ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Общество потребления. Венера против Марса

Общество потребления. Венера против Марса


13-08-2019, 12:59. Разместил: Sackshyne

Общество потребления. Венера против Марса

Вместо предисловия

 

 

Иногда работы бывает слишком много, поэтому кристально чистые планы летят в тар-тарары, а тебе становится неудобно за невыполненные обещания. Алекс, считайте, что этой статьёй я, пусть и частично, искупаю свою вину.

 

Побудительным мотивом к написанию данного труда являлся тот факт, что я так и не встретил толковой аналитики на эту тему (а она, эта тема – обширна и интересна). Зато за последние годы пришлось прочесть немало безапелляционно-негативных оценок, которые были даже не хромыми суждениями, а чистой воды предрассудками. Что ж, дорогой Читатель, в этой статье мы постараемся раскрыть феномен «Общества потребления». Пусть этот небольшой труд позволит взглянуть на освещаемую проблему под другим углом, а также даст пищу для размышлений. Ведь не даром наш вид называется Homo Sapiens. Нашим оружием являются не острые когти или могучие клыки, а ум, которым нужно чаще пользоваться, чтобы данный инструмент не заржавел.

 

Введение

 

Понятие «Общество потребления» сейчас не в чести. Причём априори, считается аксиомой, что это абсолютное зло от самого своего рождения. Ситуация зеркально повторяет происходящее с Сатаной, которому приписывают все грехи (делают его источником бед), однако именно сами люди (намерениями, мыслями и поступками) творят зло. Сатана, согласно Библии, только искушает – а выбор всегда остаётся за человеком. С Обществом потребления то же самое – оно предстаёт перед глазами критиков источником зла, хотя без самого потребителя всей этой «гонки потребления» не было бы.

 

В первый раз меня это лицемерие «цепануло» в начале двухтысячных, когда боевики радикального мусульманского течения в Афганистане в интервью ясно давали понять, что их главная цель – уничтожение Запада и западного образа жизни. Всё было бы логично, но они раскатывали на новеньких пикапах-«Тойотах», пользовались современной западной техникой и средствами связи (включая спутниковые телефоны). Не говоря уж о том, что с удовольствием пользовались оружием США, Британии, Пакистана и Китая. Классический случай «пчёлы против мёда». Но фанатики – на то и фанатики, они и должны рассуждать подобным образом (иначе не были бы фанатиками). Другое дело – основная людская масса, которая не обязана блистать талантами и умом, но всё же должна быть хотя бы практична на бытовом уровне. К моему большому сожалению, сейчас это не так.

 

Причины и происхождение Общества потребления, его становление

 

Разумеется, всё в этом мире закономерно. Поэтому я буду рассматривать происходившее по этапам. Но вначале я сделаю небольшое полулирическое отступление.

 

В заголовок я вынес странную фразу «Венера против Марса». И прежде чем начать изложение, хотел бы её пояснить. В «эзотерических кругах» на рубеже веков часто мелькало утверждение, что грядущая смена эпох – не просто совпадение. Смена эпох произойдёт из-за смены сознания большинства людей. И говорилось, что грядущая эпоха – эпоха Венеры, «Утренней звезды», которая предвещает скорый рассвет (астрономически, а как метафора – и расцвет нового мышления). Правда христиане-ортодоксы могут усмотреть в этом приход Дьявола (на латыни «утренняя звезда» звучит как Люцифер – Светоносный – одно из имён Сатаны), но каждому своё. Предыдущие времена называли эпохой Марса – времени бесконечных войн и насилия. Смысл моей фразы будет созвучен данному «эзотерическому» утверждению, но я постараюсь наполнить его конкретным смыслом своего толкования. Показать, что данная смена эпох – неизбежность, вытекающая из предыдущих событий и достижений человечества.

 

Итак, переходим к сути. Что было основным драйвером экономики в обозримом прошлом? Если вкратце – война. Война провоцировала не только гонку вооружений и научных достижений самого высокого предела (авиация, космос, системы жизнеобеспечения, медицинские отрасли), но и была идеальным «потребителем». Война требовала немыслимых ресурсов. И если ресурсов было больше, чем нужно для победы, их не прекращали изготовлять и совершенствовать. Создавались запасы, инфраструктура, системы защищённого автономного существования (бункеры, подземные города и базы). То есть сколько бы не накапливало ценностей человечество, всё уходило на войну. Конечно, некая элитарная прослойка купалась в роскоши и жили по-королевски, но в процентном отношении это был мизер. Большинство людей было придатком (источник ресурсов и рабочей силы) военной машины и индустриального производства (в XX-ом веке), бесправными рабами.

