ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > 1 октября легенде отечественного театра и кино Олегу Ефремову исполнилось бы 90 лет
1 октября легенде отечественного театра и кино Олегу Ефремову исполнилось бы 90 лет2-10-2017, 09:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
1 октября легенде отечественного театра и кино Олегу Ефремову исполнилось бы 90 летРовно 90 лет назад, 1 октября 1927 года, на свет появился Олег
Николаевич Ефремов — известный советский и российский актер и
театральный деятель. Всю свою жизнь он посвятил любимой профессии и
служению искусству. Олег Ефремов пришел в мир театра и кино, чтобы быть
лучшим, этим внутренним стремлением к совершенству и была пропитана
судьба этого человека. Есть все основания полагать, что для последующих
поколений он встанет в один ряд со Станиславским. Советским и российским
кинозрителям он известен прежде всего по своим ролям в фильмах
«Батальоны просят огня» (полковник Гуляев), «Три тополя на Плющихе»
(таксист Саша), «Берегись автомобиля» (Максим Подберёзовиков),
«Айболит-66» (Айболит).
Олег Ефремов родился в простой московской семье Николая Ивановича и Анны Дмитриевны Ефремовых, родители его жили небогато, поэтому его детство прошло в большой коммунальной квартире, расположенной на Арбате и в арбатских дворах. При этом часть своего отрочества будущий актер и режиссер провел в Воркуте, так как его отец служил бухгалтером в системе ГУЛАГа, здесь он смог достаточно близко познакомиться с уголовным миром и лагерной жизнью. Еще в школе Олег начал интересоваться театральным искусством, он посещал драматический кружок при Доме пионеров. Данное увлечение настолько понравилось юному Ефремову, что он даже не мечтал о любой другой профессии, кроме актерской. По воспоминаниям самого актера, он уже в детском возрасте дал обед себе и своим друзьям, что всю жизнь будет служить кино и театру, скрепив данную клятву кровью. Стоит отметить, что знаменитый актер и театральный режиссер Олег Ефремов сдержал детские обещания, пронеся их с собой через всю жизнь, десятки ролей в театре и кино и десятки же поставленных им спектаклей. Можно сказать, что будущему актеру повезло и с друзьями детства. В театральные круги его ввел приятель по московскому двору Александр Калужский — внук знаменитого актера Василия Лужского. Еще одним другом детства Ефремова был Сергей Шиловский, сын Елены Сергеевны Булгаковой. Стоит отметить, что в доме известного российского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, расположенном в Нашокинском переулке, Олег Ефремов часто бывал в предвоенные годы. После окончания школы весной 1945 года Олег Ефремов вместе со своим друзьями отправился поступать во МХАТ, хотя вступительные экзамены были сложными, ему удалось сдать их с первого раза, при этом все друзья актера экзамены провалили. Повезло Ефремову и с курсом, на который он попал, его вели известные в то время актеры и режиссеры Михаил Кедров и Василий Топорков. Уже в те годы Ефремов мечтал о том, что когда-нибудь станет главным режиссером своего учебного заведения. Однако после завершения обучения в 1949 году актером во МХАТ его не взяли, что показалось ему настоящей катастрофой. В итоге он получил приглашение в Центральный детский театр (сегодня Российский академический молодёжный театр), на сцене которого и дебютировал в роли Володи Чернышева в пьесе Розова «Её друзья». Так началась театральная биография великого актера. В Центральном детском театре Ефремов проработал до 1957 года, сыграв за это время более различных 20 ролей. «Катастрофа» с отсутствием предложений от МХАТа и поступление на работу в ЦДТ обернулась со временем удачей. В 1950 году Центральный детский театр возглавила М. О. Кнебель, а в 1954 году сюда пришел работать ее ученик, молодой А. Эфрос. Так практически забытый зрителями театр смог преобразиться, превратившись в один из самых популярных и интересных театров Москвы. По мнению критиков, именно здесь в 1950-е годы после длительного кризиса, началось