ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Политические технологии обеспечения стабильности социальной системы

Политические технологии обеспечения стабильности социальной системы


12-05-2013, 10:16. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Политические технологии обеспечения стабильности социальной системы

 

Бычков Петр Александрович, старший преподаватель кафедры политическая психология, факультета психологии СПБГУ, Сержант Людмила Валерьевна, магистр психологических наук
Аннотация. В данной статье рассматриваются понятие политических технологий, основные функции политической системы, процессы обеспечения стабильности общества, которые, на взгляд авторов, не должны оставлять без внимания психологию человека, как члена общества, и в частности его ценностную сферу. Рассмотрено понятие политических ценностей и предложены способы их создания через политическую коммуникацию. Даются практические рекомендации по процессу политической коммуникации, в том числе и в кризисный период.
Abstract. In this article we are going to define the political technologies, main functions of the political system, ensuring processes of the stable society, which on behalf of its authors, should not be leave without attention human psychology, as a member of the society, and his sphere of values. The article describes political values and variants of there creating with a help of political community. There are practical recommendations about a process political community and it specific in crises situation.

Ключевые слова: политические ценности, ценности, политическая коммуникация, функции политической системы, информационные войны, политические технологии.
Key words: info war, political technology, political values, attitudes
.

Политические технологии сегодня достаточно популярный и часто используемый термин. Например, Е. Малкин и Е. Сучков понимают их «как технологии реализации публичной политики», сужая сферу их применения и отводя технологии лоббизма, административного ресурса и некоторые другие к «кулуарной» или «элитной» политике, как отдельной сфере [10, 20-21]. На наш взгляд, более удачно другое определение М. Г. Анохина, согласно которому «политические технологии - это технологии реализации власти», представляющие собой совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. [3, 102-103]. Рассмотрим отдельно функции политической системы. Определим их из схемы, предложенной А.И. Юрьевом «психология политического общества» [21], модели «трехмерной социальной системы» А.В. Полосина [16, 67] и четырех оснований цивилизации, описанных Н.Я. Данилевским [7, 471-472].
А. И. Юрьев, рассматривая общество, как живой организм, выделяет четыре его основания: психология распространения, повиновения, творения политики и ее исполнения[21]. Модель социальной системы А. В. Полосина представляет собой сферу, образованную тремя шкалами измерений (изменение-охранение, рациональность-иррациональность, интеграция-дезинтеграция)[16]. Они в результате образуют 8 полей, которые можно наглядно изобразить с помощью системного подхода В. А. Ганзена [6]:
soc
                    
Воплощение идей                                                                           Новые идеи
Накопление ресурсов                                                     Революционныепреобразования
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Защитные механизмы                                Традиционные представления и верования
Управление                                                                               Сохранение знаний

Н. Я. Данилевский выделил четыре основания цивилизации: деятельность религиозная, культурная, политическая и общественно-экономическая, соотносящихся по содержанию с вышеописанными факторами. (7, 471-472)

Вышеперечисленные системы предполагают четыре общих, охватывающих все сферы нашей деятельности, основания или фактора. Из них можно выделить четыре функции политической системы и предложить классификацию политических технологий (П.Т.):
  1. функция творения политики заключается в создании политической информации определяющей основной вектор развития общества. Используются П.Т. творения политики – идеи, способные формировать общественное мнение, информационные поводы, создание новых движений, новых интерпретаций действительности – это информационные войны (коммуникативные технологии по воздействию на массовое сознание с долговременными и кратковременными целями). [18]
  2. функция исполнения политики выражается в действиях, направленных на добычу и распределение ресурсов, реализацию политических решений и выбранного вектора развития. П.Т. исполнения политики - лоббистские, административные и различные мотивационные методы, имеющие своей целью принятие или исполнение определенного политического решения. Например, поощрение или наказание, убеждение,  введение в заблуждение, дезинформация и манипуляция, внушение или угроза, подкуп, взятка и др.
  3. функция распространения политики осуществляет передачу каждому члену общества политической информации. П.Т. распространения политики:  слухи, статьи и сюжеты в СМИ, обычные рассылки, расклейки и др. При этом применяются такие явления, как внушение, подражание, заражение информацией или «психическими вирусами». [4]
  4. функция подчинения обеспечивает принятие «правильной» и игнорирование враждебной политической информации, повиновение определенной политической воле. Политические технологии повиновения политике – методы направленные на принуждение объекта поступить тем или иным образом: манипуляция, угроза, террор, принуждение, ультиматум или создание определенной информационной среды.

