США продолжают препятствовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве, которые, по их мнению, являются "попыткой России воссоздать новую версию Советского Союза". Как сообщает газета "The Financial Times", такое заявление было сделано американским экс-госсекретарем Хиллари Клинтон 6 декабря 2012 года на конференции по правам человека в Дублине перед встречей с главой МИД России Сергеем Лавровым.
По мнению Клинтон, есть движение, направленное на повторную "советизацию" региона. "Это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом или Евразийским союзом и все в этом роде", - заявила она. "Мы знаем, какова цель, и мы стараемся разработать эффективные пути для того, чтобы замедлить или предотвратить это, - подчеркнула Клинтон. Комментируя октябрьское заявление Владимира Путина, согласно которому Россия намерена усилить экономическую интеграцию в Евразийский регион, госпожа Клинтон сказала, что "США пытаются противостоять этому, хотя это непросто".
Скандальное своей агрессивной прямотой заявление Клинтон, быть может, случайно, но совпало с проведением в вашингтонском Институте Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса экспертных обсуждений на тему "Экономика стран Центральной Азии и Афганистана". Ведущие американские эксперты говорили как раз об интеграционных процессах в центрально-азиатском регионе. Контекст выступлений непосредственно дополнял позицию, выраженную прежним руководителем Госдепартамента.
В частности, заместитель директора управления Международного валютного фонда по странам Ближнего Востока и Центральной Азии Юха Какконен заявил, что центрально-азиатский регион (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан) находится в числе "наименее интегрированных в мире". По словам Какконена, международные эксперты считают экономическую интеграцию в регионе одной из сложных задач. "Существуют несколько крупных соседей, которые по различным причинам заинтересованы в этом регионе. У стран региона различные отношения с Россией, большую роль также играет Китай, но между собой страны региона не сотрудничают", - сказал Какконен. О том, что у США в Центральной Азии много интересов, хотя Штаты находятся на большом удалении от региона, Какконен предпочел не распространяться. То есть, представитель МВФ, выражая неудовлетворение уровнем экономической интеграции стран Центральной Азии, практически прямым текстом оговаривает, что данная интеграция должна строиться без участия России и Китая.
Надо отметить, что США, стремясь отгородить страны постсоветского пространства от интеграции с Россией и Китаем, совсем не против их интеграции между собой под американской эгидой. Удачным примером подобной конструкции могла бы служить организация ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Другую попытку "локальной" антироссийской интеграции пытался провести грузинский президент Михаил Саакашвили, выдвигая идею так называемой "Кавказской конфедерации", которая не нашла поддержки в Азербайджане.
Выход Грузии из СНГ - показательный пример достижения в угоду США "политического суверенитета" от России. Приоритетом в данном случае выступали не жизненные интересы самой Грузии, экономика которой была ориентирована на российский рынок, а политическая установка США на ломку интеграционных механизмов с участием России. В итоге грузинские производители лишились выхода на российский рынок, а громко анонсированная, но при этом изначально абсурдная стратегия правительства Грузии на расширение экспорта местной продукции на европейский и американский рынки не дала каких-либо ощутимых результатов. Как оказалось, Европе хватает собственного вина и минеральной воды. А поэтому экономические реформы строились исключительно на популизме и внешних кредитных инъекциях и, в конце концов, завершились крахом. Развалив национальную промышленность и экспортные отрасли экономики, грузинское руководство превратило страну в транзитный коридор и было вынуждено смириться с непропорциональным ростом экономического влияния Азербайджана и Турции. Социально-политические последствия подобного дисбаланса проявляются сегодня со всей очевидностью. Экспорт Грузии составляет порядка 2 миллиардов долларов.
Внешний долг Грузии в 2003 году составлял 1,8 миллиарда долларов. Сегодня совокупный долг доходит до 12 миллиардов долларов, что составляет почти три бюджета Грузии. Безработица в Грузии достигла 60 процентов. Грузия занимает последнее место в регионе. Показатели в расчете ВВП на душу населения составляют всего 5 тысяч долларов, в то время как в Азербайджане они составляют порядка 10 тысяч долларов, в Армении - порядка 5,5 тысяч долларов. За чертой бедности в 2007 году находилось 6,4 процента населения. В 2012 году - почти 11 процентов. По некоторым показателям, в том числе и европейским, Грузия является одной из самых бедных стран мира.
Соседняя с Грузией Армения в свое время также ступила на путь защиты "политического суверенитета" в ущерб суверенитету экономическому. Посол США в Ереване Джон Хефферн обещал: "Я сделаю все, чтобы привлечь из США инвестиции и обеспечить большие объемы двустороннего торгового сотрудничества".
Однако, несмотря на это заявление, экономику Армении с момента обретения последней независимости больше всего инвестировала Россия. Согласно официальной статистике, прямые инвестиции России составили более $2,2 млрд. Российское государство вкладывало деньги в основном в электроэнергетику, транспортную и промышленную инфраструктуры. Благодаря России все это время удавалось поддерживать работу Армянской АЭС. США в свою очередь "пожертвовали" всего $260 млн., и большей частью частными лицами – бизнесменами армянского происхождения.
Инвестиции США носят политический характер. Деньги направляются посредством грантов в общественный сектор с целью создания "пятых колонн". Это приводит лишь к одномоментной, а не эволюционной "трансформации государства и общества". Подобные схемы доходчиво описаны в мемуарах Строуба Тэлботта (заместителя госсекретаря США в 1994-2001 гг.): "Не стоит вкладываться в постсоветскую инфраструктуру по той простой причине, что ее в случае чего невозможно будет взять и вывезти в США".
Политика США противостоять экономическим интеграционным процессам находит горячую поддержку у национальных элит, озабоченных не государственным, а собственным олигархическим суверенитетом. В результате возникают несуразные политические, экономические и логистические модели, наподобие Украины, лидеры которой на полном серьезе заявляют о том, что поставлять российский газ из Германии выгоднее, чем из самой России. При этом они консервируют мощную национальную газотранспортную систему, обрекая ее на уничтожение. Армения стремится к разблокированию границы с Турцией без мало-мальски внятного анализа экономических последствий данной операции, Таджикистан остается без трудоспособного населения и т.д.
Постоянный представитель РФ при НАТО Александр Грушко прокомментировал заявление Х. Клинтон о "советизации" постсоветского региона так: "Мы исходим из права каждого государства на выбор своих партнеров и, прежде всего, использования естественных географических, исторических, политических и экономических преимуществ. Мы давно договорились с Евросоюзом о том, что и Россия, и ЕС будут в одинаковой степени уважать интеграционные процессы, развивающиеся в обеих частях Европы, и будут работать над тем, чтобы эти интеграционные проекты были взаимодополняющими. Что же касается "советизации" и "ресоветизации" - это клише, которое абсолютно не соответствует реальным процессам, происходящим сегодня на постсоветском пространстве".
Интересы США останутся неизменными и при новом госсекретаре, и при других последующих. Очевидно, что любые интеграционные процессы, неважно к чему они будут вести – "воссозданию СССР" или сохранению Евросоюза – не вписываются в сценарий американской внешней политики. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за тем, с какой пассивностью американцы взирают на экономические проблемы и угрозу дезинтеграции на пространстве ЕС.
|