Недавняя новость по запрету застраховать судно "Академик Черский" и другие суда которые могут принимать участие в достройке газопровода "Северный поток-2", это прямое нарушение прав судовладельцев
В этом случае необходимо подать иск в международный суд к инициаторам этого запрета. Ну а сам газопровод в любом случае будет достроен. И сделать это может китайская компания.
Такое заявление сделал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
А все это вытекает из того, что немногим ранее IGP&I (Международная Группа Клубов Взаимного Страхования Судовладельцев) приняла решение отказать в страховом покрытии судам, которые участвуют в строительстве газопровода "Северный поток-2". Учредители IGP&I считают, что суда осуществляют противозаконную деятельность. Ну и еще одной причиной отказа является "прямая санкционная угроза" для страховщиков.
Российский аналитик Игорь Юшков несмотря на эту новость уверен, что строительство газопровода всё равно будет завершено. Но это решение IGP&I принесёт дополнительные проблемы проекту "Северный поток-2".
Конечно, это создаёт дополнительные проблемы для "Северного потока-2". Но ситуация вопиющая, когда нет никаких санкций и запретов на страхование и нет непосредственного попадания судов в чёрные списки. Но их заранее предупреждают, что оказывать услуги не будут. Сейчас единственные санкции, которые работают в отношении газопровода "Северный поток-2" - это документ, введённый в декабре 2019 года. В нем сказано, что запрещено указывать услуги по достройке и финансировать. Даже в пояснениях Минфина США ничего не говорится о тех судах, которые там работают. Но сейчас там никакие суда не работают и не очень ясно, кому они сейчас будут отказывать в страховании, - заявил Юшков.
Юшков уточняет, что работать на объекте предположительно должны 4 судна: "Академик Черский", "Фортуна" и два судна снабжения. Однако ПАО "Газпром" пока не сообщал о том, какие точно корабли будут этим заниматься.
Пока они не приступили к работе, они не попадают под санкции
Поэтому и нет никаких оснований в отказе от страховки этих судов.
Например, они не фигурируют в выданном разрешении на использовании судов. Под характеристики указанные там подходит "Фортуна", но нигде не говорится о конкретном судне. Кроме того, пока они не приступили к работе, они не попадают под санкции. Поэтому заранее их ограничивать в чём-то — нельзя. Я думаю, что с этим нужно жёстко бороться. И судовладельцам просто подавать во всевозможные суды, пытаться обанкротить всех этих страхователей. Это нарушение прав, - возмущается Игорь Юшков.
Если все же российским судам будет отказано в страховании, то компании придётся искать другие пути обезопасить строительство. И есть уже пример такого - необходимо будет обратиться к китайской стороне.
Так было в 2015 году, когда китайское судно проложило энергомост между Кубанью и Крымом
И как всегда китайцы нам помогут считает Юшков.
Для проекта это усложняет жизнь, потому что если судам откажут в страховании, то другие компании тоже начнут смотреть на них криво. Но нужно понимать, что в этот клуб входят не все страховые компании в мире. И я думаю, что если "Фортуне" откажут в страховании, придётся искать альтернативы. Либо российские компании, либо азиатские. Например, есть опыт, когда китайские компании полностью игнорировали американские санкции. Так было в 2015 году, когда китайское судно проложило энергомост между Кубанью и Крымом. Оно это сделало, выполнило заказ и ушло. Никаких санкций против него не применили. Поэтому нужно смотреть крупных и мощных игроков типа китайских компаний, - подчеркнул Игорь Юшков.
СПРАВКА
Газопровод "Северный поток-2" соединит Россию и Германию по Балтийскому морю и обеспечит природным газом Европу. Но в свою очередь США и ряд европейских стран противодействуют строительству газопровода. Так, госсекретарь США Майкл Помпео заявил об идее создать коалицию из стран Евросоюза против строительства трубопровода.