Исполнение данных функций позволяет обеспечить контроль над развитием социальной системы, а, следовательно, обеспечить стабильность общества, или наоборот дезорганизовать работу политических и социальных институтов. Человек, как элемент социальной системы осуществляет данные функции (исполняет законы, получает и передает информацию, производит или распределяет материальные или нематериальные продукты и т.д.). Таким образом, возникает необходимость анализа основных мотивов его поведения и принципов принятия им решений.

Такими, главными мотивами, основаниями для принятия решений и оценки окружающей действительности, руководящими принципами человека служат ценности. [17, 344-349], [9, 10], [20, 249]. Ценности - устойчивое убеждение, что специфичный вид поведения или конечная цель существования является личностно или социально более предпочтительной, чем противоположный или обратный вид поведения или конечная цель существования. [20, 251] Ценности лежат в основе наших поступков, равны убеждениям и являются внутренними правилами, по которым мы играем в этой жизни. Они значительно надежнее законов. [15, 117] Но есть определенные политические ценности, целенаправленно создаваемые государством с целью повышения эффективности работы властных структур и стабильности существования социальной системы. Например, логично ожидать от элиты, политических консультантов и политиков, выполняющих функцию творения политики, ответственность за судьбу своей страны. От бизнесменов и чиновников, как исполнителей политики, ожидаемо справедливое распределение благ, высокая эффективность работы и социальной направленность. Очевидно, что людям, выполняющим функцию распространения политики, как правило, свойственны: открытость и общительность, доброта и избегание конфликтов, доверчивость и т.д. Функция же исполнения политики не возможна без преобладания у людей мотива избегания неудач, конформизма, инертности, боязни изменений и т.д.

В нашем исследовании 2009г мы выделили в соответствии с методикой ценностей Шварца шесть политических ценностей, которые могут способствовать формированию вышеперечисленных качеств у исполнителей каждой из политических функций. Например, рассмотрим функцию распространения политики. К ней относятся такие политические ценности, как «духовная жизнь и самодисциплина, уважение традиций и вежливость, мир красоты и скромность». Они связаны с такими качествами, как открытость, добросердечность, общительность и добродушность, развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человеку, высоко оценившему данные ценности свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события. При этом наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. Такой человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему характерна целенаправленность и интегрированность личности.

Опыт мировой истории показывает, что в условиях экономического и какого-либо другого кризиса у власти всегда возрастает потребность в опоре на морально-нравственные качества народа. Наличие устойчивой системы ценностей придает государству большую стабильность.

Формировать ценности, по мнению А. Маслоу, призвана элита, которая должна использовать их «в качестве примера для подражания и образца для всего вида». [3, 24, 59] Здесь уместно упомянуть о, пожалуй, самой известной политической технологии создания «героев». Они своим поведением, речами, мыслями выражают определенные идеи или ценности и всегда объясняли, каким должен быть человек, куда ему идти и как себя вести [8, 239-246]. «Герои» чаще всего  исполняют функцию творения политики и вкладывают в сознание людей полную картину происходящего – готовые ответы на все возможные вопросы. Именно поэтому, мы считаем эту функцию основной.

