ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Урок Суэцкого канала: Северный морской путь нужно использовать круглогодично
Урок Суэцкого канала: Северный морской путь нужно использовать круглогодично27-04-2021, 20:51. Разместил: Око Экономика |
России важно показать, что Северный морской путь (СМП) используется круглогодично. Этот фактор окажет гораздо большее влияние на грузоперевозки, чем авария в Суэцком канале, спровоцировавшая ажиотаж на отправку грузов через Дальний Восток, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
Транспортная группа Fesco сообщила, что контейнерные перевозки через Дальний Восток в марте выросли на 55%, в том числе за счет переброски грузов с маршрута через Суэцкий канал.
23 марта грузовое судно Ever Given, один из самых больших контейнеровозов в мире, село на мель в Суэцком канале, перекрыв движение в обе стороны. Разблокировать канал удалось только 29 марта, в очереди на прохождение скопилось более 450 судов. По совокупности каждый день простоя обходился мировой торговле в 9,6 млрд долларов.
Перевозчики, пользовавшиеся исключительно Суэцким каналом, массово принялись искать рабочие варианты транспортировки и возможности для транзита грузов из Азии в Европу через Россию.
В результате через четыре дня после аварии транспортная группа Fesco сообщила о рекорде по объему отправляемых контейнеров транзитом через Россию: более 80 тысяч TEU. Таких масштабов контейнерного парка не наблюдалось за всю историю компании. Ажиотажный спрос увеличил контейнерные перевозки через Дальний Восток на 55% по итогам марта.
С января по март контейнерный рынок России вырос на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, рассказали в Fesco. При этом транзитные перевозки увеличились на 72%.
В марте 2021 года рынок вырос на 16,2%. Драйвером оставались импортные и транзитные перевозки, которые выросли на 49% в основном за счет направления Китай — Европа — Китай.
«То, что мы сейчас наблюдаем, не является долгосрочным трендом, — объясняет Алексей Громов. — Резкий рост интереса к альтернативным маршрутам был связан именно с форс-мажорными обстоятельствами на Суэцком канале. Очень многие грузоотправители связаны долгосрочными контрактами в части использования Суэцкого канала. Поэтому очевидно, что как только последствия аварии пройдут, загрузка канала вернется к своим привычным значениям».
Несмотря на ситуативный спрос, грузоотправители увидели, что в России есть альтернативы, которыми можно пользоваться. К примеру, может быть востребован весенне-летний период использования Северного морского пути, когда активна навигация.
«Для России гораздо более важным фактором является то, насколько интенсивно будет использоваться маршрут в осенне-зимнее время, когда применяется ледокольный флот. Необходимо продемонстрировать, что СМП используется круглогодично, что окажет гораздо большее влияние, чем авария в Суэцком канале, которую можно отнести к конъюнктурным причинам временного повышения спроса», — уверен Алексей Громов.
В 2020 году через Суэцкий канал доставили 1,2 млрд тонн груза, по Северному морскому пути — 33 млн тонн, что далеко не исчерпывает возможности маршрута. При правильной политике и верном выборе стратегического партнера это направление имеет позитивные экономические перспективы для РФ.
Контейнерные перевозки также востребованы не только для морского транспорта, но и для железнодорожного.
Чтобы в полной мере использовать потенциал России, который есть на этом рынке, необходимо увеличить пропускную способность железных дорог. Сейчас этим вопросом занимается правительство, в частности расширяя возможности БАМа.
«Особенно интересуют пути, идущие с Запада на Восток. На этом направлении российские компании потенциально могут транспортировать гораздо больший объем грузов, чем сегодня», — подчеркнул эксперт.
Одновременно с увеличением объемов грузооборота необходимо сократить время доставки между Европой и Азией. Пока в этом отношении российские компании серьезно проигрывают, учитывая, насколько ключевым моментом в современном мире является скорость.
Если удастся решить проблему с оперативностью — это касается не только качества путей, но и логистических цепочек, — то у России будет конкурентоспособное предложение по контейнерным грузоперевозкам и в сфере железнодорожного транспорта тоже, подытожил эксперт.
Автор: Дарья Белова Вернуться назад |