ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни


8-05-2019, 13:59. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни

Поражение Французских колониальных войск во Вьетнаме в битве при Дьенбьенфу открыло путь для принятия мирного плана, который мог привести к прекращению войны на вьетнамских землях. Согласно этому плану, враждующие стороны (Вьетнамская народная армия, подчиняющаяся правительству в Ханое, и французские силы) должны были быть разведены, страна должна была быть демилитаризована, а в 1956 году и на севере, и на юге должны были пройти выборы, которые и определили бы будущее Вьетнама.

Всё это было зафиксировано в решениях Женевской конференции 1954 года, целью которой было добиться мира на Корейском полуострове и в Индокитае.


Но в 1955 году на юге, в нарушение этих решений была провозглашена республика Вьетнам, со столицей в Сайгоне, во главе с Нго Динь Зьемом. Последний, имея сначала серьёзный кредит доверия от населения, очень быстро трансформировал политическую власть в стране в режим ничем не ограниченной личной диктатуры. Естественно, что никаких выборов в 1956 году не произошло.

США, имевшие давние планы закрепиться в Индокитае и стремившиеся задушить местные освободительные движения левацкого толка, не подписали Женевские соглашения (хотя были участником конференции), и подержали диктатора Нго Динь Зьема. Таким образом, южновьетнамский режим практически с самого начала потерял легитимность. В дальнейшем, удерживаться у власти южновьетнамским правителям удавалось только на американских штыках. Это был откровенно уродливый режим, проводивший массовые принудительные переселения граждан, стремившийся к насаждению католицизма среди вьетнамских буддистов, очень жестокий с одной стороны, но крайне неэффективный и беспомощный в управлении государством с другой, несамостоятельный во внешней и оборонной сфере и предельно коррумпированный.

Нго Динь Зьему пришлось с самого начала вести борьбу с политическими противниками, стремившимися к перехвату власти, и с коммунистами, возобновившими вооружённую борьбу за объединение Вьетнама после узурпации Нго Динь Дьемом власти на юге. В ответ, на население южного Вьетнама обрушились довольно серьёзные репрессии – за считанные годы количество убитых политических противников президента подошло к двадцати тысячам человек, из которых больше половины были коммунисты. Две попытки переворота против диктатора оказались неудачными, но в ходе третьей, в 1963 году, он был всё-таки убит. Надо сказать, что к его убийству приложили руку и американцы, знавшие о планируемом перевороте и не попытавшиеся его предотвратить. Скорее всего дело было в том, что методы Нго Динь Дьема были настолько жестокими, что от них «воротило» даже не страдающих гуманизмом американцев.

Задолго до этого, в январе 1959 года, под давлением активистов будущего Вьетконга, которые несли огромные потери от рук секретной полиции Южного Вьетнама, ЦК Партии трудящихся Вьетнама в Ханое принял решение о резком усилении помощи южновьетнамским коммунистам и переходе к объединению страны в единое государство с помощью силы. Конечно, Ханой и раньше поддерживал левых повстанцев, но теперь это предстояло делать в совсем других масштабах.

Вьетнам представляет собой узкую полоску суши, тянущуюся вдоль морского берега, и только севернее Ханоя его территория расширяется, занимая обширный горный массив, граничащий с Китаем. В годы разделения, демилитаризованная зона надёжно разрезала страну пополам, и о том, чтобы доставлять через неё какие-то припасы для партизан не было и речи.

Существовали, однако, два обходных пути. Первый – контрабандой по морю. Было сразу понятно, что в ходе большой войны он будет перерезан – и с приходом американцев это так и случилось. Второй – через территорию Лаоса, где тогда шла гражданская война между монархическим проамериканским правительством с одной стороны, и левыми движениями, выступавшими совместно как силы Патет Лао. Патет Лао, воевали в тесном взаимодействии с Вьетнамской народной армией и правительство Вьетнама имело на них серьёзное влияние. Восточный Лаос, будучи малонаселённой и малопроходимой территорией, представлялся идеальным местом для переброски ресурсов для ведения войны с севера Вьетнама на юг.

Караваны с оружием, припасами и даже людьми через эту территорию шли много лет, ещё при французах, но это носило вялотекущий характер — люди несли грузы на руках, везли на лодках и вьючных животных, крайне редко на одиночных машинах (часть маршрута), количество их было небольшим. Американцы тоже вели довольно вялые операции против этого маршрута, в основном силами своих наёмников, из народа Хмонг, вяло поддерживаемых (в части действий против Вьетнамских коммуникаций) королевскими войсками Лаоса и американскими пилотами-наёмниками из «Air America». Всё это было несерьёзно, но после января 1959 года обстановка начала меняться.

Поначалу резкую интенсификацию поставок обеспечили на морском маршруте – именно морем пошёл основной поток оружия, боеприпасов и разного род спец.средств для повстанцев юга. Это был очень эффективный маршрут. Но на разного рода судёнышках и джонках нельзя было спрятать массу людей, а после январского решения на юг понадобилось перебрасывать и дополнительных бойцов. И вот для этого вьетнамцы и решили повторно «активировать» и расширить лаосский маршрут.

Вскоре после решения ЦК ПТВ о расширении партизанской войны на юге, в составе Вьетнамской народной армии было сформировано новое транспортное подразделение – 559-я транспортная группа под командованием полковника Во Бама. Сначала, эта группа имела численность в буквально пару батальонов, и имела на вооружении небольшое количество грузовиков, а основным её грузовым средством были велосипеды. Но уже в том же 1959-м году в её состав уже входили два транспортных полка – 70-й и 71-й, и количество автомобилей в ней начало расти. Во Бам вскоре получил звание генерала, а командование группы стало координировать не только перевозки, но и строительные работы по совершенствованию дорожной сети на лаосском маршруте. К концу года в двух её полках было уже 6000 бойцов, не считая набранных на работы гражданских строителей и частей охраны.

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 1







Сначала велосипеды, потом автомобили, чуть погодя — дороги. Сначала узкие... "Тропа" непрерывно развивалась.