Как же происходит процесс формирования ценностей? Многие считают их неизменными, сформировавшимися воспитанием или даже врожденными. По мнению же А. В. Полосина они меняются с течением жизни и формируются по тем же законам, что и рефлексы в небезызвестных экспериментах И. П. Павлова [15, 118]. Эти эксперименты показывают, что повторяющаяся подача сообщения является эффективной стратегией устойчивого изменения установки, способного направлять поведение человека и в дальнейшем [8, 190]. В случае с политическими ценностями, данным сообщением является политическая коммуникация - процесс передачи политической информации благодаря которому, она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической и социальной системой [2, 16]. О. Н. Паршина считает, что ее общественным предназначением является внушение гражданам правильных политических решений и действий. [14, 6]

Сейчас процесс политической коммуникации приобретает новые возможности и формы благодаря возрастающим возможностям СМИ, которые влияют на изменение общественного мнения, задают повестку дня, дают человеку информацию о внешней среде и т.д. [5, 217, 169]. Любой  политик, бизнесмен, чиновник, политический деятель, имеющий доступ к СМИ, при помощи применения определенных политических технологий может эффективно влиять на умы, создавая определенные политические ценности. [15, 12 -15].
Одним из условий, повышающих эффективность воздействия политической коммуникации, мы считаем открытый и откровенный диалог между властью, публичным человеком и гражданином. Главное, он должен быть ориентирован на идеальные факторы [21]. Необходимость  придания особого статуса аудитории как объекту объясняется тем, что «успешное воздействие может опираться только на интересы, ценности, идеалы аудитории, то есть речь идет о необходимости разговаривать с ней на одном языке в прямом и переносном смысле этого слова. Целями такого воздействия на массовое сознание является внесение изменений в когнитивную структуру с тем, чтобы получить соответствующие изменения в поведенческой структуре»[18]. Стоит вспомнить пирамиду потребностей А. Маслоу, которая стала очень популярна в последнее время и, по нашему мнению, лежит в основе многих речей современных политических лидеров РФ. Суть ее заключается в том, что, не удовлетворив базовые физиологические потребности, человек не в состоянии руководствоваться в своем поведении более высокими потребностями [12]. По данной логике бесполезно политикам апеллировать к высшим потребностям, особенно в ситуации кризиса, а намного эффективнее удовлетворять низшие уровни. Однако, примеров опровергающих данное положение множество. Интересно то, что в политическом дискурсе апеллирование к низшим потребностям скорее используются для дестабилизации ситуации. Угроза им позволяет моментально вызвать панику, тревожное состояние, что в конечном итоге приведет к протестным настроениям. Апеллирование к низшим потребностям - классический пример, база, для любой информационной войны – создание внешней угрозы, сложившемуся образу жизни. [15, 85] Если же обратить внимание на выдающихся ораторов, то в их речах мы увидим призыв к идеальным факторам, которыми чаще всего становятся именно ценности.

Политик, как, своего рода, «герой» должен обращаться к вечным ценностям и формировать картину мира и апеллировать к ее составляющим: миф о территории, представления о других людях, самоидентификация, законы. [15, 12-15]. Примером такой речи служат выступления Мартина Лютера Кинга. Он делился картиной светлого будущего для всего общества, его речь была простой и доступной. Он повторял по нескольку раз ключевые фразы, позволял аудитории угадывать и повторять их вслед за ним. Успеху оратора так же способствуют рассчитанные паузы, использование интонирования, богатая мимика, активное жестикуляция. Использование «мы» и «наши» вместо «я» и «мои» во фразах, отражающих личные убеждения и надежды, позволяет всем и каждому ощущать себя полноправным участником важнейшего общественного движения. Идентификация себя с чем-то по масштабу большим всегда придает человеку дополнительные силы и уверенность в себе. Так же в речах необходимо использовать то общее, что роднит оратора с его слушателями. Этими общими чертами в случае с Лютером Кингом были верность христианским традициям и американское подданство — т. е. принадлежность к нации, которая считает себя символом веры в личную свободу человека. Его речи были насыщены цитатами из Библии, афоризмами и крылатыми словами известных священников и популярных политиков, например Джона Ф. Кеннеди. Слова и идеи, хорошо знакомые аудитории, всегда затрагивают чувствительные струнки в душах немалой части населения страны. С помощью этого риторического приема Кинг создавал и укреплял в умах людей ассоциативные связи между уже известными и позитивно оцениваемыми идеями и новыми — его собственными. [8, 28] Этот прием часто приводиться в техниках НЛП. Он основывается на том, что многократное сочетание нейтрального стимула совместно с положительным, приводит к последующему восприятию нейтрального стимула как положительного. Так же могут быть полезны различные техники «якорения» и другие методы манипуляции. Это особо актуально в кризис, который всегда развивается в условиях нехватки времени, активно вызывает к жизни прошлые методы решения однотипных проблем, даже отдаленно напоминающих данные события. Поэтому, работая с аудиторией необходимо учитывать, что в памяти могут возникать образы из аналогичных ситуаций, которые могли разрешиться как очень позитивно, так и негативно. Очень часто оказывается эффективным призыв к прошлым корням.

