ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Ледоколы нужны России для реализации арктической стратегии,

Ледоколы нужны России для реализации арктической стратегии,


4-11-2020, 13:42. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Ледоколы нужны России для реализации арктической стратегии, считает экономист Дмитрий Адамидов.

Россия достроила дизель-электрический ледокол Виктор Черномырдин

Россия достроила дизель-электрический ледокол Виктор Черномырдин
admship.ru / АО

Россия делает ставку на ледоколы

Президент РФ Владимир Путин посетит Санкт-Петербург и примет участие в поднятии флага на новом ледоколе «Виктор Черномырдин», который является самым большим дизель-электрическим ледоколом в мире.

Контракт на это судно был подписан в 2011 году, стоимость строительства которого оценивается в 7,95 млрд рублей. Работы начались в октябре 2012 года, а сдать корабль изначально планировалось в конце 2015 года, но строительство затянулось.

Водоизмещение судна составляет 22,258 тонн. Это делает «Виктора Черномырдина» огромным, уникальным кораблем. Во время строительства на судне произошел пожар, что вместе с другими проблемами удорожило проект до 10 млрд рублей.

Кроме праздничной церемонии российский лидер обсудит реализацию комплексного плана по обновлению флота к 2024 году. По этому документу Россия должна получить девять ледоколов, общей стоимостью строительства в 52,5 млрд рублей.

Есть вопросы по финансированию. В Росморречфлоте утверждают, что девальвация рубля удорожит строительство на 25%. Причина тому — большое количество иностранного оборудования, задействованного в том числе и на «Викторе Черномырдине».

Президент РФ Владимир Путин

Президент РФ Владимир Путин
kremlin.ru / Администрация Президента РФ

Россия строит ледоколы для развития Арктического региона и лоббирования Северного морского пути, представляющего собой альтернативу традиционному транспортному маршруту из Азии в Европу через Индийский океан и Суэцкий канал.

Еще у нашей страны существует масса энергетических проектов в Арктике, наиболее знаковым из которых являются «Ямал СПГ» и «Арктик-СПГ» компании «Новатэк», выведшие Россию в когорту мировых лидеров по экспорту СПГ.

«Ледоколы России нужно обновлять, для чего у нас потихонечку реализуется ледокольная программа. Сегодня пришло время активизировать процесс с учетом таяния Арктики и возникновения дополнительных возможностей для продвижения Северного морского пути, хотя там не все так просто, как порою кажется», - констатирует Адамидов.

Для этого проекта необходимы ледоколы, поскольку потепление в Арктике вызывает вопросы у экспертов.

«В ледокольном флоте как таковом экономики довольно мало, но это транспортная доступность и стратегические возможности. Ведь наличие в России ледоколов делает бессмысленным создание таких судов другими странами», - заключает Адамидов.

Экономист Дмитрий Адамидов

Экономист Дмитрий Адамидов

Дания, США и другие западные страны постоянно критикуют РФ за ее политику в Арктике, но они ничего не смогут с этим поделать без создания собственного ледокольного флота. Это дорогое удовольствие, а если брать технологии, особенно в атомном ледоколостроении, то никто. кроме России, ими не обладает. Ледоколы остаются главным гарантом российского присутствия в Арктике.

«У кого ледокольный флот, тот и осваивает Арктику, выбирая кому помочь, а кому нет», - резюмирует Адамидов.

Развитие Северного морского пути потребует больших усилий

По некоторым оценкам, Арктика скрывает 22% мировых запасов углеводородов. На сегодня их извлечение стоит дорого, особенно если брать добычу на шельфе, но в будущем развитие данного направления станет экономически целесообразным.

Нашим партнерам не нравится, что Россия реализует суверенное право на арктический шельф, из-за чего на Западе проводится линия активного противодействия отечественным планам в этом регионе мира.

«Это делает ледоколы стратегическим активом РФ, который необходимо постоянно обновлять», - констатирует Адамидов.

Пока это чистые бюджетные затраты, которые не приносят финансовой прибыли, но с точки зрения развития материальной экономики эффект безусловен. Ситуацию может исправить развитие Северного морского пути, но недавно планы по данному проекту были снижены, что говорит о переоценке Москвой перспектив этого транзитного направления.

Северный морской путь остается одним из стратегических проектов РФ

Северный морской путь остается одним из стратегических проектов РФ
vk.com / ФГУП АТОМФЛОТ

«Чтобы транспортный коридор привлекал заказы, нужно его создать. Пока он толком не создан, никаких заказов быть не может. Для этого нужны проходка, связь, береговые базы и системы жизнеобеспечения», - заключает Адамидов.

Для получения даже небольшой части фрахта из Азии в Европу Россия придется потратиться на многие инфраструктурные начинания, а не только на ледоколы. Такие проекты быстро не делаются, освоение Северного морского пути потребует еще 10-15 лет.

«Что касается перспектив проекта, то в принципе после 2030 года Северный морской путь может забрать часть азиатского транзита. Его перспективы можно сравнить с Транссибом, на долю которого приходится 1-2% транзита из Китая в ЕС, но и это совсем немало. На сегодняшний день европейско-китайский транзит составляет 7 млрд тонн в год», - резюмирует Адамидов.

Москва поставила перед Северным морским путем цель в 80 млн тонн транзитных грузов в год, поэтому получение даже 2% от транзита между Евросоюзом и Китаем позволит с лихвой перевыполнить эту задач.

«Перспектива заключается в транзите грузов из Северного Китая в северные страны Евросоюза. При нормальной проходке через Северный морской путь это существенно сократит сроки доставки грузов», - констатирует Адамидов.

Россия продолжит развивать Арктику

Россия продолжит развивать Арктику
vk.com / Минобороны России

Пока Арктика для России остается сферой военно-политических интересов – в данном регионе происходит прямое соприкосновение с ВМС США, и направлением по развитию энергетических проектов, однако последние цифры пока скромные.

Оба этих аспекта продолжат развиваться, для чего в качестве меры поддержки Россия и строит ледоколы.

 

Автор: Дмитрий Сикорский

Вернуться назад