ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > На бивне сибирского мамонта нашли самые ранние рисунки боевых верблюдов

На бивне сибирского мамонта нашли самые ранние рисунки боевых верблюдов


13-07-2020, 11:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

 

На бивне сибирского мамонта нашли самые ранние рисунки боевых верблюдов Фото из открытых источников

По словам исследователей, гравюры с боевыми верблюдами, найденными на 13 000-летних бивнях мамонтов в Сибири, являются самыми ранними из известных рисунков животного, когда-либо найденных в Азии. Команда из Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории в России изучила бивень, найденный в нижнем течении реки Томь в Западной Сибири.

 

По словам автора исследования Юрия Есина, бивень длиной полтора метра также включал в себя гравировку антропоморфного изображения, на котором мог быть изображен человек в маске верблюда. Команда ученых объяснила, что это могло быть способом показать то, что охотники одеваются как верблюды, чтобы приблизиться к животным и убить или поймать их.  

 

Среди офортов были изображения верблюдов, находящихся в бою, которые могут представлять начало брачного сезона и жизненно важный этап в круговороте человеческого сообщества. 

 

Верблюды, изображенные на бивне, соответствуют изображениям верблюдов, нарисованных в пещерах примерно в то же время - самая старая из известных картин была из пещеры Каповой в Уральских горах, датируемой около 19 000 лет. Разница между ними заключается в том, что это показывает, что верблюды «сражаются» от шеи к шее, а у одной пары есть стрелы и раны, свидетельствующие о том, что на них охотились люди.

 

«Сравнительный анализ стилистических особенностей фигур верблюдов показывает, что они соответствуют возрасту самого бивня, что делает их в настоящее время самыми древними изображениями верблюдов в Азии», - пишут авторы.

 

Открытие гравюр в этом регионе согласуется с теорией мобильных групп населения, перемещающихся в Западную Сибирь в позднем верхнем палеолите. Офорты могли быть разработаны, чтобы показать, насколько важны бои на верблюдах и охота для культуры сообщества, создавшего произведения искусства.

 

 

По словам Есина, эта охота могла быть сезонной, и, вероятно, драки происходили в начале брачного сезона. Он предположил, что бои, возможно, отметили жизненно важную точку в годовом цикле для человеческого сообщества, живущего вокруг верблюдов.

 

При этом, в реке Томь было найдено не так много верблюжьих костей, которые были обнаружены в период между 30 000 и 55 000 лет назад. Есть некоторые, которые датируются временем бивня, около 13 000 лет назад, но они были найдены гораздо дальше - за сотни миль от реки. По словам ученых, это может означать то, что сообщество было кочевым. 

 

«Человек, замаскированный под верблюда», вероятно, был примером того, как охотники могут «подкрасться» к животным и облегчить их убийство.

 

Этот бивень был впервые обнаружен в 1988 году во время строительства, но оставался неизученным, пока Есин и его коллеги не начали свое расследование. Он сказал, что очень мало известно о древних людях, живущих в этом районе Сибири, но есть свидетельства, что они охотились на мамонтов, а теперь стало ясно, что они также охотились и на верблюдов.  

 

Эксперты также отметили, что исследование бивня оказалось нелегкой задачей, поскольку он уже начал ломаться. Кроме того, ученые пояснили, что сами фактические гравюры отличаются от других обнаруженных. «Гравюры на бивне с реки Томь имеют особые особенности, которые затрудняют их документирование», - сказал Есин. «У них очень тонкие и мелкие линии, которые делают их едва заметными и утомительными для отслеживания, а гравюры находятся на поверхности круглого, длинного, изогнутого и тяжелого объекта».

 

Это означает, что бивень нужно повернуть, чтобы распознать то, что было нарисовано, - но его плохое состояние делало это трудным, так как он уже рассыпался на части. Ученые сделали серию снимков, включая макрофотографии гравюр, чтобы определить, как они могли быть созданы.

 

«Гравюры создавались с помощью очень острого режущего инструмента, который, в зависимости от величины приложенного давления, мог давать линию толщиной около 0,1–0,15 мм или даже меньше», - сказал Есин.

 

Всего же на поверхности бивня они обнаружили четыре изображения двугорбых верблюдов, изображенных в том же стиле и с использованием аналогичных методов и инструментов. Все верблюды изображены только с двумя ногами. Нижние концы контуров стопы в большинстве случаев не связаны между собой. У верблюдов есть участки из толстого меха, торчащие из верхних частей их передних ног, животов, под шеями, у основания горбов (между передним горбом и шеей, задним горбом и крупом) и на их лбах. Ученые отметили, что в целом фигуры животных вполне реалистичны и демонстрируют хорошее знание предмета. Они сказали, что могли также обнаружить признаки стрел и ран на телах верблюда, включая параллельные линии близко друг к другу, которые могли показать кровотечение. 

 

«Подобные изображения верблюдов, встречающихся друг с другом, довольно часто встречаются в искусстве разных культур эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья в Южной Сибири и Центральной Азии», - сказал Есин.

 

Это говорит о том, что эта композиция передает незабываемую и важную природную характеристику поведения верблюда - включая борьбу двух мужских особей. При этом было отмечено, что сходство некоторых стилистических особенностей и содержания, которые можно увидеть на изображениях на этом бивне и в европейском искусстве верхнего палеолита, очень важно.

 

Это говорит о том, что причиной сходства являются не только эпохальные черты человеческой культуры, но и то, что некоторые традиции были унаследованы в пространстве и времени. Поэтому и этот бивень демонстрирует, что гравировка на разных материалах была важной частью культурной традиции в верхнем палеолите. «В этом случае стилистические приемы могут быть объединены и переданы из поколения в поколение как особая часть трудовых навыков», - пояснил Есин.

 


Вернуться назад