ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Урок Суэцкого канала: Северный морской путь нужно использовать круглогодично

Урок Суэцкого канала: Северный морской путь нужно использовать круглогодично


27-04-2021, 20:51. Разместил: Око Экономика

России важно показать, что Северный морской путь (СМП) используется круглогодично. Этот фактор окажет гораздо большее влияние на грузоперевозки, чем авария в Суэцком канале, спровоцировавшая ажиотаж на отправку грузов через Дальний Восток, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов

 

Северный морской путь нужно использовать зимой, когда применяется ледокольный флот

 

Транспортная группа Fesco сообщила, что контейнерные перевозки через Дальний Восток в марте выросли на 55%, в том числе за счет переброски грузов с маршрута через Суэцкий канал.

 

23 марта грузовое судно Ever Given, один из самых больших контейнеровозов в мире, село на мель в Суэцком канале, перекрыв движение в обе стороны. Разблокировать канал удалось только 29 марта, в очереди на прохождение скопилось более 450 судов. По совокупности каждый день простоя обходился мировой торговле в 9,6 млрд долларов. 

 

Блокировка Суэцкого канала увеличила перевозки через Дальний Восток на 55%

 

Перевозчики, пользовавшиеся исключительно Суэцким каналом, массово принялись искать рабочие варианты транспортировки и возможности для транзита грузов из Азии в Европу через Россию.

 

В результате через четыре дня после аварии транспортная группа Fesco сообщила о рекорде по объему отправляемых контейнеров транзитом через Россию: более 80 тысяч TEU. Таких масштабов контейнерного парка не наблюдалось за всю историю компании. Ажиотажный спрос увеличил контейнерные перевозки через Дальний Восток на 55% по итогам марта.

 

С января по март контейнерный рынок России вырос на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, рассказали в Fesco. При этом транзитные перевозки увеличились на 72%.

 

В марте 2021 года рынок вырос на 16,2%. Драйвером оставались импортные и транзитные перевозки, которые выросли на 49% в основном за счет направления Китай — Европа — Китай. 

 

«То, что мы сейчас наблюдаем, не является долгосрочным трендом, — объясняет Алексей Громов. — Резкий рост интереса к альтернативным маршрутам был связан именно с форс-мажорными обстоятельствами на Суэцком канале. Очень многие грузоотправители связаны долгосрочными контрактами в части использования Суэцкого канала. Поэтому очевидно, что как только последствия аварии пройдут, загрузка канала вернется к своим привычным значениям».

 

Несмотря на ситуативный спрос, грузоотправители увидели, что в России есть альтернативы, которыми можно пользоваться. К примеру, может быть востребован весенне-летний период использования Северного морского пути, когда активна навигация. 

 

Для успешной конкуренции российским компаниям следует увеличить скорость доставки

 

«Для России гораздо более важным фактором является то, насколько интенсивно будет использоваться маршрут в осенне-зимнее время, когда применяется ледокольный флот. Необходимо продемонстрировать, что СМП используется круглогодично, что окажет гораздо большее влияние, чем авария в Суэцком канале, которую можно отнести к конъюнктурным причинам временного повышения спроса», — уверен Алексей Громов.

 

В 2020 году через Суэцкий канал доставили 1,2 млрд тонн груза, по Северному морскому пути — 33 млн тонн, что далеко не исчерпывает возможности маршрута. При правильной политике и верном выборе стратегического партнера это направление имеет позитивные экономические перспективы для РФ. 

 

Контейнерные перевозки также востребованы не только для морского транспорта, но и для железнодорожного.

 

Чтобы в полной мере использовать потенциал России, который есть на этом рынке, необходимо увеличить пропускную способность железных дорог. Сейчас этим вопросом занимается правительство, в частности расширяя возможности БАМа.

 

«Особенно интересуют пути, идущие с Запада на Восток. На этом направлении российские компании потенциально могут транспортировать гораздо больший объем грузов, чем сегодня», — подчеркнул эксперт.

 

Одновременно с увеличением объемов грузооборота необходимо сократить время доставки между Европой и Азией. Пока в этом отношении российские компании серьезно проигрывают, учитывая, насколько ключевым моментом в современном мире является скорость.

 

Если удастся решить проблему с оперативностью — это касается не только качества путей, но и логистических цепочек, — то у России будет конкурентоспособное предложение по контейнерным грузоперевозкам и в сфере железнодорожного транспорта тоже, подытожил эксперт.  

 

Автор: Дарья Белова


Вернуться назад