Для успешной политической коммуникации стоит рассмотреть одно из основных свойств нашего сознания - потребность в постоянном объяснении окружающей действительности. Человек не может жить в состоянии неопределенности и неизвестности. Для избегания вышеперечисленных болезненных состояний в обществе возникают базовые ценности, которые играют роль аксиом в логическом размышлении, позволяющие человеку найти основания для последующих размышлений и выводов [1, 256]. Для их создания применяются политические технологии создания легенд, мифов, религий и верований. К примеру, З.Фрейд рассматривал религию как технологию обеспечения стабильности и контроля над обществом.[19] Для того, что бы эффективно контролировать социальную систему люди уже давно используют определенные политические технологии, которые основаны на главных потребностях человека – ощущении смысла жизни, обладании целей и ценностей. [1, 11] [21]. Без удовлетворения их человек может ощущать страх перед жизнью, ощущение одиночества, ощущение тяжелого переживания скуки, глубокую апатию.[12,14] Политик в своих речах должен постараться предложить решения всех этих проблем. Например, путем создание чувства сопричастности каждого гражданина к обществу, объяснения смысла жизни путем иллюстрации определенных целей и политических ценностей, пропаганды любви, свободы, сострадания и других вечных ценностей. Он может направлять граждан на определенный труд, давать им веру, надежду и картину мира, состоящую из мифа о территории, представления о других людях, самоидентификации, законов. При этом обязательным условием является избегание ныне принятого в РФ официального, сухого «юридического» языка, возможно использование юмора. А так как обязательным условием возникновения ценности является ее внешнее подтверждение, то личный пример становиться одной из важнейших задач. [11, 118]. В проведенном нами исследовании, люди вспомнили и выбрали в качестве героев тех исторических персонажей, которые были наиболее близки народу, не боялись идти на подвиги и личным примером показывали профессионализм, смелость и отвагу.

Из этого же свойства сознания (потребность в объяснении окружающей действительности) следует, что необходимо оперировать не деталями, а целыми блоками информации, что особо актуально в кризисной ситуации. Люди испытывают необходимость в завершенном типе текста, имеющем четкую структуру, выражающем в законченную мысль. Она должна компенсировать имеющиеся разрывы, когда сознание оказывается не готовым к восприятию катастрофической ситуации.[18]

Для более эффективного использования политических ценностей необходимо рассмотреть основную причину их соблюдения. Ей чаще всего становиться конформизм, так как для большинства людей то, что о них думают, другие и как другие ведут себя с ними, является одним из наиболее могущественных источников влияния на поведение. Действительно, в условиях РФ практика показывает эффективность особой стратегии мотивации: создание значимости работника, его незаменимости и полезности. В нашей стране это доброе слово начальника или признание работника в его профессии намного ценнее, чем любые премии. Политик же должен учитывать это и выражать в своих речах успехи и значимость народа. А так же направлять их деятельность на актуальные для общества потребности. Например, культивируя социальные специальности (врачи, учителя) или призывая к инновациям. Но делать это нужно через образы, выражающие ценности данных профессий или предлагаемого пути развития.

Особое внимание стоит уделить кризисным коммуникациям, являющимися ярким примером условий острой потребности в обеспечении стабильности. Они предъявляют новые требования, оголяют истинные «я» политиков. Кризис может привести к принятию быстрых, необдуманных и губительных для политической карьеры решений, или же наоборот, правильных решений, способных возвысить политика.