К моменту открытого вступления в войну американцев 559-я группа, которой к тому времени командовал генерал Фан Трон Ту, имела в своём составе почти 24000 человек, в её состав входили шесть автомобильных батальонов, два транспортных велосипедных батальона, лодочный транспортный батальон, восемь инженерно-сапёрных батальонов и 45 отрядов тылового обеспечения, обслуживавших перевалочные базы на маршрутах.

К тому времени вместе с тропками по склонам гор и речными маршрутами транспортная группа обеспечила строительство нескольких сотен километров автомобильных дорог, частью покрытых гравием или выполненных в виде гатей. Группа также строила мосты, перевалочные базы и склады, пункты отдыха для личного состава транспортных подразделений, ремонтные мастерские, госпитали, схроны и бункеры и осуществляла не только доставку людей и грузов на юг, но и доставку строительных материалов для дальнейшего расширения коммуникаций. К середине 1965 года это был уже не маршрут – это было огромная логистическая система из множества маршрутов, доставлявшая воюющим на юге отрядам Вьетконга сотни тонн грузов в день – каждый день. И тысячи бойцов каждый год. И это было только начало.




Техника на тропе. Обращаем внимание на экипировку солдат.


Вьетнамцы действовали крайне оригинально. Так, часть припасов доставлялась путём их упаковки в герметичные бочки и банального сброса этих бочек в реки. Ниже по течению, на перевалочной базе, реки были перегорожены сетями, а на берегу были построены импровизированные краны с длинными стрелами и канатами, чтобы доставать бочки из воды. В 1969 году американцы выяснили, что вьетнамцы построили через территорию Лаоса топливопровод, через который поступали бензин, дизельное топливо и керосин, прокачивавшиеся через одну и ту же трубу в разное время. Чуть позже обнаружилось присутствие на «тропе» 592-го трубопроводного полка Вьетнамской народной армии, а уже в 1970 году таких трубопроводов стало шесть.

Со временем, вьетнамцы, непрерывно расширявшие «тропу», смогли покрыть существенную часть автодорог асфальтом и сделать их функционирование независящим от сезона и дождей. Вьетнамские военные строители прокладывали мосты ниже зеркала воды на реках, чтобы скрыть эти переправы от авиаразведки США. Уже в 1965-м количество грузовиков, непрерывно находившихся в движении на «тропе» составляло примерно 90 машин, и в дальнейшем только росло.

К тому времени у вьетнамцев этот транспортный коридор получил своё традиционное с тех пор название «Стратегический маршрут снабжения Труонг Сон», по названию горной гряды.


Строительство дороги на "тропе".


Дорога между воронками от бомб.


Но в мировой истории этот маршрут остался под своим американским названием: «Тропа Хо Ши Мина».



Схема "тропы". Отдельным цветом выделена сеть, созданная в Камбодже. "Тропа Сиханука"


Американцы аккуратно пытались вести целевой саботаж работы «Тропы» многие годы, но после открытого вмешательства США во Вьетнамскую войну, прятаться стало бессмысленно и США начали серию военных операций, направленных на разрушение этого маршрута.

14 сентября 1964 года США начали против «Тропы» воздушную наступательную операцию «Barrel Roll» («Поворот ствола»). Так началась самая жестокая кампания бомбардировок в человеческой истории. В течение следующих без малого девяти лет, США будут наносить по «Тропе» бомбовый удар каждые семь минут. Каждый час, каждый день, до весны 1973 года. Это приведёт к массовой гибели не только военных Вьетнамской народной армии, но и гражданских лиц. На «Тропу», особенно на её части на Вьетнамской территории будет сброшено столько бомб, что они в некоторых местах изменят рельеф местности. И даже сорок лет спустя джунгли вокруг «Тропы» всё ещё переполнены неразорвавшимися бомбами и сброшенными подвесными топливными баками.

Но начиналось всё скромно.

Лаос, по территории которого американцам предстояло наносить свои удары, формально был нейтральным по отношению к Вьетнамскому конфликту. И чтобы не создавать политических осложнений, США должны были бомбить объекты «Тропы» тайно. С другой стороны, вытянутая форма территории Вьетнама делала боевые вылеты в северную часть тропы с Вьетнамской территории делом довольно трудным.

Поэтому США задействовали свои авиационные силы с авиабазы Нахом Паном в Тайланде, откуда им было максимально удобно достигать целей в Лаосе и где было обеспечено безопасное базирование. Некоторое время ушло на утрясание формальностей со старым королём Лаоса, и вскоре «Скайрейдеры» очередных «Воздушных коммандос» начали свои атаки. Как обычно, без опознавательных знаков.


А-1 "Скайрейдер" на базе в Тайланде


Первыми американскими подразделениями, нанёсшими удары по «тропе» были 602-я и 606-я эскадрильи специальных операций, вооружённые самолётами А-1 Skyraider, AT-28 Trojan и транспортниками C-47. Операция замышлялась бессрочной. По факту она продлилась до конца войны и покрывала территорию на северо-востоке Лаоса. Именно там всё выполнялось в секрете, без опознавательных знаков, на старых самолётах.


Учебно-боевой АТ-28 "Троян"


Но это была не единственная операция. Схема ниже показывает зоны на территории Лаоса, в которых происходили другие. И если операция «Barrel Roll» в целях секретности была возложена на эскадрильи специальных операций, то «Steel Tiger» и «Tiger Hound», были поручены линейным частям ВВС. Отчасти это было обусловлено тем, что зоны проведения операций «Steel Tiger» и «Tiger Hound» не граничили с Северным Вьетнамом, и там можно было действовать свободнее. Так или иначе, но над южными районами «тропы» американская авиация вела себя по-хозяйски, и только на севере осторожничала, прячась за «анонимными» авиаударами, наносимыми самолётами без опознавательных знаков.


Зоны проведения воздушных операций против "тропы".


Сначала бомбардировки имели несколько бессистемный характер. Американцы бомбили всё, что по их мнению относилось к «Тропе» — без разбора. Это касалось и населённых пунктов, находившихся рядом. Подвергались массированным ударам переправы на реках, участки дорог, которые могли бы быть блокированы завалами, возникшими при бомбовом ударе, и, конечно, грузовики.

