Отношение людей к экономическому кризису
Реакция на экономические передряги разных людей чрезвычайно
показательна. Она много говорит о человеке. Причём есть несколько
уровней или стадий такой реакции. Общее восприятие на падение уровня
жизни, безусловно, негативное - мол, эхма, невесело всё это. Но дальше
идут отличия в оценке и выводах.
Человек экономический, то есть зацикленный исключительно на ценниках и
прибыли, приходит в панику и начинает искать виновных. Как поклонник
западного капитализма, он резко отметает фактор спекулятивной атаки
долларовой системы США на российскую экономику, и видит во всём вину
глупого российского руководства. В "жирные" времена его не особо
волновало это руководство и "эта страна", но сейчас его злит всё в
российской действительности. Он чувствует себя преданным.
Человек, ностальгирующий по советской системе как идеальной, находит в
кризисе очередное доказательство своей правоты и требует полного отказа
от рынка и либерализма, разрыва с внешним миром, перехода к сталинской
мобилизационной модели, не считаясь с тем, что ни особенности нынешнего
времени, ни внешние условия, ни состояние страны не соотносятся с их
требованиями. Этакий уход в полное отрицание реальности посредством
мечты "хочу в СССР 2.0" является способом защиты от непонимания
происходящих процессов.
В зависимости от степени радикализма такие люди выбирают либо ворчание
на кухне / в интернете, либо призывы к свержению продажной власти, к
народной революции и насильственного перераспределения собственности под
видом деприватизации. Позиционируя себя противниками
капиталистов-либералов, революционеры-социалисты, на самом деле,
являются такими же материалистами, поскольку решения всех бед видят в
перераспределении собственности и принятии неких идеальных экономических
решений.
Человек, верующий или воспринимающий мир духовно,
видит в экономическом кризисе посланные свыше испытания и пытается
разобраться в ситуации, не спеша обвинять ни власть как таковую, ни
конкретных людей или абстрактные экономические законы. Видя мировую
историю как противостояние полярных начал, в духовном измерении, он не
ищет выхода исключительно в экономике и понимает возникшие проблемы в
комклексе, во всей их сложности. Его обвинения в сторону Запада не
сводятся к частностям типа обрушения цен на нефть или санкций, но в
целом в распространении образа жизни, построенного на преклонении перед
"золотым тельцом". Потому он и не ждёт никаких послаблений от Запада и
до конца верит в Россию и собственные силы русского народа.
В поведении человека верующего нет тупой покорности, как это кажется
материалистам и атеистам, но есть глубокое понимание не только
сиюминутной ситуации, а всего хода истории, а отсюда следуют не
радикальность, неспешность и последовательность. При этом своей внешней
не радикальностью он прикрывает внутреннюю принципиальность, нежелание
прогибаться под принуждения внешних сил, разносчиков демократии. Такие
люди при всей критике руководства России и лично Путина тем не менее
видят его истинную мотивацию, а потому верят и поддерживают главные
решения, как бы они ни казались им, на первый взгляд, непонятными.
Кроме того, в современном мире с его виртуальной мозаичной реальностью
сформировалось большое количество людей мечущихся и прыгающих от одного
мнения к другому. Собственно, таких людей всегда было немало, но
компьютеризация и интернет сделали их громкой силой, которая способна
увлечься любым сильным заголовком и сначала кричать о том, что виноват
Путин, а потом - что виноват Обама. В период глобальных изменений, когда
будущее всё менее понятно, они готовы примкнуть к тем, кто выглядит
увереннее.
РМ
Вернуться назад
|