25 декабря 1991 года над Кремлём был спущен флаг СССР. Великое государство прекратило своё существование. Какие уроки извлечены из гибели Советского Союза? Нужно ли расследовать катастрофу 90-х и наказывать тех, кто повинен в развале страны?
Размышляет известный политолог, директор Института политических исследований, член Общественной палаты Сергей МАРКОВ:
– Необходимо осмыслить не только распад СССР, но и трагедию 90-х. Если распад СССР – срыв «сверху» модернизации, то последующие годы прошлого века – не восстановление после распада, а продолжение периода государственного разрушения, а также холодной гражданской войны. Не зря ведь моральный и материальный ущерб, нанесённый населению в 90-е, сравнивают со сталинскими репрессиями. Это нерождённые дети, раньше времени умершие пенсионеры, десятки тысяч погибших в бандитских разборках. Только из-за крушения перспектив, надежд в этот период покончили жизнь самоубийством тысячи офицеров, по приблизительным подсчетам – полторы дивизии.
Распад СССР – чудовищная трагедия. Поэтому причины, обстоятельства, механизмы – все факты случившегося надо расследовать на уровне общественно-парламентской комиссии, в которую стоило бы включить представителей бывших советских республик.
Это нужно не для того, чтобы вынести приговоры, чтобы кто-то боялся. Никаких приговоров, даже политических, быть не должно. Казнить никого не будем. Главное – выявление всех обстоятельств дела, всех фактов, которые обязательно должны быть известны общественности.
Нельзя мазать СССР чёрной краской, повторять про тоталитаризм и застой. Были провалы, но успехов – больше. Изменилось качество жизни. Люди стали переезжать из бараков и коммуналок в отдельные квартиры. В рамках брежневской модернизации активизировалась внешняя политика, началось создание новой экономики и формирование среднего класса, было раскрепощение идей и огромный творческий взлёт.
Одна из причин распада СССР, на мой взгляд, – тот самый бурный экономический рост, за которым последовал кризис. Появившийся средний класс требовал свободы. Советская система не в состоянии была эту свободу дать. Ситуацию осложнило крушение авторитарной модернизации «сверху». Почему? Потому что не было плана, отсутствовала стратегия. Такие науки, как политология, социология, экономика развивались очень слабо. В итоге советское руководство не знало того сложного социального организма, которым управляло. За потерями в интеллектуальной сфере пошли идеологические поражения. Страна стала утрачивать суверенитет. Урок: если хотим модернизацию «сверху», нужна чёткая стратегия развития.
Другой, одной из ключевых причин распада СССР стало отсутствие у населения политического опыта. Избрание президента России было ошибкой. Люди наивно верили Ельцину, а тот – американским советникам.
Горбачёв и его команда, в свою очередь, не понимали важности легитимности политических институтов. Тоже грубо ошиблись. Выбор нужно было делать не в пользу рейтингов, а в пользу легитимности. Пойди Горбачёв на всеобщие выборы президента СССР, он имел бы высшую легитимность – и была бы совсем другая история.
Правда, этот урок усвоен. Нынешнее руководство страны придаёт самое серьёзное значение легитимности политических процессов.
Вернуться назад
|