 

Как мы помним из истории, именно индустриальный рывок дал возможность вести по-настоящему мировые войны, перемалывающих десятки миллионов людей (по большей части - мирных) и круша целые империи. Бог Марс имеет непомерный аппетит, он скушает всё, что ему подвернётся под руку. Он будет всегда голоден. А вот людям, на плечи которых как раз и ложились все эти расходы, приходилось побираться крошками с барского стола.

 

Однако, ситуация начала меняться – вначале понемногу, а потом – и вовсе кардинально. Произошло то, чего не ожидали даже сами военные. Было изобретено супероружие – атомное, а в последствии – и термоядерное. Однако, радость была не долгой. Индустриальная эпоха создала то, что положило конец её величию. Мало того, что этим оружием нельзя воевать (то есть оно не расходуется), но оно же положило конец мировым войнам, которые были основными потребителями индустриальных производств. Мировое производство тех времён было заточено под войны (оружие, амуниция, инфраструктура, боеприпасы, исследования). На горизонте начал маячить грандиозный кризис перепроизводства, ставивший на грань существования не только вновь народившейся экономической элиты (индустриальные магнаты, банкиры), но и саму парадигму индустриального производства как такового. Без рынка сбыта всё это – не более чем металлолом.

 

Надо отдать должное американцам: по-крайней мере тогда они умели «крутиться» и мыслить практично. Поэтому именно США встали на новые рельсы раньше всех, найдя новые рынки сбыта – простых людей, обычных потребителей, а не вечно воюющую армию. Столетия нищеты, огромное население, которое всё это время усиленно плодили для производства (вначале – ремесленников, а с появлением индустриальных конвейерных производств – уже как массовых рабочих) и ведения войн («пушечное мясо») – вот он новый потребитель. Но для того, чтобы сделать их новыми перспективными потребителями, нужно было изменить их сознание, подход к жизни.

 

Думаю, что именно этот момент «разворота сознания», который начали продвигать с самого верха (как корпорации и медиаимперии, так и само правительство США) и можно назвать зарождением «Общества потребления». Людям начали говорить, что они достойны большего, что пришла новая эпоха. Раньше весь быт строился на выживании – война, в первую очередь, бьёт по простым людям. Поэтому подавляющее большинство были очень скромны в запросах, бережливы, запасливы, и не строили далекоидущие планы. Вещи отвечали требованиям тех времён – они были «вечными», даже рубахи могли передаваться по наследству. То есть если человек купил топор, то ещё лет пятьдесят он ему не понадобится, а может даже не понадобится его сыну и внуку. С этой концепцией, разумеется, что-то надо было делать.

 

Итак, начинаем рассматривать основные пункты новой парадигмы («Общество потребления»).

 

Первое, с чем надо было покончить – с любой формой сегрегации. Кастовость сильно мешала продвижению товара (если ты не той касты – тебе это не положено, даже если есть на это деньги). Отсюда начались движения за равноправие. Уравнивались буквально все – мужчины и женщины, чёрные и белые, калеки и здоровые, гетеросексуалы и нетрадиционные, откровенные девиваты и психически здоровые люди, и даже – граждане и нелегалы (последний писк моды). Буквально любые прежние запреты и даже табу начали подвергаться сомнению. Взошла звезда Либертарианства, найдя самую широкую основу для своей реализации. Людям рассказывали о личных свободах, что служение кому-либо или чему-либо – это пережиток прошлого. Вместо «закостенелого» патриотизма людям предлагали стать «гражданами мира», которые служат только себе. Ни границ, ни ограничений. А значит, раз ты достоин большего, ты и должен купить это «большее». «Заначки», накопленные за долгие годы (а то и поколениями) пошли на устройство быта, новую технику, на которую раньше боялись даже посмотреть, не то что купить («глупые чудачества», жили же как-то без этого). После «заначек» – когда они уже основательно «подтаяли» – в ход пошли идеи всё большего заработка (к хорошему быстро привыкаешь, и его хочется продолжить). Поскольку появились новые рынки сбыта, начало расцветать и производство, а значит – появились новые рабочие места. Америка начала по-дикому «впахивать» за деньги – именно последние стали новым мерилом успешности и счастья простого обывателя.

