ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Доктор социологии Ольга Кузина: «Доллар утратил доверие населения»

Доктор социологии Ольга Кузина: «Доллар утратил доверие населения»


27-01-2012, 14:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Доктор социологии Ольга Кузина: «Доллар утратил доверие населения»

Население проголосовало за восстановление доверия к российской банковской системе ростом вкладов. В 2011 году они увеличились более чем на 20%, причем особенно заметно – в декабре.

«Это реакция на изменение процентной политики банков», считает заместитель председателя ЦБ Алексей Симановский. Скорее, отражение изменений потребительской стратегии, убеждена социолог Ольга КУЗИНА.

 Финансовое поведение населения – многофакторное явление. Покупки предметов длительного пользования и наличных долларов – наиболее популярные стратегии докризисного периода. Сегодня американская валюта, хотя и несколько выросшая к российской, не пользуется таким спросом. Недоверие к доллару опирается на личный опыт снижения его покупательной способности в предыдущие годы.

Если говорить об оценках надёжности различных активов, то россияне отдают предпочтение вложениям в недвижимость. Так считает каждый второй. 33% опрошенных полагают, что надёжны также вклады в Сбербанке. Около четверти соотечественников называет наличные, 22% – вложения в золото и драгоценности.

На низком уровне находятся оценки надёжности вкладов в коммерческие банки. Столь явное их противопоставление государственным банкам удивительно, поскольку с 2004 года в стране действует система страхования вкладов (ССВ), гарантирующая возврат денег в случае банкротства. Она распространяется на все структуры, независимо от формы собственности. То есть в случае банкротства вкладчику гарантирована выплата минимум 700 тысяч рублей. Скорее всего, недоверие идёт от негативного опыта, полученного в 90-е, когда такой системы не было. Ведь многие полностью потеряли свои накопления.

В то же время, по опросам, половина людей считает, что государство защищает любые финансовые активы, в которые население вкладывает свои деньги. Показательно, что два года назад 27% россиян при покупке финансовой услуги не читали текст договора или не до конца понимали его смысл, но, тем не менее, подписывали, и в конце 2011-го их число даже выросло – уже 30% соотечественников не читали банковского контракта или не понимали его в полной мере.

Интересная особенность нашего поведения – восприятие высокой доходности как своего рода гарантии надёжности вложений. Такое «знание» опаснее незнания, поскольку может привести к излишне рискованным финансовым поступкам.

В целом доверие населения к финансовым институтам основывается не только на выгодности взаимодействия, но, прежде всего, – на предсказуемости действий контрагентов, соблюдении ими взятых на себя обязательств, отсутствии мошенничества.


Вернуться назад