его сыне Василии III в таком назначении не употреблялся. Поэтому можно предположить, что мотив использования изображения единорогов на "корабельнике" оказался неизвестным современным ученым потому, что был сокровенным.

"Корабельник"
"Корабельник" (XV в.)


Сокровенные знания

Ныне сокровенные знания относят преимущественно к оккультизму: астрологии, гаданиям, магии и прочему. Какая была и есть от них польза и вред? Польза - действительная и мнимая - состояла в определенной способности сокровенных знаний прогнозировать общественные события и природные явления, что было важно как для всего государства, так и для отдельного человека. Огромные средства и интеллектуальные силы затрачиваются сегодня во всем мире на аналитическую и разведывательную работу, чтобы предвидеть развитие политических событий и финансово-экономических процессов. Изучаются и природные явления для предсказания различных катаклизмов глобального характера: извержений вулканов, землетрясений, ураганов и т.п. Только лишь для предсказания событий личной жизни обычного человека ничего хорошего власти не делают. Более того, его неугасающую веру в способность сокровенных знаний заглядывать в завтрашний день власти предержащие стремятся заглушить с помощью церкви и атеистической пропаганды, официальных каналов просвещения: школы, науки, средств массовой информации. В результате сложился стереотип общественного отношения к сокровенным знаниям как суеверным, недостойным серьезного отношения к ним здравомыслящего человека. Поэтому люди избегают заявлять о своем интересе к сокровенным знаниям, хотя и читают соответствующую литературу, а в случае нужды прибегают к услугам гадателей и так называемых народных целителей. Общественный спрос на бытовой оккультизм породил целую индустрию, спекулирующую на нем и поощряющую шарлатанство. Однако, неверно было бы считать, что сокровенные знания - сплошной обман, что в них нет некоего рационального зерна, возможно, еще не познанного человеком. Иначе как объяснить, что, несмотря на постоянное внушение простому человеку мысли о лоэности сокровенных знаний, он продолжает сохранять в них веру?

История показывает, что первоначально, в древности, власти стремились решать проблемы политической и экономической жизни с опорой на сокровенные знания. И делали это тайно (отсюда название "сокровенные", скрываемые знания), чтобы ограничить к ним доступ посторонних людей и конкурентов.

По-видимому, в отдельных странах существовали специальные "волшебные службы" со своими персоналом, документацией, целями и задачами. По мнению ряда авторов, такие службы были вообще характерны для древнего мира.


Была ли колдовская служба?

Для Руси неизвестно существование особого тайного государственного органа, где бы хранилась, обрабатывалась, изучалась и использовалась колдовская информация. Однако, есть большой массив рукописных сборников, содержащих разнообразные тексты тайных знаний в основном с XV века. Как они попали на Русь? Их слишком много, чтобы считать, что они появились в результате деятельности какого-то одного любопытствующего человека. Такой человек не мог быть из простых людей, так как нужны немалые средства и знания для разыскания, отбора и перевода с греческого, латинского, западных и восточных языков многих произведений астролого-колдовского содержания. Такая работа была бы под силу великокняжеской казне и канцелярии. Поэтому можно допустить существование на Руси примерно с XV века государственных структур закрытого характера, в ведение которых входили эти задачи. Часть переведенных и систематизированных текстов могла "уйти" из ведения этой службы и составила пестрый конгломерат сохранившейся астролого-колдовской литературы в списках XV-XVIII веков.

Если на Руси с XV века существовала тайная "колдовская служба", то должны быть следы ее деятельности. Об одном таком следе и говорят указанные древнерусские списки сокровенных текстов. Другим следом может быть появление единорогов на "корабельнике". Это можно обосновать с учетом политических обстоятельств, злободневных для того времени. Одним из них было стремление великих князей Московских доказать свое право именоваться государями "всея Руси". Дело в том, что в результате татаро-монгольского ига многие западные древнерусские территории вошли в состав Великого княжества Литовского. Часть других древнерусских земель, например, Новгородская республика, были независимы от Московии. Среди астролого-колдовских материалов содержались данные о магической обусловленности единства древнерусских земель, которые могли служить сокровенной основой права Московских правителей на титул государя "всея Руси".

Соответствующие тексты опубликованы еще в начале XX столетия выдающимся русским ученым-славистом академиком А.И. Соболевским. Вот несколько примеров:

1. "...Планета, рекомый Крон (т.е. Сатурн), а держит суботу, а стоит над Русью над Новым городом и над Москвою и над Литвою; а домы его - Козий рог и Водолей".