 

Расширение рынков сбыта стало одной из приоритетных задач, и вышло на государственный уровень. Расцвет идеи «американской мечты» (American dream), которая экспортировала вовне (в другие государства) новые стандарты жизни и потребления. Поскольку люди консервативны и не готовы резко менять уже сложившиеся и проверенные временем порядки, очень быстро практика «позитивной пропаганды» перешла на жёсткий слом и лоббирование своих интересов на уровне законов и исполнительной власти. Зарождение идеи Глобализации – нет границ для капитала, рабочей силы и сбыта. Для США тех времён это была идеальная концепция – все другие были невинными ягнятками, не нюхавшими настоящей жизни, в отличие от «дяди Сэма», уже ставшего матёрым волком (речь идёт о практике агрессивных продаж – здесь североамериканцам не было равных). Америка стала «производственным цехом» всего мира, выпуская по-настоящему хорошие и качественные вещи.

 

Бизнес тоже начал меняться. Раньше «военка» не имела проблем со сбытом, поскольку войны были всегда. А когда их не было, нужно было пополнять запасы. И гонка вооружений требовала постоянной покупки более совершенных моделей и даже новых видов вооружений. Старые боеприпасы, даже если их не отстреляли, нужно было утилизировать, покупая вместо них новые. Да и обслуживание тоже влетало государству в копеечку. Так что бизнес впервые за долгое время столкнулся с проблемой сбыта. Оказывается, произвести – это ещё полбеды! Раньше из-за низкой производительности труда, товаров всегда не хватало, а война уничтожала с завидной регулярностью даже то немногое, что было произведено таким нелёгким трудом, или накоплено. Сейчас же необходимо стало беспокоиться о сбыте, а точнее – об его увеличении, поскольку производство должно всегда расти (добро пожаловать в мир фиатной валюты).

 

Для того, чтобы увеличить сбыт, существует не так много вариантов – удешевление, улучшение качества или иных потребительских свойств, создание нового продукта, который будет востребован. Как известно, экстенсивный путь развития – он самый простой, и потому неудивительно, что в первую очередь пошли по нему. Надобность в «вечных» вещах начала отпадать, потому что на подиум истории вышла её величество Мода. Новая вещь радует, конечно, но время этой радости слишком коротко. Поэтому потребитель не стал сопротивляться новой концепции – мир должен быть разнообразным, мы живём, а не выживаем (война стала чем-то далёким, а те, кто жил при войне, начали уступать место свежей крови, и мысли «стариков» всё чаще начали считать «пережитком прошлого»). В моду начала входить этакая «расточительность», когда покупка новой вещи делается не тогда, когда старая сломалась или изношена, а когда понравилась более привлекательная новая, а старая продавалась, имея вполне товарный вид и исправное состояние. Вторичный рынок сделал вещи ещё более доступными благодаря тому, что дал возможность покупать их тем, кто не мог себе позволить новые. Исходя из вновь сложившейся ситуации, появились серьёзные заделы для удешевления. Вкупе с новыми материалами и совершенствованием технологии производства, вещи снизили стоимость в десятки раз. Рынок сбыта расширился до гигантских размеров, позволяя ещё более снизить ранее «заоблачную» цену в разы.

 

Но одного удешевления мало для наступления новой эпохи (насыщение произойдёт очень быстро). Людей начали приучать к мысли о том, что в жизни должно быть разнообразие. Вещи из утилитарной, «скучной» роли начали переводить в разряд гаджета, части экосистемы. Человек начал уже не приспосабливаться к окружающему миру («ютиться»), а строить собственную вселенную, наполняя её механизмами, электронными помощниками и декоративными элементами. На сцену вышел новый игрок – Дизайн, который не просто давал ответы на насущные вопросы (бытовые приборы и приспособления), а формировал новый образ, под который начала перестраиваться жизнь современного человека. А это важно – впервые человек перешёл от реакции на происходящее (приспособление к окружающему миру) к акции, и начал строить тот мир, который считал удобным и нужным. Он стал творцом.

 