Очень скоро наступило разделение труда. ВВС и ВМС со своими реактивными самолётами, стали работать по принципу «бомбить всё, что шевелится», и уничтожать выявленные объекты инфраструктуры «Тропы», то лётчики эскадрилий специального назначения ВВС на поршневых самолётах стали специализироваться на отстреле грузовиков, которые после середины 60-х уже были основным средством доставки всего необходимого Вьетконгу.


F-100. Такие самолёты были главной рабочей лошадкой ВВС США во Вьетнаме. В составе авиагруппы "Мисти" такие самолёты бомбили и тропу.


Последние, конечно, атаковались и другими самолётами, при обнаружении, но принципиальная охота на грузовики стала задачей специальных частей ВВС. Они же специализировались на ночных атаках – самолёт передового наведения, лёгкая «Цессна» обычно сбрасывал сигнальную ракету на землю, и от неё пилот-авианаводчик давал направление на цель и дальность до неё. Экипажи ударных самолётов, используя сигнальную ракету как ориентир, атаковали цели в темноте — и как правило успешно.


"Цессны" О-2А передового авианаведения в Тайланде.


Этапным для борьбы за пресечение поставок с севера стал 1965 год. Именно в этом году ВМС США пресекли морской трафик, после чего «тропа» стала единственной артерией партизан на юге. И именно в этом году на «тропе» появилась американская войсковая разведка – MACV-SOG (англ. Military Assistance Command, Vietnam — Studies and Observations Group, букв. «Командование по оказанию военной помощи Вьетнаму — группа исследований и наблюдений»). Хорошо натренированный спецназ, опиравшийся на участие в своих разведывательных выходах вьетнамцев и нац.меншинств, обеспечил американские войска массой разведданных о том, что происходит на «Тропе» реально и дал возможность авиации работать точнее и наносить Вьетнаму большие, чем раньше потери. Впоследствии эти подразделения вели не только разведпоиск, но и захват пленных, и вполне успешно.

Количество боевых вылетов по «тропе» тоже непрерывно росло. Оно начиналось с двадцати в сутки, к концу 1965 составляло уже тысячу в месяц, а спустя несколько лет стабильно колебалось около отметок 10-13 тысяч вылетов в месяц. Иногда это могло выглядеть как рейд 10-12 бомбардировщиков B-52 Stratofortress, которые разом вываливали на предположительно важные места «Тропы» по 1000 с лишним бомб. Часто это была непрерывная многочасовая бомбёжка самолётами с разных авиабаз. Доходило до того, что пилоты, бомбящие «тропу» опасались столкнуться в воздухе со своими же самолётами – так их могло быть много. Но это будет несколько позже.

В 1966 году, над тропой появились А-26K Counter Invader – глубоко переделанный и осовремененный поршневый бомбардировщик В-26 Invader времён ВМВ и Войны в Корее. Эти машины были кардинально перестроены из обычных В-26, эксплуатация которых в ВВС была запрещена после ряда разрушений крыльев самолётов в полёте (включая одно с гибелью экипажа). Так как Тайланд запрещал базирование бомбардировщиков на своей территории, то их переклассифицировали в штурмовики, заменив букву В в названии (от англ. Bomber) на А, производную от слова Attack и траиционную для всех штурмовиков ВВС и ВМС США после Второй Мировой войны.


А-26К в Тайланде.


Самолёты были переоборудованы компанией On Mark Engineering:

После анализа требований ВВС инженеры On Mark предложили следующие главные модификации планера B-26: полное переизготовление фюзеляжа и хвостового оперения, руль направления увеличенной площади для улучшения управляемости самолета при полете на одном двигателе, усиление от корневой части крыла до законцовки оригинальных алюминиевых лонжеронов крыла стальными накладками, установка 18-цилиндровых двухрядных звездообразных двигателей воздушного охлаждения с системой впрыска водно-метаноловой смеси Pratt&Whitney R-2800-103W взлетной мощностью 2500 л.с. Двигатели вращали полностью реверсируемые автоматические флюгируемые трехлопастные воздушные винты большего диаметра. Самолет оснастили двойными органами управления с установленной с правой стороны станцией бомбардира, антиобледенительной системой крыльев и карбюраторов двигателей, противообледенительной системой и стеклоочистителем ветрового стекла кабины, усиленными тормозами с антиблокировочной системой, системой отопления мощностью 100000 BTU (BTU — британская тепловая единица). Претерпели некоторые изменения конструкция приборной панели, а сами приборы заменили на более совершенные. В панели на правой стороне кабины была установлена новая аппаратура. На самолете установили систему пожаротушения, восемь подкрыльных точек подвески (специально разработанных для первого прототипа YB-26K), топливные баки на законцовках крыла емкостью по 165 американских галлонов с системой быстрого аварийного слива топлива.
Специально были разработаны быстросменные стеклянная носовая часть и носовая часть с восемью 12,7-мм пулеметами. Надфюзеляжная и подфюзеляжная защитные турельные установки были сняты. Кроме перечисленного на самолете установили полный комплект бортовой электроники (HF (high frequency — высокочастотная), VHF (very high frequenc — сверхвысокочастотная), UHF (ultrahigh frequency — ультравысокочастотная), коммуникации селекторной связи, навигационную систему VOR, низкочастотный автоматический радиопеленгатор LF/ADF, систему "слепой" посадки ILS (instrument landing system — посадка по приборам), радионавигационную систему TACAN, систему IFF (Identification Friend or Foe — радиолокационная система опознавания самолетов и кораблей "свой-чужой") кодер и радиомаркер), два 300-амперных генератора постоянного тока и два обратных преобразователя мощностью по 2500 вольт-ампер. Была предусмотрена возможность установки сложного фотооборудования для выполнения разведывательных полетов.


А-26К оказались самыми лучшими «Охотниками на грузовики» в первой половине войны. К концу 1966 года на счету этих самолётов, которые тоже летали с базы Нахом Паном было 99 уничтоженных грузовиков с предметами снабжения или бойцами. Надо понимать, что и другие американские самолёты тоже имели свою статистику.

К концу 1966 «роли» авиации разделились окончательно. Реактивные истребители-бомбардировщики уничтожали объекты инфраструктуры на «тропе», при возможности атакуя и грузовики. Тихоходные поршневые штурмовики в основном охотились на автомобили. Разведку обеспечивали спецподразделения и самолёты передового авианаведения-легкомоторные «Цессны».