Центральная проблема для кризисной коммуникации – дефицит информации. На начальном этапе кризиса создается некоторая неопределенность и растерянность. Именно в этот момент может возникнуть информационный вакуум. А как мы знаем, вакуум немедленно должен быть заполнен. Нельзя ограничивать людей в информации и использовать фразу «без комментариев». Это лишь усиливает враждебность аудитории и СМИ и ведет к нарастающему недоверию к официальным источникам информации. [18] В этом случае человек может начинать искать альтернативные источники информации, и возникают такие деструктивные явления, как слухи. Они могут спровоцировать панику и привести к организации толпы, что всегда может иметь очень плачевные события. Слухи не всегда являются ложной информацией и имеют деструктивное воздействие. Однако обезопаситься от деструктивных слухов можно теми же технологиями переключаемости внимания. В обращении политик должен не упоминая о слухе настойчиво и спокойно давать информацию противоположную его содержанию. Эффективным способом борьбы, как со слухом, так и с паникой и толпой является юмор. [13, 62] [13, 94] [13, 96] С другой стороны дефицит содержания ценностей в политической информации  ведет к альтернативному ее поиску в различных сектах и других подобных организациях. Они умело решают проблемы смысла жизни, страха, одиночества и даруют человеку ценности, смыслы и цели.

Кризисные коммуникации
предполагают множественность воздействия, поскольку возникает элемент информационного шума, когда трудно вычленить главное и решить, на что именно реагировать. В то же время публика оценивает ситуацию эмоционально, а не рационально. В данной ситуации политик может, используя психологическое свойство переключаемости внимания, умело создавать повестку дня через СМИ. Человек склонен обратить внимание на более яркое, страшное или шокирующее сообщение, чем успешно пользуются в своей работе желтые газеты. На этом же свойстве базируются приемы и технологии управления толпой. [13, 34] Стоит отметить, что ценности вызывают всегда сильные эмоции и способны переключить на себя внимание, перенаправив протестные настроения в более мирное русло.

Итак, применение политических ценностей в политической коммуникации, умелое поведение политика способны создать эффективное воздействие на аудиторию, завоевать ее доверие и направить ее в нужном направлении. К сожалению, наши политики редко прибегают к политическим ценностям в своих речах, в то время как их зарубежные коллеги отводят им большую часть в своих выступлениях перед электоратом и основывают на них все политические планы по развитию страны.

Итак, применение политических ценностей в политической коммуникации, умелое поведение политика способны создать эффективное воздействие на аудиторию, завоевать ее доверие. Особенное значение упоминание ценностей приобретает в условиях кризиса. В подобные периоды ценности могут сыграть ключевую роль в политическом процессе.

Литература:

1.    Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПБ, 2000
2.    Анисимова Т.В. Психология политической коммуникации
3.    Анохин М. Г. Политические технологии. Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 101-104.
4.    Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПБ, 1908
5.    Винтерхофф-Шпурк Петер, Медиапсихология. Харьков. Гуманитарный центр,2007.
6.    Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984
7.    Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991
8.    Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. Изд. «Питер», М., 2001
9.    Карандашев В. Н. Практикум по психодиагностике «Методика Шварца для изучения ценностей личности», СПБ, 2004
10.    Малкин Е., Сучков Е., Политические Технологии. М., 2006
11.    Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПБ, 1997
12.    Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 1999
13.    Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. М. 2001
14.    Паршина О. Н. Российская политическая речь М 2007
15.    Полосин А., Обманывать, нельзя врать. М., «Европа», 2007
16.    Полосин А., Законы расщепления общественного». М., «Европа», 2007
17.    Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности М., 1969
18.    Почепцов Г.Г., Информационные войны, гл.3
19.    Фрейд З. и Фромм Э. Сумерки Богов, М., 1989
20.    Шестопал Е.Б. Политическая психология\ Хрестоматия\. М., 2007 Т.В. Евгеньева, С.Фельдман
21.    Юрьев А.И. Власть и общество

Вернуться назад