Новый этап развития «Общества потребления» можно связать с классическим кризисом перепроизводства, который неминуемо настиг промышленного гиганта. У людей просто кончились деньги, хотя спрос только вырос. Да, такое тоже бывает. Кредиты тогда выдавались куда неохотнее, и жёстко отслеживались должники. Нужно было что-то делать, и Америка выкрутилась опять – была запущена так называемая «Рейгономика». Для того чтобы люди могли покупать товары, им нужны деньги, а денег нет (уже всё потратили). Их нужно как-то запустить в экономику и довести до простых потребителей. И такой механизм был найден – безудержное потребительское кредитование, перекладывающее расходы на будущие годы, а то и поколения. Из-за огромного притока новых денег, произошла «смена караула». Финансовый бизнес окреп настолько, что начал давить промышленников.  Финансовый капитал нуждался во вложениях, быстром обороте, а значит – резком расширении и удешевлении производства. Поэтому, под новую идею экспансии американского образа жизни (а значит и товаров) производство перенесли в Китай – только он мог обеспечить такие объёмы и низкую себестоимость. Производство в США начало чахнуть, это всё больше ослабляло промышленников, что было только в радость финбизнесу – его влияние от этого только росло. Однако, перенос производства и аутсорсинг стал «лебединой песней» не только для местного производства, но и для среднего класса. Развитие мирового рынка сильно ослабило их позиции, сделав бизнес среднего класса нерентабельным. Наплыв мигрантов, продвигаемый Глобалистами, сильно подорвал и сферу услуг, которая казалась непоколебимой (не может китаец в Китае демпенговать чистку ковров в Индиане – звучало логично). Единственно, кто держится до сих пор – микроэлектроника (лидерство, которое даёт кардинальное преимущество) и военная промышленность, поскольку ныне её рынок сбыта – бюджет. А бюджет уже давно наполняется через создание новых долгов. Ныне дефицит бюджета составляет около одного триллиона в год! Однако, появился один нюанс. Теперь оружие нужно не столько для войны, а для освоения бюджета. Нет, стрелковка в США всегда была неплохой (хоть и не всегда надёжной, если вспомнить об «грехах» M-4 и M-16), но начиная с артиллерии и выше – уже не торт. Исключение составляют только старые ракетные технологии (Стингеры, TOW, Hellfier, баллистические и крылатые ракеты – тогда был необходимый задел научной и производственной мысли), электроника очень сильна (включая спутники). Легендарная авиация до появления «невидимок» – F-15, F-16, очень неплохой шрутрмовик A-10. Но всё остальное какое-то непутёвое, как будто не для войны создавалось. Однако, благодаря агрессивному продвижению по линии НАТО и активного лоббирования в странах третьего мира, оружие весьма неплохо продаётся за вполне серьёзный ценник. Военка осталась одним из немногих оплотов промышленного капитала. Можно сказать, что Трамп – их последний сильный выстрел.

 

Так же данный этап можно связать с взрывным развитием торговли. Нет, торговля и до этого не была в стороне, на неё возлагалась важная задача – товары в шаговой доступности. Чтобы человек решился на покупку, он не должен долго раздумывать, а ходить среди красочных витрин. Эмоции легко можно возбудить, но они быстротечны. Если человек будет тратить много времени и усилий на покупку понравившегося, он может с высокой вероятностью передумать. Но в связи с хлынувшим новым потоком денег акцент ещё больше перешёл на торговлю, а активизация сбыта ещё больше наполнила её деньгами. По-сути, одно из самых важных достижений современности – доступность товара, была создана именно развитием торговли. Начала широко распространяться практика «шоппинга» – когда покупки делаются не из-за необходимости, а для развлечения, для получения хороших эмоций (как азартные игры). Идея была подхвачена «эмансипированными» женщинами – в основном теми, кто сам мог заработать, а не выпрашивать у мужа. А уже от них эта практика пошла в массы, породив эрзац-культ.

 

Следующий этап – появление и развитие Доткомов. Один из первых глобальных «пузырей», задача которого была в стерилизации избыточной денежной массы. Но до того, как он лопнул, были влиты огромные средства в интернет-торговлю и, что самое главное, в IT-индустрию. Для человечества это стало весьма значительным шагом, поскольку IT-индустрия не просто убирает информационные границы, но к тому же и создаёт инструменты работы с информацией. Соцсети, торговые площадки, сервисы, а в последствии – развитие смартфонной индустрии. Именно смартфоны вкупе с доступной сетью Интернет, сделали кибернетический мир таким близким и повседневным, буквально носимом в кармане.

 

На данный момент зарождается новая эпоха, которую с лёгкой руки назвали ИИ (AI) – искусственный интеллект. Не совсем верное определение, речь, скорее, идёт об экспертных системах, построенных на обучаемых нейронных сетях, имитирующих подобный процесс у человека. Работа с неполными данными – очень важная веха, мы многое не могли передать на обработку традиционному компьютеру потому, что он может работать только с известными, целостными и чётко определёнными данными. Но нейронная сеть скушает всё (любые «обрывки»), что резко расширяет её применение в обычной «человеческой» жизни – от распознавания образов до прогнозирования любых «живых» процессов вроде политики или поведения человека. Я специально выделяю этот момент, и считаю его именно новой вехой, поскольку уже в недалёком будущем будут созданы весьма совершенные роботы, которые разгрузят человека, оставив его для чистого творчества. Не нужны будут водители, уборщики, продавцы, юристы, судьи, законодатели и так далее. А у каждого человека появится его личный ассистент – настолько совершенный слуга и компаньон, что сможет заменить самого лучшего секретаря. Он не будет болеть, хандрить, и справится с любой задачей второго плана (текучка). Скольким деловым людям сейчас не хватает времени, чтобы реализовать свои планы – они не могут разделиться и заниматься каждый своей задачей. А масштабирование весьма затратно и непредсказуемо. Можно вырастить своего будущего конкурента, да и просто не найти подходящего кандидата. Представьте, что Вам больше не нужно делать большинство однотипных операций самим, которые сейчас очень трудно автоматизировать – просмотр аналитики, решение производственных проблем и конфликтов подчинённых, участие в тендерах и прочее. А теперь представьте такого электронного ассистента, который является буквально Вашей тенью, и мыслит так же, как и Вы. Он будет обращаться к Вам лишь тогда, когда не может справиться с задачей. И получив Ваш ответ, он научится. Да, он будет всё время у Вас учиться, всё больше разгружая Ваш день. И вот в один прекрасный момент Вы обнаружите, что больше не занимаетесь рутиной. Вообще. Как Вам такая жизнь?