2. "[Сатурн] держит под собою 2 домы, один, в котором он сотворен, то есть каприкорнус (от латинского названия Козерога Capricornus), Козий рог, зимнего прироженья, сухого и студеного".

3. "Пятая планета Крон, держит суботу, а стоит над Русскою землею и над Великим княжеством Литовским и над Новым городом".

4. "[Сатурн] стоит над Русскою над Новгородскою, Московскою и Литовскою сторонами".

Первые две выдержки взяты из статьи "О седми звездах великих, яже ся наричаются планеты, о силе их и о ходу и домех их", входящей в состав Виленского и Холмского сборников XVI века и являющейся переводом с польского. Третья выдержка, по-видимому, есть позднейшее сокращение первой. Четвертая взята из произведения "Книга глаголемая математика, новопреложенная... в Москве в лето... 1664", в котором прослеживается польское языковое влияние.

Следовательно, в XVI-XVII веках на Руси "ходили" астрологические сведения западного происхождения о том, что зодиакальный знак Козерога и его главная планета Сатурн "управляют" территориями Руси, Новгородской республики и Великого княжества Литовского (в состав его входила Украина, Белоруссия и другие древнерусские земли). Значит, знак Козерога и Сатурн выступали своего рода сокровенными свидетельствами магического единства раздробленных древнерусских территорий (до 1478 года Новгород сохранял самостоятельность). Поэтому эти астролого-астрономические факторы (Козерог, Сатурн) могли рассматриваться в качестве сокровенных выразителей единения древнерусских территорий.

Чтобы утвердить свои территориальные притязания, Иван IV Грозный подчеркивал, что великокняжеская (с 1547 года - царская) династия московских Рюриковичей якобы ведет начало от римского императора Августа. Примечательно, что на монетах последнего встречается изображение зодиакльного знака Козерога в виде козлорыбца - козла с рыбьим хвостом. Если бы на "корабельнике" вместо единорогов были отчеканены козлорыбцы, то астрологическая природа такого изображения, как знака Козерога, ни у кого не вызвала бы сомнений. Можно было бы связать появление козлорыбца на монете с идеей единства русских земель, обусловленного общим астрологическим "управителем" Козерогом. Такой вывод усиливался и тем, что на "корабельнике" Иван III именуется государем "всея Руси". Знак Козерога на монете как бы дублировал этот титул, подтверждая его обоснованность сокровенным, астрологическим образом.

Однако, на "корабельнике" были отчеканены не козлорыбцы, а единороги. И этот факт не разрушает, а подтверждает высказанную мысль, потому что на Руси Козерог первоначально изображался не козлорыбцем, а единорогом. Это зафиксировано в Изборнике Святослава 1073 года, где воспроизводятся почти все знаки Зодиака, а Козерог имеет облик единорога. Отождествление единорога со знаком Козерога существовало на Руси, по крайней мере, до XVI века включительно.

Значит, львы были заменены при Иване III на большой золотой монете единорогами потому, что единороги играли роль своеобразного тотема-покровителя объединенной Руси. Незнание современными историками этого факта обуславливается сокровенностью (тайностью) астрологических знаний,к которым допускались лишь люди из верхних эшелонов власти (великий княз, придворные высоких рангов). Поэтому сведения об астрологической природе единорогов на "корабельнике" не получили отражения в материалах, на которых в основном базируются исследования современных ученых.

 

Как "ушел" единорог

Толкование единорога на "корабельнике" Ивана III как символа-объединителя Руси подтвержается дальнейшей историей этой эмблемы. Проблема права на титул государя "всея Руси" обострилась при Иване Грозном. Его дипломатические попытки склонить западных монархов к признанию за ним этого права оборачивались неудачей. Наконец, в 1576 году австрийский император признал Ивана IV государем "всея Руси". Однако папа римский и король польский этому упорно противились. Причем последний категорически настаивал на недопустимости такого признания, как чреватого отторжением земель от Польши. Только во второй половине XVII века, после воссоединения Украины с Россией, вопрос о титуле государя "всея Руси" утратил политическую актуальность.

При Иване Грозном статус эмблемы единорога как символа царской власти возрос. Единорог появился на Малой печати царя. На второй - главной - ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности - своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба.

Печать Ивана IV
Печать Ивана IV Грозного (XVI век). Лицевая и оборотная стороны.

