Британский солдат Первой мировой. ( 50 фото )
С высоты своего развития, и могущества Империи британцы -
считали себя вправе судить других, снисходительно относиться к
представителям других народов. Они были воспитаны в определенных
традициях и условиях, и вряд ли их можно упрекать, в осознанном
пренебрежении к другим.
Их умиляли "маленькая, но смелая" бельгийская армия, вера в
чудеса у сербов, обращения, принятые у русских солдат по отношению к
старшим по званию, и тому подобные моменты.
Славянские народы ассоциировались у британцев с редкими для
индустриальной эпохи качествами - простотой и душевностью. Солдаты
делились последним куском хлеба со страждущими, привечали сирот.
Общаясь с союзниками-славянами, британцы соприкасались с миром,
который казался им далеким и утраченным. Это был мир, полный тайн,
мистики, верований - то, с чем у англичан ассоциировалось собственное
Средневековье и раннее Новое время.
Они сумели найти приметы давно минувших времен даже в отношениях
с бельгийцами, представителями западного мира. Это выразилось в культе
короля Альберта, "короля - героя", напоминавшего рыцаря из старинных
легенд. Важной составляющей восприятия стало "представляемое прошлое",
романтизация собственной истории жителями высокоразвитой индустриальной
державы.
Западноевропейские союзники (французы и бельгийцы)
воспринимались британцами как "свои", понятные, знакомые, особенно в
сравнении со славянами.
В годы Первой мировой войны образы француза и бельгийца не
приобрели новых положительных качеств. Некоторые свойственные бельгийцам
или французам черты могли провоцировать раздражение или смех, но эти
народы олицетворяли ту же цивилизационную модель, к которой относили
себя сами британцы.
Русские и сербы вызывали у очевидцев искреннее восхищение и
уважение своими боевыми, моральными, душевными качествами, но эти народы
не считались британцами "своими".
Изъяны в моральном облике немцев британцы объясняли в том числе и
приверженностью первых доктрине Kultur. Недостатки сербского
национального характера трактовались как следствие длительного
османского владычества, которое не ассоциировалось с прогрессом.
В случае с немцами подразумевается результат усвоения
определенной разработанной концепции, что предполагает некий
образовательный уровень, сопоставимый с уровнем самих британцев. Во
втором случае в качестве объяснения предлагаются объективные
исторические условия развития сербского общества.
Нарушение Германией норм международного права, покушение на
принятые цивилизационные устои вызывали у британцев более сильную
реакцию, чем просходящее на востоке Европы или на Балканах.
О страданиях сербского населения британское общество узнало во
многом благодаря немногочисленным энтузиастам и знатокам проблем
балканского региона, таким как Р.У. Сетон-Уотсон.
В преступления, совершаемые немецкой армией в Бельгии и Франции,
британцы верили быстрее и охотнее, чем в сообщения о происходившем в
Сербии.
Наиболее высокой оценки как солдаты удостоились сербы. У самих
британцев героические символы были связаны не с сухопутными, а с
морскими сражениями.
Представители других народов, способные, как казалось,
безропотно месяцами лежать в окопах и совершать переходы через
заснеженные вершины вызывали заслуженное уважение и заставляли говорить о
себе как о хороших солдатах.
Однако если британцы готовы были отдать пальму первенства
солдатам какой-либо другой страны, то "лучший в мире" офицер для них
точно был их соотечественником.
Британцы полагали, что являются гражданами государства-лидера,
могущественной империи. Осознание силы, которая стояла за ними, давало
им возможность быть терпимыми к союзникам, замечать, но быть
снисходительными к слабым с их точки зрения сторонам, а также отмечать
положительные качества.
Источник
Вернуться назад
|