возрождение российского театра, которому своей актерской игрой способствовал и Олег Ефремов. Здесь же в ЦДТ состоялся и режиссерский дебют Олега Ефремова. В 1955 году он поставил в театре комедию «Димка-невидимка». Удача первой собственной постановки во многом предопределила судьбу Ефремова, как одного из новых и очень талантливых театральных режиссеров страны второй половины XX века. Начиная с 1960-х годов, его имя постоянно сияло на отечественной сцене, наряду с именами Анатолия Эфроса, Георгия Товстоганова и Юрия Любимова. Работая в ЦДТ, Олег Ефремов параллельно преподавал в школе-студии МХАТ, уже в 1949 году он был ассистентом на курсе Карева. К 1956 году вокруг его яркой фигуры, убежденного приверженца немодного в те годы в советских театральных кругах Станиславского, сформировалась группа молодых актеров, которые мечтали возродить студийные традиции Художественного театра. Этот молодой коллектив, первоначально известный как «Студия молодых актеров», составляли главным образом студенты школы-студии МХАТ, а также ее выпускники — молодые актеры театров Москвы, среди которых были Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачева, Олег Табаков. За несколько десятилетий это был первый театр в стране, рожденный не «сверху», а «снизу», возникший как коллектив единомышленников. Молодой и новый для столицы театральный коллектив быстро завоевал любовь и популярность, и не только в Москве: в 1960 году с большим успехом прошли гастроли нового театра в Ленинграде. На протяжении ряда лет труппа, которую возглавил Олег Ефремов, кочевала по московским сценическим площадкам, порою выступая даже в случайных клубах. Именно во время этих спектаклей и скитальческой жизни сложился аскетичный стиль раннего театра «Современник». В этом нет ничего удивительного, хранить реквизит и громоздкие декорации было банально негде, да и средств в первое время работы на декорации тоже не было. Очень часто оформление первых спектаклей сводилось лишь к «скудному прожиточному минимуму», порой весь интерьер на сцене был представлен лишь несколькими предметами мебели. Когда в 1961 году театр получил пусть и небольшое и обреченное на снос, но свое здание на площади Маяковского, студийцы не стали изменять своим привычкам. В частности, раз и навсегда они отказались от театрального занавеса. Первоначальный «Современник» с его безусловным лидером, которым был Олег Ефремов, исповедовал в работе «антитеатральность», следуя и здесь за Константином Станиславским, который говорил: «В театре я больше всего ненавижу театр». В 1964 году «Современник» официально получил статус театра и перестал именоваться студией. В 1966 году на исходе «оттепели», чуткий к переменам атмосферы в стране театр представил московскому зрителю «Обыкновенную историю» И. Гончарова в постановке Галины Волчек. Данный спектакль наглядно свидетельствовал о творческой и не только зрелости театрального коллектива. Для Ефремова история с «Современником» завершилась летом 1970 года, закончилась эта эпоха символично — постановкой им чеховской «Чайки». Свою первую «Чайку» Олег Ефремов поставил как своеобразный памфлет — внес в нее идейный разброд, который наблюдался в стране в конце 1960-х годов, когда люди перестали слушать и слышать друг друга. Некоторые коллеги Ефремова расценили его уход из «Современника», как предательство, но в действительности из-под этого театра уходила историческая почва. Детище «оттепели» было слишком тесно связано с судьбой поколения, которое вступало в пору разочарования. При этом главной наградой на протяжении всей жизни для Олега Николаевича была любовь обычных зрителей. Уход же его из «Современника» объяснялся еще и тем, что, видя успех данного театра, «старики» из МХАТа предложили Олегу Ефремову возглавить его. От такого предложения он просто не смог отказаться, к тому же ему пришлось браться за руль тонущего судна и спасать театр, который находился в очень тяжелом положении. За 26 лет, который Олег Николаевич провел в качестве