ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Северный морской путь – объект геополитического соперничества

Северный морской путь – объект геополитического соперничества


18-11-2012, 13:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Северный морской путь – объект геополитического соперничества

 Игорь Пономарев

Глобальное потепление и вызванное им поднятие уровня мирового океана грозит некоторым странам затоплением части территории. Что касается России, то климатические процессы могут привести к увеличению продолжительности полярной навигации и открытию Северного морского пути для коммерческого мореплавания.

Общая площадь льдов в Северном Ледовитом океане сократилась до рекордно низкого уровня, сообщается в докладе Японского аэрокосмического агентства (ДЖАКСА). На 25 августа этого года площадь ледовой поверхности составляла более 4,21 млн кв. км. Последний рекорд сезонного снижения площади льда был зафиксирован в сентябре 2007 года – 4,25 млн кв. км. Некоторые эксперты утверждают, что если таяние продолжится такими же темпами, уже к концу десятилетия льдов в Северном Ледовитом океане не останется вовсе.

Это позволит использовать Северный морской путь для международного коммерческого мореплавания. По имеющимся оценкам, использование Севморпути вместо Суэцкого канала даст возможность снизить транспортные расходы примерно на 40%. Таяние полярных льдов откроет доступ к залежам нефти и газа, размер которых, по имеющимся оценкам, могут достигать внушительных размеров. В Японии уже намечен запуск спутника для мониторинга погоды на Северном морском пути.

В России также готовятся к более активному использованию СМП. Так, на судне северного флота «Михаил Сомов» установлена станция спутниковой связи, которая позволит предоставлять услуги спутниковой связи на морских судах в северных широтах. Речь идет о доступе к данным гидрометеорологической и ледовой обстановки, Интернету, IP-телефонии, а также двенадцати каналам телевидения. Скорость подключения составит более 2 Мбит/с.

По данным ФГУП «Космическая связь», большая часть трассы Северного морского пути находится в зоне покрытия российской группировки геостационарных спутников связи. Поэтому использование стабилизированных антенных систем позволит обеспечить доступ к информационным ресурсам всем морским судам в зоне транспортных путей в Северном Ледовитом океане.

Планируется также создание около десяти арктических центров спасения от Мурманска до Камчатки. По данным МЧС, центры будут располагать не только техническими, но и информационно-аналитическими возможностями. Они будут аккумулировать все информационные сообщения смежных министерств и ведомств.

Первый такой центр будет открыт в Дудинке в здании бывшего профилактория. В начале в нем будут задействованы порядка сорока человек, однако уже в 2013 году это число сотрудников увеличится как минимум до двухсот. В течение 2013–2014 годов будут построены и две вертолетные площадки. По предварительным данным, базой для вертолетов и обслуживающего персонала станет аэропорт «Валек».

Арктический спасцентр будет оснащен и другой техникой – судами на воздушных подушках, вездеходами. В Дудинке появятся специалисты – водолазы, способные вести работу на больших глубинах. Полностью центр будет готов к ноябрю 2014 года. На строительство комплексных аварийно-спасательных центров в Арктике выделено около 1 млрд рублей.

Пока же в российском заполярье действует 4 поисково-спасательных отряда, 65 пожарных и пожарно-спасательных подразделений общей численностью около 3 тыс. человек.

Появление современной связи и спасательных пунктов на всем протяжении СМП даст толчок не только транспортному освоению этой трассы, но и промышленному развитию высокоширотных регионов, а также арктического шельфа, принадлежность которого часто оспаривается.

Однако у мирового сообщества не должно быть вопросов по поводу прав России на арктический шельф, утверждает вице-президент РАН Николай Лавёров. Проведенные исследования неопровержимо доказывают – под Северным Ледовитым океаном находится затопленная тундра, аналогичная той, что осталась на континенте.

«Территории от Таймыра и до Чукотки – это просто затопленные территории, – сказал он, выступая в Курчатовском институте. – Здесь несомненно присутствует затопленная тундра с соответствующими остатками корневой системы трав. Тут у мирового сообщества не будет крупных вопросов по поводу наших прав на эту часть шельфа». По словам Лавёрова, границы шельфа здесь пролегают в 500–600 км от берега.

Разведанные запасы нефти и газа в российском секторе Арктики не слишком велики, но права на шельф надо отстаивать, считает академик. Здешние 450 млн тонн нефти и 4,6 трлн куб. м газа составляют уровень среднего по запасам месторождения Западной Сибири, считает он.

Однако освоение природных богатств арктического шельфа потребует порядка 500 млрд долларов до 2050 года, считают в Минэнерго. В министерстве намерены стимулировать разработку новых месторождений в Восточной Сибири, которые при существующей сегодня системе налогообложения нерентабельны для их разработки. В целом пакет разработанных в ведомстве предложений призван дать возможность вовлекать в разработку скважины, которые нерентабельны при действующей системе налогообложения. Предполагается активизировать привлечение новых технологий для разработки трудноизвлекаемых залежей, а также создать условия для эффективной добычи месторождений, находящихся на шельфе. Помимо шельфа Арктики они будут касаться шельфа Каспийского и Черного морей.

Однако эксперты считают, что едва ли все ограничится только вопросами экономики. По оценке японского издания TheDiplomat, открытие СМП добавит северный вектор к американским стратегическим расчетам, а Россия лишится непроходимого тыла. В геополитическую игру будет втянут весь евразийский континент, утверждают эксперты.

 

 

ТПП-Информ 


Вернуться назад