 

За счёт того, что масштабируемость такой технологии легко реализуема, скоро из дорогих экспертных систем для серьёзного бизнеса, данная технология очень быстро переберётся на потребительский рынок. Вычислительные мощности не только доступны по цене, они весьма распространены. Будущее будет не за персональными компьютерами, а за «Облачными вычислениями», куда и переберётся большая часть вычислительной работы. Люди будут общаться через терминалы, на роль которых вполне сойдут смартфоны и компьютеры, как и прочая бытовая техника, завязанная на «Интернет вещей» (IoT). Сети 5G охватят большую часть населения, и это не фантастика. Реальность такова, что люди сами стремятся в большие города, поэтому доля покрытия будет всё время расти. И для этого не придётся застраивать Тайгу сотовыми вышками, люди сами будут стремиться к современной инфраструктуре, расположенной в мегаполисах.

 

И вот мы подходим к сакраментальному вопросу: что дальше? По-сути, если люди лишатся заработков (не будет рабочих мест), государствам придётся решать задачи распределения ресурсов (в том или ином виде речь будет идти о «базовом безусловном доходе» + то, что «смог заработать сам» для энергичных). И когда эти проблемы будут решены, окончательно наступит то самое «Общество потребления». Человек абсолютно свободен для творчества (всё прочее гораздо лучше и дешевле выполнит машина). Вроде бы Коммунизм наступил, по-другому не скажешь. Вот только чем будет заполнять своё время большинство людей? А если начнётся быстрая деградация (без «умного» вмешательства в процесс так и будет), смогут ли потомки не только развить существующую инфраструктуру, но и вообще поддерживать её? Сколько будет специалистов в материаловедении, если большая часть «дедовских» вычислений будет выполнять машина, а новоявленный «специалист» будет «плавать» в самых основах, не утрудив себя в своё время чтением профильной литературы? И что случится, когда пойдут первые сбои, потому что тех, кто понимает, как это работает (экспертные системы), будет недостаточно, а то и не будет совсем?

 

Но картины постапокалипсиса оставим на потом, допустим пока всё хорошо, ок? А дальше – больше. При такой схеме очень скоро исчезнет необходимость в деньгах как таковых (от них одни проблемы), поскольку всё замкнётся на государстве, останется только международная торговля, и то – в основном это будет торговля технологиями, патентами и документацией. Я, конечно, вынес за скобки проблему с энергоносителями и сырьём. Но я и не говорю пока за глобальное изменение. Речь идёт о локальном изменении быта большинства населения городов – новшества всегда начинают свою поступь с мегаполисов. Да, производство будет жить своей прежней жизнью, только выше технологически (повальная автоматизация и оптимизация техпроцесса, энергопотребления), разработка нового сократится в разы, но в остальном формат по-первости не изменится. А потом? Если большую часть монтажа производственного оборудования и пуско-наладочных работ можно будет автоматизировать? Полностью замкнуть разработку, выстраивание технологической цепочки, производство и сбыт на машины? А ведь это не такая уж фантастика – машине есть у кого учиться, высококлассных специалистов очень много, и каждого из них можно «масштабировать». И другой вопрос – если будут разные системы в одной области, но «научившиеся» у разных специалистов, смогут ли они учиться друг у друга? А у природы? Ведь большая часть всего, что изобрёл человек – это именно наблюдение за природой. Интересный задел для размышлений, не так ли?

 

Плюсы и минусы. Аналитический разбор

 

Судя по тому, что я расписал выше – это какая-то теория заговора, ведущая человечество в застенки «цифрового концлагеря». Но я привык рассматривать протекающие процессы в контексте, не прибегая оценкам, обличающим «зло» или воспевающим «добро». Давайте понаблюдаем, что нам принесло то самое «Общество потребления» и является ли оно уж таким вселенским злом, как его расписывают некоторые. Начну я с плюсов.