Однако, несмотря на непрерывное увеличение американских сил, действующих против «тропы», она только росла. ЦРУ непрерывно сообщало о росте числа задействованных грузовиков, и самое главное – автодорог с покрытием. Последнее было самым важным – во время сезона дождей перевозки на грузовиках становились крайне сложными и часто невозможными, в результате поток материалов на юг ослабевал. Строительство вьетнамцами дорог с твёрдым покрытием снимало эту проблему.

В 1967 году, в конце марта, бывший командующий американскими войсками во Вьетнаме, а на тот момент уже председатель ОКНШ генерал Уильям Уэстморленд направил министру обороны Роберту Макнамаре запрос на увеличение численности американских войск во Вьетнаме на 200 000 солдат и офицеров, с доведением общей численности группировки до 672000 человек. Чуть позже, 29 апреля, генерал направил Макнамаре меморандум, в котором указывал, что новые войска (предполагалась мобилизация резервистов) должны будут быть использованы для военной экспансии в Лаос, Камбоджу и Северный Вьетнам. Также в меморандуме было требование начать минирование северовьетнамских портов.

Фактически Уэстморленд хотел использовать новые войска для разрушения логистической сети вьетнамцев в Лаосе.

Но этого не произошло. Потом, конечно и численность войск пришлось увеличить, пусть и не до такой величины (но почти до той, которую Уэстморленд считал минимальной для той войны) и минировать пришлось, но самого главного – вторжения в соседние страны с целью разрушения «тропы» сделано не было.

Теперь у американцев не оставалось никакого выхода, кроме продолжения воздушной войны. Но старые рецепты не работали – потери не заставляли вьетнамцев остановить перевозки по «тропе». Не удавалось и пресечь дорожное строительство. Более того, «тропа» экспансировала на территорию Камбоджи.

В 1968 год, параллельно с бомбардировками ВВС США приступили к выполнению «Проекта Попай» — рассыпке с самолётов реактивов, которые приводили к дополнительному образованию дождевых облаков. Американцы планировали увеличить продолжительность сезона дождей и сорвать перевозки по «тропе». Первые 65 операций по рассыпке реактивов дали реальный результат – дождей действительно стало больше. В дальнейшем, американцы вели рассыпку реактивов почти до конца войны.

Вторым необычным проектом стал проект химического смывания троп и дорожек, по которым шёл поток добровольцев и оружия.

Для этого также предназначался специальный реактив, напоминающий после смешения с водой мыло – и разлагающий уплотнённый грунт дорог и тропинок также, как мыло растворяет грязь. 17 августа 1968 тройка самолётов С-130 из состава 41-го транспортного авиакрыла ВВС начала полёты с авиабаз в Таиланде и вести рассыпку порошкового состава. Первоначальный эффект был многообещающий – размывать дороги и превращать их в реки из грязи у состава получилось. Но, только после дождя, что серьёзно ограничивало применение «химии». Вьетнамцы быстро адаптировались к новой тактике – они посылали массу солдат или добровольцев на уборку средства, до того, как прошедший дождь активировал его и произошло то самое смывание дороги. Однако после потери от огня с земли одного из самолётов с экипажем операция была прекращена.

В 1966 году над тропой появились первые «Ганшипы» АС-47 Spooky из состава 4-й эскадрильи спецопераций. Тихоходные самолёты, вооружённые пулемётной батареей не смогли себя проявить – ПВО «тропы» к тому времени уже имела массу автоматических пушек. За короткое время вьетнамцы свалили шесть «ганшипов», после чего их перестали привлекать к охоте на грузовики.


Пулемёты на АС-47


Ведение огня. Снято в полёте через дверь.


Но американцы смогли понять, что дело тут было не в идее, а в исполнении – старенький самолёт времён Второй мировой с пулемётной батареей просто «не потянул», а вот если бы была машина помощнее…

В 1967 над тропой появился её будущий «Бич» – «Ганшип» АС-130, на тот момент вооружённый двумя многоствольными пулемётами «Миниган», калибра 7,62 мм, и парой 20-миллиметровых автоматических пушек.

Самолёт по своей идеологии «восходил» к АС-47 Spooky, на базе самолёта С-47 вооружённого несколькими пулемётами «Миниган», стреляющими вбок. Но в отличие от АС-47, новые машины оснащались не только более мощным оружием, но и автоматизированными поисково-прицельными системами, имевшими в своём составе приборы ночного видения. В общем, сравнивать их просто не стоило.

9-го ноября в ходе своего первого экспериментального боевого вылета, АС-130 уничтожил шесть грузовиков. Командовал первыми вылетами нового «Ганшипа» фактический создатель этого класса самолётов в ВВС США, майор Рональд Терри. В отличие от старичка АС-47, новый АС-130 выглядел весьма многообещающим, и результаты боевого применения над "тропой" это подтверждали.


Один из первых АС-130 времён войны во Вьетнаме. Отчётливо видны и пулемёты и пушки.


Теперь надо было заняться формированием новой авиачасти под эти самолёты и их производством.

Автор:
Александр Тимохин

Тропой Хо Ши Мина. Первые бои в Лаосе

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. При всей вере американцев в воздушную мощь, которую они обрушили на "тропу" (подробности здесь и здесь), они никогда не оставляли попыток разрушить «тропу» на земле. Однако запрет вторгаться на территорию Лаоса (разведывательные операции он не покрывал, чем американцы разок воспользовались) не давал им вести серьёзные наступательные боевые действия на «тропе» с использованием сухопутных войск. Но они искали обходные варианты.

Для того чтобы понять, почему всё происходило так, как происходило, стоит бросить взгляд на то, какова вообще была обстановка в странах, граничащих с Вьетнамом.


На момент победы вьетнамцев над французами соседние с ним страны (кроме Китая) были монархиями. Это относилось и к Лаосу, и к Камбодже. И если Камбоджийские власти «лавировали» между сторонами конфликта, склоняясь к переходу на сторону Вьетнама и СССР, то в Лаосе королевская власть однозначно встала на сторону американцев.

