ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Нефтепровод Грозный - Туапсе

Нефтепровод Грозный - Туапсе


21-03-2015, 11:14. Разместил: Far

Строительство трубопровода Грозный-Туапсе

Нефтепровод Грозный — Туапсе — первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927—1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе. Техническое руководство проектированием и строительством нефтепровода осуществляла Экспертно-техническая комиссия Госплана СССР под руководством академика В. Г. Шухова. В его распоряжение выделили невиданные по тем временам ресурсы: 4 тысячи красноармейцев, 14 паровозов, 17 грузовых машин и 32 трактора. "Огонёк" писал:




«В текущем хозяйственному году советская нефтяная промышленность обогащается новым грандиозным сооружением—начинает работать нефтепровод Грозный—Туапсе. Основная его задача—создать наиболее благоприятные условия для развития нашей нефтяной торговли… Одновременно в Туапсе строится нефтеперегонный завод и лучший в Европе нефтяной пирс на четыре причала».


При проектировании нефтяной магистрали для повышения пропускной способности нефтепровода были впервые использованы петли трубопровода, разработанные В. Г. Шуховым. Впервые в мире была применена электродуговая сварка труб большого диаметра –10”.

(без названия)


Совет нефтяной промышленности подготовил докладную записку для Нефтяной секции СВОК. В ней говорилось о недопустимости снижения затрат на строительство нефтепроводов и, прежде всего, нефтепроводов Грозный - Туапсе и Баку - Батуми, были даны подробные расчеты. Основная мысль заключалась в следующем:


«Совет не считает нужным останавливаться на доказательстве необходимости сооружения нефтепровода Грозный - Туапсе, так как вопрос этот прошел чрезмерно длинный и тернистый путь обсуждения во всевозможных комиссиях и на совещаниях и разрешен в положительном смысле высшими правительственными учреждениями. К его сооружению уже приступили, произведены и производятся затраты, сделаны и делаются заказы».




Нефтепровод Грозный - Туапсе заработал в 1928 году, в год первой советской пятилетки. Он предназначался для перекачки смеси сырой парафинистой нефти (60-70 %) с дистиллятами керосина и бензина (30-40 %). Трубопровод был полностью сооружен из отечественных материалов и оснащен отечественным оборудованием. Годовая пропускная способность нефтепровода с семью перекачивающими станциями составляла 1.5 млн тонн, диаметр трубопровода 250 мм. протяженность - 618,4 км. Здесь использовались десятидюймовые трубы, как сварные, так и цельнотянутые. Первые 175 км трубы соединяли резьбой, остальные - сваркой. В 1938 году началась добыча нефти в Краснодарском крае. Головной участок нефтепровода был использован как продуктопровод, а по конечному его участку транспортировалась нефть от краснодарских промыслов в Туапсе.




Тогда же и был построен городок нефтянников, превратившийся позднее в современный микрорайон Грознефть.


В строительстве нефтепровода принимали участие многие люди. Это и знаменитый московский архитектор К.А. Дулин, спроектировавший большинство сооружений по линии. И будущий Герой Советского Союза Ровенский Василий Григорьевич.

Во время Великой Отечественной войны трубопровод был даже частично разобран. В октябре 1942 г. было принято решение о строительстве магистрального нефтепродуктопровода Астрахань – Сайханы – Урбах - Саратов. В связи с дефицитом труб и оборудования было решено демонтировать вторую нитку трубопровода Баку-Батуми и участок нефтепровода Грозный – Туапсе.

Сейчас нефтепровод не эксплуатируется, после сооружения в середине 80-х нефтепровода Тихорецк-Туапсе.


Отмечу ещё два интересных момента.

Ленин писал в директиве, что для развития трубопроводного транспорта необходимо привлечение американского финансирования и технологий. В итоге обошлись полностью своими силами.

Когда шли процессы по делу "вредителей" в "Нефтесиндикате", одним из обвинений было "намеренное искривление трубопровода в сторону Туапсе, а не Новороссийск и Поти". И где сейчас Поти?


Вернуться назад