 

Первое – экономика и бизнес, наконец-то обратились к людям. Начали совершенствовать не средства уничтожения людей, а наоборот – создавать необходимую среду для развития и улучшения качества их жизни. Наконец-то был побеждён голод (если не брать в расчёт отдельные страны, где «хромала» система распределения – еды в мире было достаточно). Даже в военной области мы стали более гуманными, если здесь вообще можно говорить о гуманности. Вместо увеличения поражающей способности и создания гигантских зарядов, мы начали переходить к высокоточным боеприпасам. Это, конечно, в первую очередь заслуга современной техники, а не просто желание, но всё же. Сейчас мыслят не тем, чтобы выжигать площади ковровыми бомбардировками, а точечно «прижигать» цели. Так дешевле и практичнее.

 

Второе – гигантский скачок развития. Прежняя модель эволюции не предполагала таких темпов: только когда отомрёт старое, может прийти новое. Вещь – которая, как Вы помните, сделана «на века» – не будет выброшена, пока не придёт в полную негодность. Для телевизора или холодильника – это около 50 лет (я говорю о старых моделях). И поэтому не было смысла разрабатывать новое – его никто не купит, потому что «и старого достаточно». Объём производства кардинально влияет на цену. Если к дорогому ценнику самого производства добавить гигантские издержки на исследование и разработку – тут вообще в качестве покупателей будут лишь миллиардеры. В принципе, именно так раньше и было. То, что мы сегодня считаем повседневными и распространённым – когда-то могли себе позволить только богачи, за очень большие деньги, да ещё и из «нужной» касты. «Общество потребления» сделало доступным многие вещи, благодаря которым мы сейчас живём «как люди», и дальше будет больше. Но кроме удешевления появилась новая особенность – цикл обновления, если можно так выразиться. Благодаря неустанному спросу и быстрой смене поколений, нет надобности в «вечности» произведённого товара, что резко сокращало себестоимость, а значит – и цену. Поскольку люди покупали новое не потому, что старое сломалось, их нужно было убедить, что новое им подходит больше, чем старое. Совершенствовалось всё – не только электроника и бытовая техника, но и текстильная промышленность, дизайн одежды, мебели, интерьера. А вместе с этим совершенствовались все остальные направления – технологии производства, материалы, идеи. Мы живём в мире непрекращающегося бурного роста, будущее, о котором когда-то могли лишь мечтать наши родители в детстве (а возможно и мы сами, если кто постарше) возникает прямо здесь, на глазах.

 

Третье – мир стал практичнее. Вынесенное в заголовок «Венера против Марса» – как раз об этом. Марс олицетворяет мужское восприятие, романтизм, безумные идеи, самоотверженную борьбу во имя… Тут можете подставить всё что угодно. Женский же подход (Венера) – это, в первую очередь, практичность, уют в доме, достаток и покой. Женщина даже в самых ужасных условиях умудряется создать семейный очаг, место, куда хочется возвращаться, где мужчина «отогревается сердцем». Так вот, мир из непрекращающейся «мясорубки», когда отходили от одной войны и тут же готовились к другой, превратился в уютный, «с человеческим лицом», в котором хочется жить и растить детей. Это мир, где человек не приспосабливается и выживает, а живёт, наслаждается жизнью и мечтает о прекрасном будущем, которое оставит своим детям. Разумеется, «мужская удаль» никуда не делась, но она переведена в другую плоскость: политику, спортивные состязания, медиа (фильмы, сериалы, компьютерные игры) и симуляторы (страйкбол, «выживальщики», и прочие околовоенные командные игры). Мужчины разных возрастов увидели возможность реализации своих естественных порывов в игровой форме, без перепахивания городов бомбами, чтобы выяснить – кто из них «круче» и доблестней.