Лаос. Битва за Нам Бак


В Лаосе с 1955 года возобновилась сначала вялотекущая, потом всё более жестокая гражданская война между роялистским правительством, поддерживающими его США и повстанческими ополчениями которые американцы формировали из нацменьшинства хмонгов с одной стороны, и левым национально-освободительным движением «Патет Лао», которое пользовалось поддержкой Вьетнама и СССР — с другой стороны. Периодически с 1959 года Вьетнамская народная армия входила в Лаос и открыто вмешивалась в боевые действия, нанося, как правило, сокрушительные военные поражения войскам роялистов. От «Патет Лао» же требовалось до поры до времени не проиграть и удерживать те районы Лаоса, в которых 559-я транспортная группа ВНА начала создание логистического маршрута для будущего (будущего – на тот момент) освобождения Южного Вьетнама.

Тропой Хо Ши Мина. Первые бои в Лаосе


Бойцы и командиры "Патет Лао" времён гражданской войны в Лаосе. Форма начала 70-х годов


Американцы планировали разрушение этих коммуникаций с начала 60-х годов, для чего ЦРУ и формировало этнические повстанческие отряды (в основном из хмонгов), и для чего пыталось тренировать королевские войска в Лаосе, но ни на какие масштабные операции американцы поначалу так и не сподобились. Необходимо отметить, что роялистские войска Королевства Лаос были обучены и мотивированы из рук вон плохо. Даже иррегулярные части партизан-хмонгов смотрелись лучше, и иногда даже достигали лучших результатов. Последнее объяснялось мотивацией: хмонги надеялись, что победа США, на которые они по факту работали всей нацией, поможет им получить собственное государство, где они не были бы этническим меньшинством. Хмонги вдохновлялись своим лидером – роялистским генералом Ванг Пао, хмонгом по национальности.


Хмонги и оперативник ЦРУ США



Ванг Пао


В определённый момент, уже после открытого вступления США в войну во Вьетнаме, война в Лаосе стала её частью. Там воевали сами лаосцы, и их боевые действия в значительной степени велись вокруг вьетнамских коммуникаций и за контроль над ними. Воевало ЦРУ США, со своими ополчениями, «Эйр Америкой», наёмниками и военными инструкторами из состава «Зелёных беретов», в рамках усилий, которые сейчас известны как «Секретная война». Воевали ВВС США, сбросившие на Лаос самое большое количество бомб в истории. Воевали Вьетнамцы, для которых удержание районов, через которые снабжался Вьетконг, было вопросом жизни и смерти. С 1964 года значительная доля всех операций в лаосской гражданской войне «крутилась» вокруг того, смогут ли американцы, роялисты и американские наёмники из местного населения (в основном хмонги), оттеснить «Патет Лао» во Вьетнам и перерезать вьетнамские коммуникации. Да и до этого хмонги пытались вести подрывные действия против Вьетнамцев в районах «тропы», но это были «булавочные уколы». А после начала открытого американского участия во Вьетнаме, всё закрутилось всерьёз и в Лаосе.

В 1964 году, начиная с 19 мая, ВВС США провели серию разведывательных полётов над Лаосом, по возможности уточняя данные о «Патет Лао» и вьетнамских коммуникациях. Операция получила название «Yankee team». Летом армия роялистов, руководимая американскими офицерами, перешла в наступление и выбила силы «Патет Лао» с дороги между Вьентьяном и королевской столицей Луангпхабанг Эта операция у американцев получила название «Triangle».

А в декабре роялисты вошли в Долину Кувшинов, потеснив «Патет Лао» и там. Присутствие роялистов в Долине Кувшинов создало серьёзную угрозу для «Тропы» — по Долине можно было дойти до Аннамского хребта и перерезать «тропу». Но тогда, в конце 1964 года, у роялистов не хватило ресурсов для продолжения наступления, а у Патет Лао нечем было контратаковать. На время стороны перешли на этом участке к обороне. Подобная пассивность как американцев, так и их прокси-войск объяснялась тем, что до наступления «Тет» значение «тропы» американцами недооценивалось. Весь 1965 год Вьетнамцы занимались тем, что укрепляли оборону «тропы». Роялисты дальше в Долину Кувшинов не продвигались, предоставив возможность поработать американской авиации.



Долина Кувшинов — одна из загадок человечества и объект всемирного культурного наследия. Американские наёмники превратили её в поле боя на много лет, а ВВС США бомбили так, что большая её часть до сих пор закрыта для туристов из-за неразорвавшихся бомб и кассетных суббоеприпасов. Их там всё ещё миллионы


Последняя не подвела. Когда «Патет Лао» развернул своё контрнаступление в конце 1965, то оно очень быстро выдохлось из-за того, что американскими бомбёжками была разрушена система снабжения – склады с оружием, боеприпасами и продовольствием. К 1966 году бомбёжки Лаоса, что называется, «набрали обороты», и роялисты усилили нажим.

В июле 1966 роялистская армия заняла Долину Нам Бак, вокруг одноимённого города. Долина Нам Бак также позволяла дойти до вьетнамских коммуникаций. Это была вытянутая полоска относительно ровной земли между горными массивами. Сразу же за успехом в Нам Бак, роялисты снова усилили нажим в Долине Кувшинов. Измученные бомбёжками силы «Патет Лао» отступили и к концу августа 1966 роялистам оставалось пройти до Вьетнамской границы 72 километра. «Тропа» при этом была бы перерезана.


Нам Бак и долина


Эти два события вместе грозили катастрофой.

По счастью, роялисты перешли к обороне – им банально не хватало сил для дальнейшего наступления, и нужна была пауза на обоих направлениях.

Этим воспользовались вьетнамцы. Видя, что «Патет Лао» не может удержать эти районы, вьетнамцы начали переброску в долину Нам Бак регулярных войсковых частей ВНА. Вьетнамские солдаты просачивались через заросшие лесом скалы и горы, занимали высоты вокруг роялистских войск. Вьетнамцы быстро окапывались и начинали вести огонь по роялистам, где это было возможно. Так началась «осада Нам Бак».

Зайдя в долину, роялисты оказались в не самой удобной ситуации. Да, они контролировали оборонительные объекты. Но дорог в этой зоне почти не было – всё снабжение войск в Долине Нам Бак выполнялось по воздуху с доставкой грузов на один единственный аэродром, который очень быстро оказался в зоне действительного огня тяжёлого оружия вьетнамцев. Дорог, позволяющих роялистам снабжать свою группировку в долине Нам Бак, не было.