актера и режиссера МХАТа, он сумел вернуть театр на прежнюю высоту. Некогда самая легендарная сцена страны снова ожила, задышав полной грудью. Во время работы во МХАТе им было поставлено множество заметных и очень ярких спектаклей, каждый из которых становился настоящим шедевром отечественной театральной сцены. Московские зрители и гости столицы любили постановки Олега Ефремова, в эти 26 лет жизни много в театре было завязано именно на его фигуре. В отличие от подавляющего большинства коллег-режиссеров Ефремов всегда оставался еще и актером, он регулярно выходил на сцену и снимался в кино. Он был актером и в «Современнике», и во МХАТе, при этом Ефремов-актер в не меньшей степени, чем Ефремов-режиссер определял стиль своих театров. Его «социальный герой» оказался востребован и в кинематографе. Дебют Ефремова в кино состоялся уже в 1955 году, когда он снялся в фильме Калатозова «Первый эшелон», картина была посвящена освоению целины. Сыграв в первом своем фильме комсорга Алексея Узорова, он и в будущем часто представал перед зрителями в образах «правильных» героев. Так получилось, что он как Вячеслав Тихонов и Алексей Баталов, никогда не играл отрицательных ролей. В то же время зрителям, особенно массовым, он навсегда запомнился своими лирическими персонажами: водителем такси Сашей («Три тополя на Плющихе»), немым деревенским художником Фёдором из фильма «Гори, гори, моя звезда», сыгранным с тонким юмором Айболитом в картине «Айболит-66». Отдельно можно выделить роль в лирической комедии Рязанова «Берегись автомобиля». Первоначально Олег Ефремов пробовался на роль Деточкина, однако, по словам режиссера, ему не удалось скрыть свою человеческую индивидуальность, речь о сильном характере прирожденного лидера. Его Деточкин был похож на «волка в овечьей шкуре». В результате Рязанов нашел в Ефремове идеального Максима Подберёзовикова. «С одной стороны актерской индивидуальности Ефремова были присущи черты, которые необходимо было иметь следователю, то есть решительная походка, уверенные жесты, стальной взгляд, волевое лицо. С другой стороны, в актере всегда присутствовала самоирония, которая позволяла ему играть как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему герою, это было важно», — отмечал затем Эдуард Рязанов. Олег Ефремов отличался влюбчивостью, встречался со многими женщинами и несколько раз был женат. У него было двое детей — дочь Анастасия Олеговна Ефремова (по образованию театральный критик) от актрисы Ирины Мазурук и сын Михаил Олегович Ефремов (актер, театральный режиссер, телеведущий) от брака с актрисой Аллой Покровской. Младший сын Михаил Ефремова Никита Ефремов также стал актером, продолжая семейную актерскую династию. За свои творческие успехи Олег Николаевич Ефремов был награжден многочисленными государственными наградами. В 1976 году он стал Народным артистом СССР, в 1987 году Героем Социалистического Труда, Олег Ефремов был лауреатом трех Государственных премий СССР (1969, 1974 и 1983 годов), а также двух Государственных премий Российской Федерации (1997 и 2003 годов). Но настоящим признанием для этого замечательного актера, режиссера, педагога и театрального деятеля была неподдельная любовь зрителей, которая и сделала его знаменитым и любимым для многих поколений людей. Олег Ефремов ушел из жизни сравнительно рано. 24 мая 2000 года он умер в Москве в собственной квартире на Тверской улице, ему было 72 года. Причиной смерти режиссера стала затяжная болезнь легких, при этом Ефремов никогда не говорил о ней, продолжал работать, не жаловался на свою жизнь и свое состояние. В день прощания с артистом и режиссером, по свидетельствам очевидцев, к зданию в Камергерском переулке невозможно было подойти из-за количества принесенных цветов. Олега Ефремова похоронили 31 мая на Новодевичьем кладбище Москвы рядом с могилой знаменитого русского театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского. По материалам из открытых источников Автор: Юферев Сергей Вернуться назад |