 

Четвёртое – после того, как мир стал практичнее, стали ставится более практичные, «земные» задачи. То, чем болели романтики прежних времён – давно позади. Космос из мечты перешёл в обыденную рутину учёных. Никто больше не рвётся в космос «с голым задом» (вбухивать огромные деньги, когда сами жители Земли живут, по нынешним меркам, в ужасной нужде), не страдает гигантоманией. Всё это плавно перетекло в интерактивную среду, в сериалы, игры и фильмы – так дешевле и проще получить нужные впечатления. Потому что космос нам может предложить только одиночество, страдания и смерть, и при том – за очень большие деньги. Земля – это наш единственный дом, где мы можем выжить. Что именно нужно делать в космосе человеку – лично мне предположить трудно. Всё то же самое можно сделать на Земле гораздо проще и дешевле, никуда не улетая. А насытиться переживаниями и красивыми картинками (в отличие от реального космоса) можно в мире медиа. Как итог – вместо идеи бегства (разграбили и загадили Землю – пора «валить» на новые земли), мы перешли к пониманию, что нужно обустраивать свой дом, беречь и лелеять. Потому что мы здесь навсегда («Куда ты с подводной лодки денешься»), и этот мир наследуют наши дети. Лично я вижу в этом обновление и расцвет старых идей Язычества – в самых лучших их традициях (понятие родины, и как производное от него – истинный патриотизм). К сожалению, мы ещё только встали на этот путь, и нерациональных трат и глупых идей ещё хватает. Но если сравнивать с индустриальной эпохой – уже сделан гигантский шаг в нужном направлении.

 

Пятое. Деньги, которых «всегда не хватает», начали тратиться на нас, рядовых жителей, а не на войну (считай – на наше убийство). Конечно, военные не оттеснены полностью, но ныне выстроена новая система. В странах Запада кадровая армия практически деградировала. Развитие (точнее – поддержание в нужной форме) видно только в разных видах спецназа и подразделений узкой специализации. В других просто нет надобности (войны нет). В России же – наоборот, собрались, переосмыслили, и взялись ковать щит с учётом новых возможностей нашего времени. Переосмыслены были не только подходы и структура войск, но и поставлены новые задачи. Поэтому, в отличие от западной «военки», у нас оружие активно совершенствуется и удешевляется.

 

Шестое. Мир стал удобным, благодаря расцвету эргономики (поскольку на неё появился спрос). Взгляните на такие отрасли, как интерьерный ремонт (как самое распространённое, с которым сталкивался практически каждый). Посмотрите, как стали продуманы детали, инструмент, появились новые виды отделки, материалы, виды монтажа – а это всё немалый новаторский инженерный труд тысяч высококлассных специалистов. И сравните с тем, как это дело обстояло раньше. И это прослеживается везде. Современные цеха – чистенькие, опрятные, с продуманной компоновкой и эргономикой. Работать сейчас – одно удовольствие, что в корне отличается от прежней «пахоты» во вредных и весьма необустроенных помещениях. У нас за жалкие десятилетия полностью поменялись стандарты жизни и труда.

 

А что же с минусами? Разумеется, их хватает. Перечислю также по пунктам.

 

Первое – это, конечно, расточительность. Нет, благодаря огромному количеству влитых денег и безудержному спросу, мы сделали гигантский рывок вперёд, сильно упростив и облагородив наш быт, разгрузили себя от многих рутинных операций (поднимите руку, у кого нет дома стиральной машины? да и посудомоечные уже всерьёз оккупируют наши кухни). Но… как говорится, у каждой медали две стороны. Увы, ныне развитие общества потребления идёт, по большей части, по экстенсивному пути. Не скажу, что это серьёзная угроза исчерпания ресурсов (быстрее мы захлебнёмся в мусоре), но ситуация уже близка к тревожной. Ради заработка совершается немало бессмысленных разработок и последующего выпуска продукции. Всё потому что деньги легкодоступны (они печатаются, а долги раздуваются), и если раньше зарабатывали на производстве, то сейчас гораздо больше денег «вращается» на бирже. И само производство, как бы, уже не так важно (для заработка). Как наиболее яркий перекос, могу привести практически всю «зелёную энергетику», основанную на совершенно неверных постулатах, но поскольку на ней можно заработать на бирже – то это уже не важно, будет она тупиком или нет. Во времена индустриального периода такие идеи зарезали бы на корню как бесперспективные. Это сплошные убытки. Но в нынешних условиях за все проколы платит глупый инвестор. Неглупые же владеют инсайдом, и наоборот – неплохо зарабатывают на этой шумихе, вовремя выходя в кэш. В итоге куча ресурсов (сырьё, энергия, человекочасы и т.д.) переводят на бесполезный хлам, который никогда себя не окупит, или вовсе окажется ненужным. А то и провоцируя самый настоящий голод («Арабская весна» - как раз разожглась из-за нехватки зерна, а его стало меньше из-за новомодной идеи – «биотоплива»). Одним из самых ярких моментов современной расточительности можно привести биткоинт. Утилизируется огромное количество электроэнергии, электроники, которая выпущена и занята бессмысленной для хозяйственной деятельности работой. Подорвана сама идея производства – ресурсы должны идти на востребованные товары, на пользу общества. Но в мире, где всё измеряется деньгами, а сами деньги можно почти беспрепятственно множить… Лучше всего привести в качестве цитаты слова индейского вождя: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