С-123 Provider "авиакомпании" Air America. Такие самолёты использовались для снабжения войск в долине Нам Бак, как посадочным способом, так и для сброса грузов на парашютах


У вьетнамцев же ситуация была намного лучше – одна из важных лаосских дорог, так называемый «Маршрут 19», который вьетнамцы включили в свои коммуникации в рамках «Тропы» проходил как раз через их позиции, и они даже могли перебрасывать подкрепления на автомобилях. Да и до границы с Вьетнамом было ближе, чем даже до Луангпхабанга. Вот только американская авиация уже вовсю лютовала над дорогами, да и сил свободных до поры до времени не было.

С начала 1967 года роялисты начали перебрасывать в долину Нам Бак новые батальоны и расширять свою зону контроля. Теперь эти части натыкались уже не на «Патет Лао», а на вьетнамские подразделения, хоть и малочисленные и плохо вооружённые, но очень хорошо обученные и мотивированные драться. Продвижение роялистов на этом этапе начало буксовать, а местами вообще остановилось. Ближе к лету вьетнамцы начали наносить мелкие контрудары, чуть позже их масштабы выросли. Так, в конце июля однократная внезапная атака небольших подразделений ВНА привела к разгрому 26-го пехотного батальона лаосцев-роялистов.

У обороны роялистов был и ещё один изъян – чрезвычайно ограниченные возможности в части оказания наземным силам воздушной поддержки. Во время вялотекущих боёв на границах роялистской зоны контроля случился инцидент – лёгкие штурмовики Т-28 «Троян», пилотируемые наёмниками-тайцами по ошибке нанесли удар по «своим» — батальону роялистов. Роялисты, не выдержав психологически этого удара, отошли с занимаемых позиций. В результате командование роялистов отозвало тайцев с фронта, и вся тяжесть авиаподдержки легла на плечи свежеобученных лаосских пилотов, которых было очень мало, и у которых, за редкими исключениями, была недостаточная подготовка.

Это очень облегчило вьетнамцам выполнение боевых задач.


"Трояны" королевских ВВС Лаоса


К осени 1967 года вьетнамцы наконец-то смогли протащить в долину артиллерию. Несмотря на рельеф, подходящий скорее для соревнований по скалолазанию, чем для манёвров войск, несмотря на сезоны дождей, несмотря на чудовищные по силам удары авиации США по «Маршруту 19». Это было, прямо скажем, непросто.

Но и противник усиливался. В сентябре 1967 в долину были переброшены два парашютных батальона роялистов, один из которых, 55-й парашютный батальон, имел кое-какой боевой опыт, а второй, 1-й парашютный батальон, только что закончил проводимую американцами переподготовку. В долину было переброшено 3000 партизан хмонгов, направленных туда их командующим, генералом Ванг Пао. В целом к исходу сентября роялисты имели 7500 человек в долине, против примерно 4100 вьетнамцев. Однако, у них были огромные проблемы со снабжением, осуществлявшимся через единственный аэродром силами наёмников из «Эйр Америка». Также эти войска страдали от недостатка артиллерии. Тем не менее, эти силы добились кое-каких успехов – так хмонгам удалось захватить аэродром вблизи Муанг Сай, на северо-запад от основной зоны боёв. Но начать им пользоваться они не успели.

В декабре вьетнамцы добрались до уязвимой точки роялистов – до аэродрома Нам Бак. Затащив на горы вокруг него достаточное количество боеприпасов, они начали обстрел ВПП с помощью 82-мм миномётов, а самого аэродрома и окрестностей – из тяжёлых пулемётов. Это резко ухудшило обстановку для роялистов. Попытки уничтожить вьетнамские огневые точки на возвышенностях ударами с воздуха успеха не имели. Американцам пришлось прекратить посадки самолётов на аэродром, и начать сбрасывать припасы для своих союзников на парашютных платформах. Возможно, роялисты как-то планировали решить проблему со снабжением, но им не дали.

11 января вьетнамцы перешли в наступление.

Те силы, которые они имели в районе быстро перегруппировались, собравшись в несколько ударных группировок. Первыми атаковали бойцы из 41 батальона спецназа, подразделения, проходящего по американским документам как 41 Đặc công battalion, которые провели экстремально успешный и очень профессионально исполненный рейд прямо на Луангпхабанг. Обойдя все линии обороны роялистов они ударили по глубокому тылу, по городу, где базировался и тыл группировки роялистов, и вся их авиация. Этот рейд вызвал панику в штабе роялистов, которая, в свою очередь, не дала им позже правильно оценить обстановку.

В тот же день в наступление перешли основные силы ВНА в долине. Роялисты были атакованы на нескольких участках. Основная часть вьетнамских войск входила в состав 316-й пехотной дивизии, и 355-го отдельного пехотного полка. 148-й полк из 316-й пд успешно атаковал позиции роялистов в долине с севера, тогда как один из батальонов 355-го полка нанёс сковывающий удар с запада. Командующий роялистов бросил навстречу наступающим вьетнамцам 99-й парашютный батальон, и отвёл свой КП и две своих 105-мм гаубицы от самого н.п. Нам Бак и аэродорома на одну из возвышенностей. Это не помогло, 13 января 148-й полк ВНА рассеял все части, прикрывавшие КП командующего и начал подготовку к завершающей атаке. В таких условиях командующий роялистами, генерал Savatphayphane Bounchanh (переводите сами) посчитал, что долина потеряна и бежал со штабом.

Войска роялистов остались без управления, их боевой дух был подорван сначала рейдом вьетнамцев на их тыловую базу, а потом бегством командования. При этом, они всё ещё вдвое превосходили вьетнамцев по численности. Но это уже не имело никакого значения.

Удар вьетнамцев рассёк оборону роялистов на части. Не имея никаких указаний, 11-й, 12-й и 25-й полки королевской армии допустили отход с позиций, который почти сразу же превратился в неорганизованное бегство. Перед вьетнамцами остались только 15-й полк и 99-й парашютный батальон.

Затем последовал тяжёлый и короткий бой, в ходе которого эти части были наголову разбиты.