Однако эмблема единорога все же не заняла ведущее положение. На Большой печати Ивана Грозного (1562 г.) и его приемников с обеих сторон изображался двуглавый орел. Единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла главной стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змия. Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах, которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до конца XVII века. Их главная сторона была с орлом, на щите которого изображался единорог. Значит, ранжировка русских государственных эмблем на золотых сохранялась такой: двуглавый орел, единорог, всадник-змееборец. В конце концов змееборец "победил" единорога. Он остается и теперь гербом Москвы, а единорог как государственный символ ушел в небытие.

Иван Грозный - астролог?

Почему же при Иване Грозном усилился статус единорога как государственной эмблемы? Кроме обострения борьбы за титул государя "всея Руси", это можно объяснить и явным интересом Ивана Грозного к астрологии и магии до степени владения элементами этих знаний. Об этом писал английский дипломат Джером Горсей. Опальный придворный, князь Андрей Курбский, сбежавший в Литву, обличал Грозного в том, что он выписывает из-за границы волхов, которые прорицают ему о добрых и злых днях. Одним из царских врачей был с 1570 года вестфалец Элизиус Бомелиус, профессиональный астролог и маг, попавший в русскую летопись под именем "злого волхва Бомелиа". Придворные боялись его, считая, что он их несправедливо оговаривает перед царем в своих прорицаниях. Ужас вселяло умение Бомелиуса насылать смерть на людей в точно указанный царем час. В летописи описывается случай, когда Иван Грозный, наблюдая комету, предрек свою смерть. Умер грозный царь, по свидетельству того же Горсея, в день, точно предсказанный колдунами, которых свезли в Москву для прорицаний.

Скорее всего на Руси не было организованной тайной "колдовской службы", использовавшейся в управлении государством. Но это не значит, что отсутствовали попытки ее создания при том или ином князе или царе, попадавшем под влияние астрологов или магов. Иван III действительно подпал в период чеканки "корабельника" под влияние еретиков-"жидовствующих", усиленно занимавшихся астрологией. Он пригласил некоторых из них из Ровгорода в Москву, где предоставил им видные и почетные посты прототипов главных в стране Кремлевских соборов. В Москве "жидовски мудрствующие" завоевали влияние при дворе, особенно им покровительствовала сноха великого князя. Об астрологических познаниях еретиков сохранилось мало сведений, хотя они могли быть достаточно высокими, о чем свидетельствует приписываемый им перевод астролого-астрономической книги "Шестокрыл". Не исключено, что деятельность еретиков при великокняжеском дворе была также связана с созданием тайной "колдовской службы", но сведений об этом нет. Вероятно, именно от них Иван III мог воспринять идею о единороге как тотеме-объединителе русских земель.

Носителями астрологических знаний на Руси были и придворные врачи. Медицина, преподаваемая в западноевропейских университетах, основывалась на астрологии, без знания которой врач не мог получить диплома. А без университетского диплома иностранца-медика на должность придворного врача в Москву не брали. Кроме лечения, в обязанности врачей-иностранцев входило написание медицинских произведений, различных заключений и отчетов, в том числе астрологического характера. Поэтому именно врачи, владевшие астрологией и магией, могли быть основной "ударной силой" в организации тайной "колдовской службы" при дворах русских великих князей и царей.

Одной из причин, по которой деятельность на Руси секретной "колдовской службы" была затруднительна, можно считать непримиримую враждебность православной церкви к астрологии, магии и различным видам гаданий и колдовства. Почти с начала христианизации страны стало производиться деление произведений на разрешенные к чтению христианами и запрещенные ("отреченные"). Основу перечней "отреченных" книг составляли сочинения по астрологии и магии. Церковь чинила расправы с еретиками, отдавшими дань "сокровенным" знаниям. И, Иван III, симпатизировавший еретикам, в конце жизни под влиянием церкви, осудивший еретиков на соборе, отказался их поддерживать. Были также обречены на церковное осуждение, а следовательно, и неудачу, все другие начинания, имевшие опору в астрологии и магии. Очевидно, по этой причине не мог утвердиться и единорог в качестве государственного символа. Его возвышение при Иване III в качестве эмблемы на "корабельнике" и Иване IV в качестве почти равноправного двуглавому орлу изображения на Малой государственной печати - всего лишь эпизоды, обусловленные "прорывами" астрологии и магии в монаршие верхи. Обычно же церковь держала все дела, связанные с идеологией, под контролем. Поэтому как деятельность тайной "колдовской службы", так и введении государственного герба на Руси в виде единорога как изображения Козерога были обречены на неудачу.

(По материалам статьи Р. Симонова "Почему двуглавый орел победил единорога?"
в журнале "Чудеса и приключения"
, №6/1998)

 

Источник здесь


Вернуться назад