 

Второе – скорее, проблема невоенного поколения, которые не знают, что такое настоящие нужда, голод и разруха, и следовательно – не ценят то, что даёт им общество (законы и общественный порядок, защищающий их от произвола, устроенный быт, относительно низкий криминал на улицах, отсутствие захватчиков из других стран, да даже элементарная возможность заработать на жизнь). Всё это множится на непомерный инфантилизм в сочетании с чудовищным нарциссизмом. Недавно мелькала статья о «поколении снежинок» – это как раз та самая проблема. В тепличных условиях перестали отсеиваться неадекватные кадры, поскольку многие проблемы сейчас легче залить деньгами, да и производительность резко выросла, так что небольшая команда профессионалов может легко справиться с задачей, а остальные жители – они как бы для мебели. Именно эта невовлечённость в решение общих задач, как это было раньше, создаёт иллюзию у таких людей, что тот налаженный быт, что есть вокруг – он просто есть, как воздух. Они не задумываются над всей сложностью создания и поддержания современной инфраструктуры. Из-за гипертрофированного дилетантизма (иметь категоричное мнение о том, что не понимаешь в принципе) их суждения настолько оторваны от реальности, что даже не знаешь, с какой стороны подступиться к такому человеку, чтобы оппонировать. Ему же нужно всё разжёвывать с основ (может он верит, что булки хлеба на деревьях растут – тут уже всё ожидаешь). И поскольку нет обратной связи (ничто не «вправляет» им мозги ответной реакцией на их действия), это всё больше провоцирует разрастание такого «класса». Они оторваны от созидательного социума, который как раз и строит этот мир, в котором живут, в том числе, и эти «снежинки». И их агрессивность, непреклонность позиции – основа для будущего гражданского раскола с последующим противостоянием. Они – вполне реальная угроза для будущего страны, точнее – для дестабилизации. Был бы заказчик.

 

Третье – выхолащивание идеи общего образования. Нет, профессионалы будут всегда, так как они не просто так профессионалы – у них есть талант и тяга к знаниям. Они этим живут. Но таковы далеко не все жители планеты. И если раньше для индустриального производства люди (образованные) были необходимы в больших количествах, поскольку производительность труда была низка, то сейчас ситуация сильно изменилась. Для управления современным производственным оборудованием, для его монтажа, наладки и ремонта, нужны весьма образованные люди. Большинство людей до такого просто не дорастут в силу низкой мотивации, слабой воли и умственных возможностей. Более того, при современной компьютеризации и автоматизации, такое количество работников – даже квалифицированных и умных – уже не нужно. Та ниша, в которую было вовлечено большинство населения (типовой, монотонный труд средней квалификации), всё больше сокращается. Автоматизация типовых операций в скором времени вообще оставит их без работы. И та относительная однородность общества, что была до недавнего времени, тоже канет в Лету. Будут низкоквалифицированные рабочие (потому что ещё не скоро можно будет автоматизировать всю ручную работу) и техническая элита. А те, что в промежутке – не будут востребованы вообще. Это огромная проблема для общества, что ещё больше усугубит пункт два (люди, не вовлечённые в общественно полезный труд). И если в старые времена подобное расслоение общества решалось системой каст, с подчинением всех какой-то одной, то сейчас как-бы демократия. Все равны. И даже если решить вопрос принуждения – раньше-то все были нужны, пусть и на черновой рабской работе. А если люди будут лишними совсем (с ними одни проблемы и расходы)? Простые решения так и витают в воздухе, и это совсем нехороший воздух. Возможно, то, что мы наблюдаем сейчас на Западе – возрождения старых идей фашизма, но уже без нацистской закваски. Просто уничтожение «лишних» людей с предварительным расчеловечиванием – бездушно, жестоко, без всякой – пусть даже бредовой – идеи.

 

Заключение

 

В виду того, что тема поистине необъятна, мне не удалось сделать текст более компактным. Увы, приношу свои извинения. Однако, я постарался не столько ответить на распространённые вопросы критиков, а осветил именно общую концепцию и те тенденции, что видно из нынешней точки времени. И осветил, конечно, не всё – тут бы пришлось писать книгу. Если будут обоснованные возражения – с удовольствием прочту и постараюсь на них ответить. И отдельными ответами могу дополнить данную статью, чтобы не нужно было лазить по комментариям.

 

 

Автор: Sackshyne |

 

* При цитировании и копировании ссылка на ОКО ПЛАНЕТЫ обязательна.


Вернуться назад