Вьетнамцы, войдя в боевой соприкосновение с 15-м полком, буквально завалили его «дождём» из 122-мм ракет, которые они выпускали из переносных ракетных установок «Град-П». Через несколько часов горстки выживших 15-го полка уже пытались расползтись по джунглям, чтобы избежать добивания или попадания в плен. Выжить удалось только половине из тех, кто был атакован в начале боя.

99-й парашютный батальон ожидала ещё более трагическая участь. Он оказался в ситуации, когда отход был невозможен в силу условий местности и расположения батальона относительно противника. В ходе завязавшегося с частями ВНА ближнего боя личный состав батальона был уничтожен и частично пленен практически полностью. Оторваться от противника смогли только 13 человек – остальные погибли или попали в плен.

К исходу 14 января неорганизованно бегущие лаосские роялисты были практически полностью перебиты или захвачены. Несколько тысяч бегущих попали под охватывающий манёвр 174 пехотного полка 316 дивизии и преимущественно сдались. В отличие от них, вьетнамская пехота могла быстро маневрировать по тяжёлой поросшей джунглями скалистой местности без потери управления и «ломки» боевых порядков, хорошо стреляла и ничего не боялась. Сентиментальностью по отношению к бегущему противнику эти люди тоже не страдали. Вьетнамцы превосходили противника и в подготовке (бесконечно), и в моральном состоянии, и могли хорошо воевать ночью.

К ночи 15 января всё было кончено, битва за Нам Бак была выиграна ВНА «в чистую» — при двукратном превосходстве противника в численности и его абсолютном господстве в воздухе. Всё, что оставалось роялистам – попросить американцев спасти хоть кого-то. Американцы действительно вывезли на вертолётах некоторое количество уцелевших роялистов разбежавшихся по джунглям.

Битва за Нам Бак стала военной катастрофой для королевской власти в Лаосе. Из более чем 7300 человек которые были посланы на эту операцию, вернулось только 1400. Самые везучие части – 15-й и 11-й полки потеряли по половине личного состава, 12-й потерял три четверти. 25-й почти всех. В целом, сражение стоило королевской армии половины всех имевшихся войск. Одних только пленных вьетнамцы захватили почти две с половиной тысячи человек. Им в руки достались 7 гаубиц с боеприпасами, 49 безоткатных орудий, 52 миномёта, войсковые запасы, которые роялисты не успели ни уничтожить, ни вынести, все припасы, сброшенные американскими самолётами после 11 января, и, как указывают американцы «бесчисленное» количество стрелкового оружия.


Местность в долине Нам Бак


Среди американцев, контролировавших ход операции и помогавших роялистам в её проведении, вспыхнул конфликт между ЦРУ, посольством, и агентами на местах. Агенты винили во всём шефа резидентуры ЦРУ в Лаосе, Тэда Шекли. Последний прикрывался своим рапортом, направленным «вверх по команде», в котором ещё до наступления на Нам Бак указывал, что нельзя провоцировать вьетнамцев на активное вмешательство. Шекли обвинял в провале офис военного атташе США в Лаосе, который по его мнению не справился с управлением и неправильно оценил ситуацию. Досталось и послу США Салливану, де-факто командовавшему этой войной. Хотя он сам был против наступления на Нам Бак, и во время операции вообще не находился в стране, но он распределял оружие и боеприпасы в Лаосе, и был вполне в силах заблокировать проведение операции, про которую сам же говорил, что «это будет фиаско». Но сделано ничего не было.

Так или иначе, угроза «тропе» на севере Лаоса была снята, а через полмесяца началось «Тетское наступление» вьетнамцев в Южном Вьетнаме.

Это конечно же, не означало конец борьбе за «Тропу».

Операция Tollroad и оборона Долины Кувшинов


Хотя американским войскам и запрещалось оккупация территории Лаоса, к разведывательным действиям этот запрет не относился. И если MARV-SOG вели разведпоиск и диверсии на «Тропе» всю войну, то после Тетского наступления американцы решили сделать ещё кое-что. В конце 1968 года ими была проведена успешная операция «Tollroad», которую проводили части 4-й пехотной дивизии, действовашей в Южном Вьетнаме. Пользуясь тем, что Вьетнамцы не могут обеспечить полноценную оборону всей «Тропы», и скованностью их войск боями в Лаосе, американцы предприняли рейд, направленный на разрушение вьетнамских коммуникаций на прилегающих к Южному Вьетнаму территориях Камбоджи и Лаоса.

Инженерным подразделениям 4-й пд удалось найти дорогу, проходимую для автомобилей, как писалось в отчётах «не более 2,5 тонн полной массы», и пеших носильщиков. Сначала американцы зашли на этот маршрут в Камбодже, разрушив там некоторое количество вьетнамских схронов и дорожного полотна, перешли в Лаос, где сделали то же самое. Никаких столкновений с вьетнамскими частями не было, как и потерь. 1-го декабря 1968 года американские солдаты были вывезены вертолётами. Эта операция не имела серьёзного эффекта, как и ряд последующих рейдов небольших масштабов, которые американцы всё-таки провели против лаосской части «тропы». Но всё это были «булавочные уколы».

Настоящей проблемой стало вторжение оправившихся от Нам Бак хмонгов с американской авиаподдержкой в Долину Кувшинов.


Местоположение Долины Кувшинов. До Вьетнама — рукой подать, но чтобы перерезать "тропу", до него доходить необязательно


К ноябрю 1968 лидер хмонгов Ванг Пао смог подготовить восемь батальонов своих соплеменников, а также обучить пилотов-штурмовиков из числа хмонгов для участия в планируемом наступлении в Долине Кувшинов. Основным фактором, который давал Ванг Пао надежду на успех, было согласованное с американцами количество боевых вылетов истребителей-бомбардировщиков на поддержку атак хмонгов – планировалось, что их будет не менее 100 в сутки. Также на помощь Ванг Пао были обещаны боевые вылеты «Скайрейдеров» из 56 авиакрыла специальных операций, базировавшегося в Тайланде.

Наступление должно было привести к захвату хмонгами горы Фу Пха Тхи, и расположенного на ней американского поста радиолокационного наблюдения Лима 85, отбитого вьетнамцами ранее, в ходе серии боёв за ключевую в регионе базу На Ханг. Гора считалась у хмонгов священной и Ванг Пао верил в то, что её захват воодушевит его людей. Далее Ванг Пао планировал продолжать наступление по Долине Кувшинов до Вьетнамской границы. Если бы у него тогда получилось, то «тропа» оказалась бы перерезанной.

Доставка ударных отрядов хмонгов в район сосредоточения перед атакой должна была быть выполнена американскими вертолётами. Операция получила кодовое название «Pigfat» – «свиное сало». После серии задержек, 6 декабря 1968 года хмонги атаковали при чудовищной по накалу авиаподдержке США. Забегая вперёд, скажем, что позиции одного из батальонов ВНА, оборонявшихся против хмонгов, подвергались бомбёжке напалмом в течении трёх суток.

Иногда достаточно было несколько выстрелов из вьетнамского 82-мм миномёта, чтобы тут же появлялись американские самолёты и начинали тоннами сбрасывать на позиции вьетнамцев зажигательные бомбы. Действия вьетнамцев осложняло и то, что часть растительности в районе была уничтожена дефолиантами ещё в начале года, и вьетнамцы не везде могли использовать растительность как прикрытие для манёвра.

Поначалу у хмонгов получалось, американская авиаподдержка делала своё дело, хотя и американцы платили за неё свою цену – так, 8 декабря они потеряли сразу же три самолёта – один F-105 и два «Скайрейдера». Но и вьетнамские потери были огромны, доходя в некоторых батальонах до половины личного состава.

Но кое-что пошло не так. Во-первых, американцы смогли обеспечить только половину обещанного количества боевых вылетов. Отсутствие координации между ЦРУ, отвечавшим за войну в Лаосе, и ВВС США, которые вели свою войну против «тропы» в рамках войны во Вьетнаме, привело к тому, что вскоре после начала операции, значительная часть авиации была отозвана на охоту за грузовиками в рамках операции ВВС «Commando Hunt». Чуть позже это поставило хмонгов в тяжёлое положение.

Вьетнамцы сопротивлялись отчаянно, и как правило, отступали только после больших потерь. Хмонги же в этой операции впервые отошли от партизанских методов и действовали «в лоб», что также стоило им очень дорого. Таких потерь они не несли никогда ранее и это был серьёзный деморализующий фактор.

Тем не менее, к середине декабря, положение вьетнамцев уже было отчаянным – потери были огромные, и командование вьетнамских войск сомневалось, удастся ли им устоять. Однако, вьетнамцы знали, что им на помощь идёт отличившийся ранее в Нам Бак 148-й полк, им надо было выиграть совсем немного времени.

И они его выиграли.

Вьетнамцам удалось установить расположение пункта боепитания, через который отряды хмонгов получали боеприпасы для наступления. Ночью 21 декабря вьетнамцы провели успешный рейд против этого пункта, уничтожив его, а заодно уничтожив ещё и одну из 105-мм гаубиц, которых у противника и так было немного. Это вынудило хмонгов остановиться, а 25 декабря 148-й полк развернулся на местности и начал наступление. Ему ему оставалось несколько дней до входа в боевое соприкосновение с силами Ванг Пао. Последний, понимая, что светит его войскам, если до них доберутся эти солдаты, предпринял серию пропагандистских акций, направленных на то, чтобы подорвать мораль вьетнамцев. Так, 26 и 27 декабря на вьетнамские войска транслировали записи в которых вьетнамские пленные уговаривали их не участвовать в боевых действиях. Ванг Пао надеялся, что это вызовет дезертирство в рядах ВНА. Параллельно, в район боевых действий снова были доставлены наёмники-лётчики из Тайланда , а опорная база Хмонгов в Муанг Суи получила дополнительную партию боеприпасов.

Ничего из этого не помогло. Ночью 1 января 1969 года вьетнамцы просочились через оборонительные порядки хмонгов, вырезав по пути одиннадцать местных бойцов и одного американского советника. Появление первых частей вьетнамцев уже за линией обороны вызвало панику и войска Ванг Пао на этом участке побежали. Через неделю Ванг Пао объявил всеобщее отступление. Операция Pigfat закончилась.

Но для вьетнамцев ничего не закончилось. Отход хмонгов они использовали для того, чтобы ворваться в На Ханг, за который воевали с 1966 года. Впрочем, это уже не имело к «тропе» особого отношения.

На несколько месяцев угроза перерезания вьетнамских коммуникаций была снята.

Надо сказать, что цели и у операции в Нам Бак, и у вторжения в Долину Кувшинов были не ограничены прерыванием «тропы». Эо были операции гражданской войны в Лаосе, направленные на захват районов, контролируемых коммунистами. Однако, утрата этих районов привела бы именно к перерезанию «тропы» и поставила бы продолжение войны на Юге под вопрос.

Вьетнамцы этого не допустили.

Для хмонгов провал в Долине Кувшинов был очень болезненным опытом. Из 1800 бойцов, пошедших в наступление 6 декабря 1968 года, к середине января погибло и пропало без вести 700, ещё 500 были ранены. Таких потерь у них не было даже в Нам Бак. Вьетнамцы однозначно победили в этом сражении, но и для них цена оказалась очень высока, их потери исчислялись ещё большими цифрами.

Хмонги были серьёзно напуганы тем, чем всё закончилось – по окончании боёв части ВНА оказались в считанных километрах от районов их проживания и они боялись мести. Из прифронтовых селений побежали женщины и дети, все мужчины способные держать оружие были готовы драться за свои деревни и посёлки. Но вьетнамцы не пришли, остановившись на достигнутых успехах.

Несмотря на такие итоги, хмонги по-прежнему доверяли своему вождю Ванг Пао. А Ванг Пао планировал драться и дальше, опираясь на американскую поддержку.

Долине Кувшинов ещё долго предстояло быть полем боя. Но пока критические важные для работы «тропы» районы удерживались вьетнамцами, они не собирались отступать и тоже планировали драться дальше.


Подразделение ВНА на марше, на "тропе". Фото: LE MINH TRUONG. Это 1966-й, но в таких условиях они действовали всю войну


Продолжение следует…

Вернуться назад